МААМ-картинки

Семинар-практикум «Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Татьяна Пономарева
Семинар-практикум «Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Цель семинара-практикума : Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как средстве нравственно-патриотического воспитания.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников об организации и проведении русских народных игр.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

Публикация «Семинар-практикум „Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

4. Повысить профессиональную компетентность участников семинара-практикума.

(слайды 1,2,3)

Ход семинара- практикума :

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня наш семинар -практикум будет посвящен русским народным играм - средству приобщения ребенка к традициям русского народа, а значит средству патриотического воспитания.

Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. Именно поэтому эта задача является первостепенно важной в новой ФОП ДО и одной из основных задач всех ДОУ.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это дом в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его детский сад, окружающая природа. Это сказки, песни, книги, игры. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего патриота. Конечно детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней.

Прежде чем стать патриотом, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С. В. Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. (слайд 4)

В соответствии с этим сегодня возрастает роль и ответственность педагогов, ведущих данную сложную и кропотливую работу. Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить наиболее эффективные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств. Одним из таких «ценных» методов является –народная игра. (о которой и пойдёт речь сегодня на нашем семинаре).

(слайд 5) Русская народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Дети разного возраста играли вместе, поэтому умели считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. А в праздничные дни взрослые устраивали соревнования. Много игр – хороводов русский народ проводил во время народных праздников, обрядов. Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технический век.

Народные игры всегда являлись традиционным средством педагогики. Посредством организации игровой деятельности передавались молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях поколений.

Народные игры позволяют решать следующие задачи: (слайд 6)

• развитие умений выполнять игровые образы;

• развитие творческой индивидуальности;

• развитие музыкального и эстетического вкуса;

• развитие всех психических процессов;

• формирование понимания красоты речи;

• формирование духовной сферы, патриотических чувств;

• развитие эмоциональной сферы;

• формирование физических качеств, здоровья;

• формирование коммуникативных качеств;

• приобщение к народной культуре, традициям

Русские народные игры для детей несут огромную педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.

Велико значение народных игр в воспитании физических качеств : развитии быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Народные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются детскими фольклорными формами.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.

Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Мы используем русские народные игры на прогулке, на занятиях, в праздниках, развлечениях, физкультминутках и другой деятельности.

Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других.

Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития.

Викторина «Заморочки из бочки»

• Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, лучинка, камешек, мяч, игрушка)

• Главная роль в народной игре? (водящий)

• Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

• Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

• В каких видах деятельности используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

• Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

• Назовите жанры фольклора (русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки, заклички, пестушки, потешки, считалки, скороговорки, загадки)

• Назовите несколько русских народных игр («У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Золотые ворота», «Ловишки», «Пятнашки», «Жмурки», «Городки», «Казаки-разбойники», «Прятки», «Ручеек», «Колечко», «День-ночь» и др.)

• Назовите игрушки наших предков (свистульки, куклы из соломы, куклы-обереги, тряпичные куклы, деревянные игрушки)

• Для чего используется кукла - Масленица? (эта кукла не для игры, атрибут праздника, сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое)

Народные игры условно можно разделить на виды:

СЛАЙД № 7

Пальчиковые игры.

Игры в которых заставляют активно работать кисти рук, ладони, пальцы.

«Сорока- ворона», «Подарки», «Ласточка-Перепёлочка», «Киселёк», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички- невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька»,«Едут-едут бабка с дедом» и другие

СЛАЙД № 8

Орнаментальные игры.

Игры, во время которых участники двигаются в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строится так, что участники

изображают какое-либо архитектурное сооружение – плетень, мост, либо природное явление – шум ветра, метель. Орнаментальные игры близки к хороводным.

"Челночок", "Метелица" «Бояре»и т. д.

СЛАЙД № 9

Игры на ловкость.

Игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

"Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик «и другие.

СЛАЙД № 10

Состязательные игры.

Игры, направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей.

Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", ""Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого"

СЛАЙД № 11

Игры, отражающие отношение к природе.

Русский народ, всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

"Гуси-лебеди", "Волк во рву", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и другие.

СЛАЙД № 12

Хороводные игры.

Игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры раскрывалось в сюжете песни.

«Воробушки», «Лебедь», «Лён» ,«Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок (паучок)» Каравай и другие

СЛАЙД № 13

Драматические (бытовые) игры.

Игры, в которых по определённому традицией сценарию надо разыгрывать сценки из реальной жизни.

"Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи «и другие.

СЛАЙД № 14

Сезонно- обрядовые игры.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.

Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:

1. Рождественский сочельник – игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;

2. Зимние святки - игры «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;

3. Масленица – игры «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог»,

«Салки», «Водить козла»;

4. Благовещение - игры «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,

«Ласточки», «Огородник и воробей»;

5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;

6. Троица – игры «Венок», «Водяной», «Горячее место»;

7. Пасха – игры «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром»;

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.

Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

(Слайд 15)

1) Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольника является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Прежде чем проводить игру, необходимо ее изучить, проиграть, вжиться в нее, для того, чтобы донести до детей смысл и правила игры.

2)Брать игры в соответствии с возрастом ребенка.

Для младшего возраста лучше брать наиболее простые игры, которые привлекают своей напевностью, эмоциональностью. Это игры с песенным и стихотворным сопровождением, хороводы. «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору».

С детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной игрой, развивается интерес к истории родной страны, народной культуре, фольклору, а также с календарными народными играми. Это игры, посвященные циклам земледельческого календаря. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении.

3)Донести до детей смысл и правила игры.

4)Использовать различные атрибуты, инвентарь, музыкальное сопровождение, народные костюмы.

5)Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже, когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Пример:

Таря-Маря в лес ходила

шишки ела

нам велела

а мы шишек не едим

Таре - Маре отдадим!

6) В конце игры похвалить детей и сделать выводы, чтобы детям захотелось еще раз в нее сыграть.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае дети будут приобретать важные качества, необходимые им в жизни.

- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам ответить на несложные вопросы викторины «Знатоки русских игр»

(слайд – 17-23)

- А сейчас, уважаемые коллеги я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в детей и немного поиграть.

Игра «Кукушка»

Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.

Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет). С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.

Материалы: платок.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Залетела и поёт.

Ты, кукушка, не зевай-

Кто кукует – отгадай!

Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, ктобудет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку». Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.

Игра «Бабушка Маланья»

Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети становятся лицом в круг)

И все без бровей (закрывают ладонями брови)

Вот с такими глазами (широко раскрывают глаза)

Вот с такими ушами (показывают уши, как у слона)

Вот с такой головой (соединяют руки над головой)

Вот с такой бородой (показывают длинную бороду)

Они не ели, не пили,

Целый день сидели (садятся)

Друг на друга смотрели (поворачивают голову в разные стороны)

Делали вот так!

Ведущий показывает какое-либо движение, а игроки

пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал, - тот ведущий.

А сейчас музыкальные руководители покажут нам в какие народные игры они играют на музыкальных занятиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш семинар-практикум мы завершаем и предлагаем досказать нужное словечко.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что … (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них. (играть).

Слайд 25

Уважаемые коллеги! Ну и в завершении хочется высказаться известным изречением:«Если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь, как и чем играют дети». К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача,как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей вдетском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста«У Солнышка в гостях». Занятие по программе «Русская народная культура» для детей младшего дошкольного возраста Цель: вызвать радостные эмоции у детей от приобщения к русской народной культуре, развивать связную речь, память детей, Формировать умение.

Русская народная игра в воспитании дошкольников Актуальность: Игры являются важной составляющей в воспитании детей всех возрастов. Важно сохранять традиции и национальную культуру..

Консультация для родителей о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «Мы помним!» Уважаемые родители каждый год в одно и тоже время мы с вами и наши детки отмечаем один праздник, «День победы!», но что это за праздник.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Русская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возрастаРусская народная игра «Горшочки» с детьми старшего дошкольного возраста Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Русская народная игра в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 декабря 2023 в 18:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД