Лучший педагог года

Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы»

Анна Лысова
Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы»

Тема: «Знатоки природы».

Форма проведения: семинар- практикум.

Аудитория: родители старшей возрастной группы.

Количество участников: 16 человек, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели ДОУ.

Пояснительная записка.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Публикация «Семинар-практикум по работе с родителями „Знатоки природы“» размещена в разделах

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. С родителями было проведено анкетирование с целью выявления их экологической компетентности. (приложение№1).

Цель: показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей, повышение роли семьи в становлении осознанно-правильного отношения к природе.

Задачи: 1. Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом. 2. Способствовать формированию знаний о природе, развитию экологического мышления и творческого воображения. 3. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогами. 4. Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей.

Информационно-техническое обеспечение: объявление в группе, пригласительные билеты, рассылка по электронной почте, выставка детских рисунков на тему «Мы друзья природы», выставка книг детских писателей о природе «Любить, ценить и уважать».

Материалы и оборудование: аудиозапись «Звуки природы»; книги детских писателей о природе; детские рисунки; наборы цветной бумаги и картона; фломастеры, карандаши; компьютер, проектор, картинки с изображением птиц, животных, деревьев, картинки с правилами поведения в лесу и на водоёме.

Логика проведения: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас сегодня на нашем семинаре-практикуме «Знатоки природы». Я очень надеюсь, что все, что вы сегодня услышите, пригодится вам в воспитании ваших детей. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Прививать экологическую культуру необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Заставить любить природу нельзя, но помочь полюбить – можно. Сегодняшнюю встречу я хочу начать со стихотворения Ларисы Борисовны Фесюковой: «Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал жука, И он умер у меня на ладони. И тогда я понял: Прикоснуться к природе Можно только сердцем». Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. (Звучит аудиозапись «Звуки природы»). Сегодня мы с вами собрались, чтобы проверить ваши знания о природе и ее охране. Соревноваться предстоит двум командам. Для начала нам надо собрать команды. На столе – разрезанные части двух открыток с изображением животных. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

1. Конкурс эмблем.

Вы, уважаемые участники, должны будете нарисовать эмблему и рассказать о ней. Таким образом, вы представите свои команды.

2. Конкурс «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга) 3. Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь) 4. Как называется растительный мир? (Флора)

5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев, которого отпугивает мух и комаров. (Герань)

7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8. Великий русский полководец А. В. Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

3. Конкурс «Составьте правила поведения в природе».

Команды составляют правила поведения: 1-й – в лесу; 2-й – на водоемах. (Раздаются карточки с изображением правил поведения в лесу и на водоёме).

4. Конкурс «Театр-экспромт».

Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.

1 команда – басня «Свинья под дубом».

2 команда – басня «Ворона и лисица».

5. «Угадай мелодию».

Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.

Подсказки:

1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина)

2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)

3. То, что мы должны принимать таким, как есть. природы нет плохой погоды)

4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)

5. О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)

6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)

7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)

8. Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

6. Конкурс. «Дуэль».

Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. 1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.

2. Деревья покрылись инеем – к теплу.

3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.

4. Если осина в сережках (цветет богато) –то будет богатый урожай овса.

5. Зацвела осина – пора сеять морковь.

6. На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.

7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.

8. Много сока в березах – к дождливому лету.

9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.

10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.

11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.

12. зазеленела черемуха – пора сеять картофель.

13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.

14. Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.

7. Конкурс «Нарисуй своё любимое животное».

Надо нарисовать животное с закрытыми глазами и рассказать всё, что вы знаете о нём. Ответы могут быть дополнены остальными участниками команд.

Воспитатель: Уважаемые родители, наш семинар подошел к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждении такой актуальной темы Пока жюри подводит итоги, предлагаю Вам обсудить ситуации. 1-ая команда: На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2-ая команда: Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Рефлексия - прием «Слово дня» (родителям предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному семинару-практикуму). Получили ли вы ответы на интересующие вас вопросы? Что полезного узнали сегодня? Высказывания родителей.

Используемая литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2009. 2. Шорыгина Т. А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. Москва, 2008. 3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. Москва: Просвещение, 1992. 4. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. Угадай, как нас зовут. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва: Просвещение, 1994. 5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Детство-пресс 2015г.

Приложение № 1

Анкета для родителей по экологии.

Вопросы Варианты ответов

да нет Свой ответ

1. Знакомы ли вы с понятием экология?

2. Есть ли в семье собаки, кошки, или другие животные?

3.. 3. Посадили ли Вы дерево?

4. Мастерили ли Вы когда- нибудь кормушки для птиц?

5. Читаете ли Вы ребёнку книги о природе?

6. Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи о природе?

7. Часто ли Вы бываете с ребёнком в лесу?

8. Знает ли Ваш ребёнок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

9. Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к животным, растениям?

10. Как Вы думаете, получит ли Ваш ребёнок знания о природе в детском саду?

Приложение № 2

Книги детских писателей о природе.

1. Ю. Тувим «Овощи». 2. Я. Тайц «Послушный дождик». «По грибы». 3. Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». 4. З. Александрова «В грибном царстве. 5. В. Сутеев «Под грибом». 6. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». 7. К. Паустовский «Тёплый хлеб». 8. В. Бианки «Синичкин календарь». 9. Г. Снегирёв «Про птиц», «След оленя». 10. Н. Сладков «Разноцветная земля»

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Семинар-практикум по работе с родителями» Тема: Работа с родителями ”Веселая сенсомоторика”. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что.

Консультация для воспитателей «Семинар-практикум по работе с родителями» «Правильный выбор игрушки – залог успешного развития ребенка». Моя деятельность по работе с родителями направлена на установление доверительных.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Семинар-практикум. Тема : «ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: Повышать профессиональную компетенцию педагогов в вопросах.

Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями». Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Задачи: -познакомить.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.

Семинар — практикум для заместителей заведующего по воспитательной и методической работе .

Семинар-практикум «Использование физкультминуток в работе с дошкольниками» 1слайдДобрый день, уважаемые коллеги! Сегодня семинар-практикум будет посвящен «Использованию физкультминуток в работе с дошкольниками».

Семинар — практикум Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение.

Семинар-практикум «Применение методов экспериментальной психологии в работе воспитателя ДОУ» Цель: Достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований через овладение методом.

Семинар-практикум «Удивительное оригами в работе с детьми» Цель: Повышение педагогической компетентности студентов в вопросах использования искусства «оригами» в воспитании и развитии детей. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по работе с родителями «Знатоки природы»
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 20:24
+169Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 93.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД