Лучший педагог года

Семинар-практикум «Музыкальная игра-средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Ирина Белан
Семинар-практикум «Музыкальная игра-средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра». А. С. Макаренко

Дошкольный возраст – это возраст игры. Развитие игровой деятельности стало неотъемлемой составляющей организации жизни ребенка в детском саду. Для взрослых не секрет, что ребенок дошкольник любит петь и танцевать, что счастливые мгновения его жизни всегда сопровождает музыка. Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и построить, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности. Взаимодействие ребенка с музыкой связано с активностью ребенка в выборе музыкальных видов деятельности, вступая в мир социальных контактов, ребенок начинает строить собственную систему отношений с другими детьми.

Публикация «Семинар-практикум „Музыкальная игра-средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Музыка становится : - увлекательной игрой;

- источником обогащения опыта эмоциональных отношений, что позволяет строить социальные отношения в игре и общении;

- содержательной основой игр, когда сюжеты и ролевые отношения в детских играх становятся отражением содержания музыкальных произведений.

Неоспоримо значение игр в развитии ребенка, в игре формируются «все стороны души человеческой: его ум, его сердце, его воля» К. Д. Ушинский. И если говорят, что игры предсказывают будущий характер ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре проявляются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, следовательно, и на будущую судьбу. Стоит отметить, что именно в игре ребенок может в полной мере проявить свою инициативу, получить новый социальный опыт. В игре быстрее устанавливаются коммуникативные связи, развиваются умения, внимание и навыки ребенка. Так как игра является привлекательным видом деятельности, то эффект ее воздействия на развитие ребенка, становление его как личности исключительно высок. Игра выполняет активную информационно- коммуникативную роль в процессе общения между детьми во время совместного музицирования.

Игра – это деятельность, предполагающая соучастие и сотворчество, с ярко выраженной обратной связью между участниками игры. Присущий момент развлекательности усиливает мотивационную сторону игры, включает в ее процесс настроение праздника и радости.

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных действиях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально – учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. Музыкальные произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика складывается под влиянием других разделов воспитания – знакомство с социальным окружением, с природой и т. д.

Согласно словарю, глагол «играть» обозначает «забавляться, развлекать». Но на музыкальном занятии особое место занимает музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле социальных музыкальных видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их. Побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно – образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия.

Музыкальную игру можно определить как духовно – практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира и собственного «я» на языке художественных образов. Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенка музыкально – игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действия ребенка.

Овладевая игровыми умениями дети сознательно участвуют в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных задач. Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей в следующих показателях:

- усложнение задач и способов познавательной музыкальной деятельности;

- обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;

- изменение характера игрового общения детей и педагога.

Участие старшего дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Современные технологии музыкального развития предполагают применять игровые методы, помогающие педагогу в интересной, занимательной форме преподнести воспитаннику учебный материал, а ребенку – легко его усвоить. Игровая ситуация создает психологическую установку, настраивает ребенка на музыкальную деятельность.

Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, обобщенное представление окружающей действительности, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла. Играя, дети слушают нежную, ласковую песню, знакомятся с высокими и низкими звуками.

Музыкальные игры помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Сюжеты, образы музыкальных игр конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его пережить. Движения, органически связанные с музыкой, ее характером, способствуют целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи. Для того, чтобы музыкальная игра могла выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Целостное восприятие музыкальной игры – восприятие единства музыки и движения. Сделать это сложно, так как игра предполагает действия многих участников и показ ее с музыкальным сопровождением почти невозможен. В этом случае педагог пользуется не только показом, но и словом, объясняя игру, то в образной форме, то в форме четких коротких указаний. Существует много способов первоначального ознакомления с игрой. Но наиболее целесообразный следующий: сначала исполняется вся музыка, затем дается краткое изложение игры и в заключении повторно звучит музыкальное произведение. Чаще всего этот способ используется в достаточно простых несюжетных или сопровождаемых песней играх. Игры, имеющие развернутое действие, требуют своих способов и приемов. Можно применять показ характерного игрового движения: воспитатель двигается, одновременно музыкальный руководитель исполняет произведение. Однако, необходимо, чтобы дети как можно чаще самостоятельно находили какие – либо движения. Целостное восприятие приобретает особый смысл, если ребенок способен улавливать и удерживать в своем сознании отдельные компоненты произведения: характер развития музыкальных образов, темповые, динамические изменения. Поэтому, обучая детей, следует выбирать такие приемы, которые помогут ребенку почувствовать богатство «языка музыки» и передавать это в движении.

Игра ребенка не есть простое воспоминание о прошлом. Это есть творческая переработка пережитых впечатлений, компоновка их и построение из них новой ситуации, отвечающей особенностям и возможностям самого ребенка. В игре ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее.

Творчество начинается в игре, и поэтому совсем не безразлично, играет ли изо дня в день девочка в одни и те же «дочки – матери», а мальчики - в «войну». Или на смену одним играм приходят другие, в которых ребенок выдумывает все новые повороты сюжета, принимая на себя разные роли. Неверно было бы думать, что игра – сугубо детское и развивается она по каким – то своим законам. В игры детей можно и нужно вмешиваться, чтобы придать им определенную воспитательную направленность. Ребенок должен сначала в игре научиться проявлять свою творческую инициативу, уметь организовывать, планировать и направлять игру. Игра подводит ребенка вплотную к той способности, которая характеризует воображение взрослого человека,- к способности действовать полностью в плане представлений. Все творческие проявления ребенка следует поощрять. Это особенно важно для дошкольника, так как именно у него вся жизнь пронизана фантазией и творчеством.

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Игровая деятельность как средство развития детей дошкольного возраста» (оформление документации) Приказ 03.12.2015г. г. Троицк № О проведении семинара - практикума «Игровая деятельность, как средство развития.

«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Семинар Добрый день уважаемые коллеги! Тема семинара звучит так: "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей.

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Из опыта работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».

Пескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возрастаПескография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Пескография, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Ольга Никулина. Ребенок живет в мире всевозможных.

Декоративная аппликация как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста В сложившейся ситуации в экономике остро стоит проблема импортозамещения. В этой связи техническое образование в России выходит на лидирующие.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Подготовка основы для выполнения поделки. Нужно взять лист белого картона (это будет аквариум) и наклеить на него картон голубого.

Музыкально-дидактическая игра с использованием ИКТ-как средство развития творческих способностей детей старшего возраста Редькина Е. А. - Музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Именно в детстве закладывается.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития художественно творческих способностей у детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Осинцева Евгения Анатольевна. Сегодня я хочу представить опыт работы по теме: «Пластилинография.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Тема нашей работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры» Игра- ведущий вид деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Музыкальная игра-средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 мая 2016 в 23:08
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД