Лучший педагог года

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Анастасия Ауэр
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»

Развитие речевой деятельности дошкольников в организации

педагогического процесса.

Дата проведения: 14.01.2014.

Цель семинара :

• создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:

Публикация «Семинар-практикум по развитию речи „Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса“» размещена в разделах

1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности :

2. побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку;

3. углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования;

План семинара.

п\п содержание Вид работы

1. Выступление заведующей

2 Дискуссия с элементами практикума по теме педсовета «Развитие связной речи через творческие формы работы (использование метода мнемотехники, схем-моделей)» Мнемотаблицы, стихотворение,

Расчерченный лист для мнемотаблицы

3. Игры на развитие фантазии и словесного творчества

Игра «увеличение-уменьшение»

Игра «старая сказка на новый лад»

«Придумай историю»

«Нелепицы» Волшебная палочка, шкатулка с героями сказок,

Придумать необычное существо и рассказать о нем

Картинки с нелепицами, цветные карандаши

4 Кроссворд по развитию речи

5. Устное народное творчество в развитии речевой активности посредством малых фольклорных форм Скороговорки по 3 для каждой команды,

6. Обмен мнениями. Подведение итогов.

Домашнее задание «Сюжетно-ролевая игра» Поликлиника-Больница-аптека-скорая помощь,

парикмахерская,

столовая-кулинария-кафе

магазин,пожарники,семья, игры с транспортом (самолет,автобус и т. д)

1. МНЕМОТЕХНИКА

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образои, весь текс зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Практическое задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения

1 Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки

Ромашки, ромашки, будто луговые

Ромашки, ромашки словно как живые.

2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат

Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?

Наш зеленый огород нас покормит круглый год

Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми

Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

И так первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;

Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Игра «Шкатулка со сказками»

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.

Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Игра «Придумай необычное существо»

Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже

Игра «Нелепицы»

Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.

Ответы к тесту

Картинка к тесту «Нелепицы».

Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров. (слайды 13,14)

• Задание показать по одной пальчиковой гимнастике.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

• Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки (слайд 16) Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.

(по 3 скороговорки для команды)

В заключении командам предлагается разгадать кроссворд и выписать зашифрованное слово.

(прилагается)

Домашнее задание к педсовету.

По жеребьевке воспитатели групп выбирают карточку, в которой указана сюжетно-ролевая игра.

Задание: принести на педсовет атрибуты к игре и показать как играть, какие вопросы задавать детям, как организовать детей к игре. Можно оформить свое выступление в виде фотоочета, презентации, папки передвижки. Все участники будут награждены грамотами. Лучшая разработка размещена на сайте ДОУ

И в заключение семинара раздаются консультации в родительский уголок всех групп в соответствии с возрастом воспитанников.

Речевое развитие ребенка (ранний дошкольный возраст)

Развиваем речь играя (для второй младшей группы)

Игры для развития речи и мышления дошкольников (подготовительная группа)

Советы родителям по развитию речи детей (2 младшая группа)

Игры по формированию грамматического строя речи у ребёнка 5 -6 лет (старшая группа)

Памятка по развитию речи (средняя группа)

Учим буквы, играем в слова (подготовительная группа)

Буклет «Развиваем руку-развиваем речь» (средняя группа)

Выводы по семинару.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Семинар-практикум для педагогов «Сказка — ложь, да в ней намек…» Одна из основных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно- образовательной работы, создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»
Опубликовано: 15 января 2014 в 16:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД