Семинар-практикум «Преврати свою жизнь в сказку»

Алеся Тихонова
Семинар-практикум «Преврати свою жизнь в сказку»

(кружок музыкально-театрализованной деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста)

Тихонова А. С. воспитатель МАДОУ №9 «Незабудка» города Дубны Московской области

Тема: В мире фантазии

Цель: продолжать учить детей различать положительных и отрицательных, главных и второстепенных героев произведения; развивать эмоциональную сферу деятельности с помощью мимики, голоса и пластики, продолжать развивать умение импровизировать; воспитывать любовь к театральному искусству, умение работать в команде.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, рисунки детей, маски для сказки, карточки с изображением эмоций, карточки с изображением героев сказок.

Предварительная работа: разработка проекта «В мире фантазии. Преврати свою жизнь в сказку, изучение с детьми видов и жанров устного народного творчества, знакомство с положительными и отрицательными персонажами, главными и второстепенными ролями в произведениях. Домашнее задание для детей – нарисовать 2 самых ярких персонажа сказки «Волк и семеро козлят».

Ход занятия

1) Ознакомление с работой кружка.

- Рассказ о работе кружка музыкально-театальной деятельности.

Воспитатель: Наш кружок начал свою работу в сентябре 2012 года, в нем принимали участие дети средней и старшей группы. С этого года у нас занимаются дети со 2 младшей до подготовительной группы.

Актерское мастерство в современном мире перестало быть профессиональным инструментом актеров. Ведь в основе искусства игры лежит техника освобождения от зажимов, которая позволяет перевоплощаться в своего героя, оставаясь при этом самим собой. Уроки актерского мастерства для детей, как это ни парадоксально звучит, учат ребенка «не играть», а быть самим собой.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению.

Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.

Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми.

Создание системы педагогического сопровождения детей.

Выступление перед родителями, воспитанниками детского сада.

Участие в городских, районных, областных конкурсах.

Занятия кружка проходит двумя способами:

1. Актерские игровые тренинги. (В 2013-2014 году этот вид занятия будет реализовываться через проект «В мире фантазии»).

2. Работа над спектаклем.

За 2012 – 2013 год были поставлены следующие постановки: «Зима в Простоквашено», «Новый Год с Лунтиком», «Еще один день из жизни дяди Стёпы», «В королевстве кривых зеркал». Зрителями были родители, дети и педагоги ДОУ. С постановкой «Еще один день из жизни дяди Стёпы» принимали участие в конкурсе, посвященному Сергею Михалкову, а сказка «В королевстве кривых зеркал» была представлена на городском конкурсе «Зелёный огонёк».

- Показ презентации

(Воспитатель показывает презентацию, в которой кратко рассказывает о проекте «В мире фантазии».)

Проект будет осуществляться в течение 6 месяцев, с октября 2013 года по апрель 2014 года.

Ключевой вопрос проекта: Возможно ли превратить свою жизнь в сказку?

Тематические вопросы:

1) Как черты характера могут повлиять на судьбу человека?

2) Для чего в произведениях нужны отрицательные и положительные персонажи?

3) Какую роль сказки занимают в вашей жизни?

Содержательные вопросы:

1) Какие бывают жанры художественной литературы?

2) Какие существуют виды устного народного творчества?

3) Какие средства художественной выразительности вы знаете?

Краткое описание:

В работе над проектом дети будут учиться создавать сказку. Для этого они сначала узнают, какие жанры художественной литературы, и виды устного народного творчества существуют. К какому жанру относится сказка и из чего она состоит. А также, дошкольники познакомятся со средствами художественной выразительности. Детям надо будет определить роль положительных и отрицательных, главных и второстепенных героев в произведении и выбрать наиболее ярких существующих персонажей для создания собственной новой сказки. Перед началом составления новой сказки детям надо выяснить, какие черты характера присущи всем избранным персонажей для того, чтобы в конце проекта дети поняли, что если быть хорошим человеком, то и жизнь будет яркой и гармоничной, как добрая сказка.

Деятельность дошкольников в ходе осуществления проекта:

В ходе выполнения проекта дети сначала знакомятся с такими понятиями, как:

- Жанры художественной литературы

- Виды устного народного творчества

- Средства выразительности

После этого они детально изучают строение сказки. Детям предлагается создать свою собственную сказку. Для на занятиях театрального кружка мы разбираем самые любимые сказки детей: «Волк и семеро козлят», «Золушка», «Петушок – Золотой гребешок», «Красная шапочка» и «Муха – Цокотуха».

Во время разборов сказок, дети выбирают по два самых ярких персонажа в каждой сказке. Затем им нужно подробно описать характер выбранных героев и нарисовать их изображения.

В итоге у нас должно получиться 10 самых ярких, любимых персонажей. Изображение с выбранными персонажами вешают перевернутыми на доску. (Чтобы не видеть какой герой изображен). И начинают создание сказки.

Поочередно каждый ребенок выбирает своего героя и выбирает, каким будет его герой- положительный или отрицательный (выбирая с закрытыми глазами эмоциональную карточку). Первый избранный герой становится главным героем. Если главный герой оказывается отрицательным – воспитатель помогает детям по окончанию сказки перевоспитать этого персонажа. Дети с помощью воспитателя начинают фантазировать, куда бы мог попасть, и что могло бы произойти именно с этим персонажем. Затем выбирают второго героя и вводят его в сказку. Так, поочередно друг за другом, в сказку вводятся другие персонажи. Дети должны на ходу придумать какую-то проблему, чтобы положительные герои ее решили в конце произведения.

После создания сказки дети делятся на группы по 3-4 ребенка. Эти группы должны создать иллюстрированную книгу по этой сказке.

Итогом всего проекта будет показ спектакля по новой, придуманной ими сказки.

2)Представление детей.

(Возле входа в зал)

Воспитатель: Дети, сегодня вы будете заходить в зал так, как бы это сделали принцы и принцессы на средневековом балу! Мальчики дают девочкам руку, идем парами, красиво держим осанку. За тем мальчик громко представляет девочку, девочка делает поклон и представляет мальчика, который тоже делает поклон. (Дети входят в зал под музыку).

3)Разминка.

- Артикуляционная

гимнастика

-Дыхательная гимнастика

- Гимнастика для голоса

4) Упражнения для развития эмоциональной сферы.

- Игра «Эмоциональное зеркало»

Воспитатель: Дети, сейчас вы превратитесь в мое отражение, вы будете, как зеркало повторять каждую мою эмоцию! (Воспитатель показывает эмоции - страх, злость, доброту, веселье. Дети стараются всё в точности повторить и назвать показанную эмоцию).

- Игра «Меняем интонацию»

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем учиться произносить знакомые фразы с разной эмоциональной окраской! Давайте скажем «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» с веселыми эмоциями! (дети хором говорят). А теперь скажем эту же строчку с добрыми эмоциями! (Дети говорят хором). Ну а сейчас скажем со злостью! (Дети говорят). А еще, давайте скажем со страхом в голосе! (Дети говорят хором).

- Эмоционально-пластический этюд

Воспитатель: Дети, станьте парами, я буду включать вам музыку, а вы будете отвечать, какие эмоции вы испытываете от звучащей музыки. А потом, попробуйте изобразить в танце с партнером свои эмоции! (Дети прослушивают музыку и исполняют импровизационные танцы на следующие эмоции: доброта, страх, веселье, злость).

5) Беседа о роли положительных и отрицательных, главных и второстепенных героях произведений.

Воспитатель: Дети, мы с вами уже знаем, что в любом произведении бывают главные и второстепенные персонажи. Главные персонажи встречаются на протяжении всего произведения и весь сюжет связан именно с главными персонажами. Второстепенные персонажи могут появляться и исчезать на протяжении произведения, могут быть только в начале или только в конце произведения, у некоторых даже может не быть слов. Но второстепенные персонажи очень важны, они помогают главным героям, вносят интерес и предают яркость произведению.

Посмотрите на эти картинки, назовите главных героев разных сказок. (На проекторе показывают картинки с изображением разных героев сказок). А теперь, назовите второстепенных персонажей. (Дети называют).

Воспитатель: А какие бывают герои произведений по поступкам?

Дети: Положительные и отрицательные!

Воспитатель: Какие черты характера присущи положительным персонажам?

Дети: Доброта, честность, смелость, чувство юмора.

Воспитатель: А какие черты есть у отрицательных персонажей?

Дети: Злость, хитрость, зависть и т. д.

6) Разбор рисунков детей.

Воспитатель: А теперь, давайте просмотрим ваши рисунки и посмотрим, как вы изобразили отрицательных и положительных персонажей. (Разбор рисунков детей: положительного персонажа сказки «Волк и семеро козлят»- Козы и отрицательного персонажа – Волка).

7) Импровизация сказки «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами разыграть сказку «Волк и семеро козлят». Перед вами стоят перевернутые портреты героев этой сказки. Каждый из вас подойдет и «вытянет» себе роль. А потом вы выберете карточку с изображением какой-либо эмоции и ваш персонаж на протяжении все сказки должен быть наделен именно этими эмоциями!

(Дети выбирают роли и эмоции героев. Разыгрывают сказку, с помощью воспитателя).

8) Итоги занятия.

Воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились с заданием и были хорошими артистами! Скажите, а каким должен быть хороший зритель?

Дети: Внимательным, воспитанным, отзывчивым, тихим.

Воспитатель: Правильно, молодцы, теперь я вижу, что вы не только хорошие артисты, но и отличные зрители!

Список использованной литературы:

1) Рус. нар. сказка «Волк и семеро козлят».

2) Л. Ю. Князева «Импровизируем в игре, поём, ставим спектакль». Москва «ВАКО», 2013г.

3) Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия (под ред. Белой К. Ю., ТЦ «Сфера», 2005г.

4) Н. Б. Улашенко Организация театрализованной деятельности в детском

саду, сборник. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.

5) О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Проектирование образовательной

деятельности в детском саду. Современные подходы. Изд-во «Цветной мир», 2013.

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Насекомые и пауки
  • Игрушки
Автор публикации:
Семинар-практикум «Преврати свою жизнь в сказку»
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 17:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....