Лучший педагог года

Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции».

Елена Еговкина
Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции».

Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции».

План семинара :

1. Теоретическое обоснование проблемы

- психологический портрет непопулярного ребенка;

- причины непопулярности детей среди сверстников;

- шпаргалка для воспитателей

2. Практическая часть

3. Рефлексия

Детское общество оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом.

Публикация «Семинар-практикум „Непопулярные дети, Возможности педагогической коррекции“,» размещена в разделах

Становление личности дошкольника будет полноценным лишь при условии благополучия эмоционально-психологического климата группы, когда каждому в ней «легко дышится». От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

В реальной жизни, однако, выявляются дошкольники, которые «непопулярны» среди сверстников и на первый взгляд ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся, не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание воспитателя. Но педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных) детях.

Поэтому данная категория детей нуждается в помощи взрослого, чтобы в дальнейшем эти трудности в общении со сверстниками не повлияли на их развитие.

Психологический портрет непопулярного ребенка.

В дошкольном возрасте интенсивно происходит социально-личностное становление дошкольников. Отношения между детьми динамичны, они развиваются на протяжении всего дошкольного возраста, обогащается и усложняется коммуникатив-ное поведение детей. И уже в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил.

У детей свои критерии оценки членов коллектива, они не всегда и не во всем совпадают с мнением взрослых. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей, и, получая признание, ребенок радуется, гордится.

Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева и приступами страха.

Эти дети ощущают по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Это говорит о низком статусе ребенка в группе сверстников, об эмоциональном неблагополучии, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выражается в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Эти дети обидчивы, становятся агрессивными.

В одних случаях подобные переживания могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях. Также возможны и иные проявления : в особой избирательности действий, поступков, отношений с другими людьми.

У непопулярных детей, как правило, отсутствуют избирательные контакты, узок круг общения, они не являются членами устойчивых игровых объединений, а их личностные качества низко оцениваются детьми. Их принимают на роли, которые не захотели играть другие.

В других случаях непопулярные дети идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, становятся его тенью и таким образом получают его защиту, купаются в отблесках его славы. Таким детям постоянно не хватает общения со сверстниками. Чувства их остры: они могут испытывать привязанность к кому-либо или ненавидеть кого-то за пренебрежение к себе.

Причины непопулярности детей среди сверстников.

Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. На социометрический статус ребенка влияют:

• уровень развития навыков общения;

• привлекательный (непривлекательный) внешний вид;

• степень развития игровых навыков;

• обладание заманчивыми игрушками, предметами.

Ребенок может не отвергаться сверстниками, но сам не желать общения с ними. Случается, что из-за частых заболеваний и длительного пребывания вне коллектива ребенок не имеет возможности укрепить и поддерживать свои отношения с ровесниками.

Некоторые личностные особенности, например заниженная или завышенная самооценка, также могут быть причиной непопулярности ребенка, неприятия его детской группой.

У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчужденное отношение к другим детям. Оно может иметь различные проявления: от выраженной агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, что выража-ется в замкнутости и застенчивости.

Оценка неблагополучия ребенка в группе:

1. Наблюдение

Целесообразно фиксировать в течение какого-то определенного времени (н-р во время прогулки) такие, например моменты:

- сколько раз и кто именно обращался к ребенку, положение которого в группе вы изучаете;

- сколько раз он сам проявлял инициативу в установлении контактов.

Также существует возможная форма наблюдения за детьми в группе, целью которого является выявление возможного дискомфорта у ребенка в процессе общения (таблица).

При интерпретации данных необходимо иметь в виду следующее:

- некоторые из приведенных в протоколе наблюдения форм поведения могут встретиться и в жизни вполне благополучного ребенка. Тогда они просто требуют определенного вмешательства со стороны взрослого;

- чем младше ребенок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения;

- многие из описанных в протоколе форм поведения могут проявляться в период адаптации ребенка в группе.

2. Социометрия (методика «Секрет», «Выбор в действии»). Один из традиционных методов изучения психологического климата в группе является социометрия, которая позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и изгоев, наличие микрогрупп.

Публикации по теме:

Семинар-практикум по организации дополнительного образования в ДОУ в соответствии с ФГОС Цель: Систематизировать знания воспитателей об организации дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии.

Семинар-практикум для родителей «Кризис 3-х лет» Семинар-практикум для родителей «Кризис 3 лет» Цель: познакомить родителей с особенностями протекания кризиса трех лет. Знакомство со способами.

Семинар-практикум для воспитателей «Активизация познавательно-речевой деятельности посредством игровых технологий» Семинар - практикум для воспитателей "Активизация познавательно-речевой деятельности посредством игровых технологий". Полноценная речь.

Семинар-практикум для воспитателей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей» Хорошо развитая речь – важнейшее.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений» Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Своевременное овладение правильной,.

Семинар-практикум «Изучение ФГОС ДО» Семинар-практикум Деловая игра для педагогов «Изучение ФГОС ДО» ЦЕЛЬ: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов.

Семинар-практикум «Подарки для наших мам и пап»Семинар-практикум «Подарки для наших мам и пап» Наши педагоги всегда идут в ногу со временем и не устают учиться всему новому и интересному. Каждый наш воспитатель уникален по - своему,.

Семинар-практикум «Экологический КВН для педагогов» Цель викторины: уточнить знания воспитателями «Программы воспитания и обучения в детском саду» (по разделу – знакомство детей с природой).

Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей» Семинар-практикум по теме «Большие возможности мелкой моторики рук для речевого развития детей" План 1. Занятие №1 (теоретическое) «Роль.

Возможности современных технологий в работе по коррекции социально-эмоциональной сферы воспитанников Конспект методического объединения педагогов ДОУ по теме: «Возможности современных технологий в работе по коррекции социально – эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Непопулярные дети. Возможности педагогической коррекции».
Опубликовано: 3 декабря 2015 в 17:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД