Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От пещеры до избы». Семинар-практикум для родителей

Красильникова Галина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От пещеры до избы». Семинар-практикум для родителей

Семинар-практикум

От пещеры до избы

Программное содержание:

дать детям представление о жилище наших предков.

познакомить с особенностями строительства русской избы: выбор места, материалы для строительства, приглашение всего села на помощь.

обратить внимание на то, как человек совершенствовал своё жилище, благоустраивал его.

формировать интерес к прошлому и настоящему.

воспитывать желание познавать культуру своего народа.

Методы и приёмы: рассказ воспитателя, вопросы, рассматривание иллюстраций, пословицы и поговорки.

Материалы: предметные картинки: пещера, хижина, курная изба, современная изба.

С древнейших времён человек стал заботиться о том, что бы защитить себя от непогоды и хищников, сделать своё жилище удобным и безопасным.

- Как называлось жилище древних людей? /показ иллюстрации пещеры/

- Как люди попадали в пещеру?

- Что было внутри?

- Чем освещалась?

- Как люди обогревались в ней?

Пещера была лучшим домом, который человеку дала сама природа. Но древним людям приходилось переходить с места на место в поисках пищи. Там, где не было пещер, люди сами из имеющихся материалов строили землянки и хижины.

- Чем хижина лучше пещеры? (воспитатель выслушивает ответы и предположения детей)

Со временем хижины становились больше, в них появился очаг. /показ иллюстрации/ Многие хижины стали поднимать на столбы – сваи.

- Почему? (дети высказывают свои предположения)

Шло время люди стали дольше жить на одном месте, заниматься земледелием. Им потребовались более крепкие, долговечные дома. /показ иллюстрации курной избы/

- Что это за сооружение?

- Кто её сделал?

Каждый строил себе избу сам. Стены были сложены из брёвен. Пол дома на метр был углублён в землю. Свет еле пробивался через небольшие окна. В углу печь, сложенная из камня. Она топится по черному: дым из трубы выходит не через трубу, а через щели дома и из окошек. Дверь в избу низкая, а порог высокий. Делали это для того, что бы в холод с улицы меньше дуло.

/показ иллюстрации более современной избы/

- Чем похожи эти избы?

- Чем отличаются?

Такие избы люди стали строить позже, когда научились брёвна пилить на доски и делать стены из кирпичей.

«Чем больше рук, тем легче труд» - говорили в народе. Вот и строили всей семьёй. Но не каждая семья самостоятельно справлялась с такой работой, и приглашали на помощь всё село. Говорили – всем миром дом строили.

Лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными – «рубили» их с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома назывались срубами.

Человек продолжал совершенствовать своё жилище. Над окнами крепились козырьки – наличники. Они прикрывали окна от дождя и снега. Позже появились наличники со ставнями. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит ещё спят.

У домов появилось крыльцо.

- Зачем оно?

На крыльце отдыхали и даже пили чай. Крыльцо поддерживали столбы, на которые опиралась кровля. На крыльцо вели ступеньки, а для удобства ставились перила. Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.

-Попробуйте объяснить пословицы:

Дом построить – не шапку на голову надеть.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом.

А теперь попробуйте сами нарисовать русскую избу.

/устроить выставку работ/

Публикации по теме:

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» В нашей группе вот уже на протяжении 6 лет действует музей "Русская изба". Вместе с моей напарницей собирали старинные экспонаты и предметы.

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «От пещеры до избы». Семинар-практикум для родителей
Опубликовано: 27 марта 2013 в 14:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы направления «Разноцветный мир» по проекту «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....
«Кожлянская игрушка-свистулька»
Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все больше внимания...
Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»
Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям....
Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников
Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (...
Мастер-класс: «Причёски для девочек» подготовительная группа.
Создать красивую стильную причёску своими руками вполне реально, наш мастер - класс поможет вам в этом. Современные маленькие модницы часто хотят сами...