Семинар-практикум «Преврати свою жизнь в сказку»

Алеся Тихонова
Семинар-практикум «Преврати свою жизнь в сказку»

(кружок музыкально-театрализованной деятельности с детьми старшего

дошкольного возраста)

Тихонова А. С. воспитатель МАДОУ №9 «Незабудка» города Дубны Московской области

Тема: В мире фантазии

Цель: продолжать учить детей различать положительных и отрицательных, главных и второстепенных героев произведения; развивать эмоциональную сферу деятельности с помощью мимики, голоса и пластики, продолжать развивать умение импровизировать; воспитывать любовь к театральному искусству, умение работать в команде.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, рисунки детей, маски для сказки, карточки с изображением эмоций, карточки с изображением героев сказок.

Предварительная работа: разработка проекта «В мире фантазии. Преврати свою жизнь в сказку, изучение с детьми видов и жанров устного народного творчества, знакомство с положительными и отрицательными персонажами, главными и второстепенными ролями в произведениях. Домашнее задание для детей – нарисовать 2 самых ярких персонажа сказки «Волк и семеро козлят».

Ход занятия

1) Ознакомление с работой кружка.

- Рассказ о работе кружка музыкально-театальной деятельности.

Воспитатель: Наш кружок начал свою работу в сентябре 2012 года, в нем принимали участие дети средней и старшей группы. С этого года у нас занимаются дети со 2 младшей до подготовительной группы.

Актерское мастерство в современном мире перестало быть профессиональным инструментом актеров. Ведь в основе искусства игры лежит техника освобождения от зажимов, которая позволяет перевоплощаться в своего героя, оставаясь при этом самим собой. Уроки актерского мастерства для детей, как это ни парадоксально звучит, учат ребенка «не играть», а быть самим собой.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению.

Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.

Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми.

Создание системы педагогического сопровождения детей.

Выступление перед родителями, воспитанниками детского сада.

Участие в городских, районных, областных конкурсах.

Занятия кружка проходит двумя способами:

1. Актерские игровые тренинги. (В 2013-2014 году этот вид занятия будет реализовываться через проект «В мире фантазии»).

2. Работа над спектаклем.

За 2012 – 2013 год были поставлены следующие постановки: «Зима в Простоквашено», «Новый Год с Лунтиком», «Еще один день из жизни дяди Стёпы», «В королевстве кривых зеркал». Зрителями были родители, дети и педагоги ДОУ. С постановкой «Еще один день из жизни дяди Стёпы» принимали участие в конкурсе, посвященному Сергею Михалкову, а сказка «В королевстве кривых зеркал» была представлена на городском конкурсе «Зелёный огонёк».

- Показ презентации

(Воспитатель показывает презентацию, в которой кратко рассказывает о проекте «В мире фантазии».)

Проект будет осуществляться в течение 6 месяцев, с октября 2013 года по апрель 2014 года.

Ключевой вопрос проекта: Возможно ли превратить свою жизнь в сказку?

Тематические вопросы:

1) Как черты характера могут повлиять на судьбу человека?

2) Для чего в произведениях нужны отрицательные и положительные персонажи?

3) Какую роль сказки занимают в вашей жизни?

Содержательные вопросы:

1) Какие бывают жанры художественной литературы?

2) Какие существуют виды устного народного творчества?

3) Какие средства художественной выразительности вы знаете?

Краткое описание:

В работе над проектом дети будут учиться создавать сказку. Для этого они сначала узнают, какие жанры художественной литературы, и виды устного народного творчества существуют. К какому жанру относится сказка и из чего она состоит. А также, дошкольники познакомятся со средствами художественной выразительности. Детям надо будет определить роль положительных и отрицательных, главных и второстепенных героев в произведении и выбрать наиболее ярких существующих персонажей для создания собственной новой сказки. Перед началом составления новой сказки детям надо выяснить, какие черты характера присущи всем избранным персонажей для того, чтобы в конце проекта дети поняли, что если быть хорошим человеком, то и жизнь будет яркой и гармоничной, как добрая сказка.

Деятельность дошкольников в ходе осуществления проекта:

В ходе выполнения проекта дети сначала знакомятся с такими понятиями, как:

- Жанры художественной литературы

- Виды устного народного творчества

- Средства выразительности

После этого они детально изучают строение сказки. Детям предлагается создать свою собственную сказку. Для на занятиях театрального кружка мы разбираем самые любимые сказки детей: «Волк и семеро козлят», «Золушка», «Петушок – Золотой гребешок», «Красная шапочка» и «Муха – Цокотуха».

Во время разборов сказок, дети выбирают по два самых ярких персонажа в каждой сказке. Затем им нужно подробно описать характер выбранных героев и нарисовать их изображения.

В итоге у нас должно получиться 10 самых ярких, любимых персонажей. Изображение с выбранными персонажами вешают перевернутыми на доску. (Чтобы не видеть какой герой изображен). И начинают создание сказки.

Поочередно каждый ребенок выбирает своего героя и выбирает, каким будет его герой- положительный или отрицательный (выбирая с закрытыми глазами эмоциональную карточку). Первый избранный герой становится главным героем. Если главный герой оказывается отрицательным – воспитатель помогает детям по окончанию сказки перевоспитать этого персонажа. Дети с помощью воспитателя начинают фантазировать, куда бы мог попасть, и что могло бы произойти именно с этим персонажем. Затем выбирают второго героя и вводят его в сказку. Так, поочередно друг за другом, в сказку вводятся другие персонажи. Дети должны на ходу придумать какую-то проблему, чтобы положительные герои ее решили в конце произведения.

После создания сказки дети делятся на группы по 3-4 ребенка. Эти группы должны создать иллюстрированную книгу по этой сказке.

Итогом всего проекта будет показ спектакля по новой, придуманной ими сказки.

2)Представление детей.

(Возле входа в зал)

Воспитатель: Дети, сегодня вы будете заходить в зал так, как бы это сделали принцы и принцессы на средневековом балу! Мальчики дают девочкам руку, идем парами, красиво держим осанку. За тем мальчик громко представляет девочку, девочка делает поклон и представляет мальчика, который тоже делает поклон. (Дети входят в зал под музыку).

3)Разминка.

- Артикуляционная

гимнастика

-Дыхательная гимнастика

- Гимнастика для голоса

4) Упражнения для развития эмоциональной сферы.

- Игра «Эмоциональное зеркало»

Воспитатель: Дети, сейчас вы превратитесь в мое отражение, вы будете, как зеркало повторять каждую мою эмоцию! (Воспитатель показывает эмоции - страх, злость, доброту, веселье. Дети стараются всё в точности повторить и назвать показанную эмоцию).

- Игра «Меняем интонацию»

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем учиться произносить знакомые фразы с разной эмоциональной окраской! Давайте скажем «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик» с веселыми эмоциями! (дети хором говорят). А теперь скажем эту же строчку с добрыми эмоциями! (Дети говорят хором). Ну а сейчас скажем со злостью! (Дети говорят). А еще, давайте скажем со страхом в голосе! (Дети говорят хором).

- Эмоционально-пластический этюд

Воспитатель: Дети, станьте парами, я буду включать вам музыку, а вы будете отвечать, какие эмоции вы испытываете от звучащей музыки. А потом, попробуйте изобразить в танце с партнером свои эмоции! (Дети прослушивают музыку и исполняют импровизационные танцы на следующие эмоции: доброта, страх, веселье, злость).

5) Беседа о роли положительных и отрицательных, главных и второстепенных героях произведений.

Воспитатель: Дети, мы с вами уже знаем, что в любом произведении бывают главные и второстепенные персонажи. Главные персонажи встречаются на протяжении всего произведения и весь сюжет связан именно с главными персонажами. Второстепенные персонажи могут появляться и исчезать на протяжении произведения, могут быть только в начале или только в конце произведения, у некоторых даже может не быть слов. Но второстепенные персонажи очень важны, они помогают главным героям, вносят интерес и предают яркость произведению.

Посмотрите на эти картинки, назовите главных героев разных сказок. (На проекторе показывают картинки с изображением разных героев сказок). А теперь, назовите второстепенных персонажей. (Дети называют).

Воспитатель: А какие бывают герои произведений по поступкам?

Дети: Положительные и отрицательные!

Воспитатель: Какие черты характера присущи положительным персонажам?

Дети: Доброта, честность, смелость, чувство юмора.

Воспитатель: А какие черты есть у отрицательных персонажей?

Дети: Злость, хитрость, зависть и т. д.

6) Разбор рисунков детей.

Воспитатель: А теперь, давайте просмотрим ваши рисунки и посмотрим, как вы изобразили отрицательных и положительных персонажей. (Разбор рисунков детей: положительного персонажа сказки «Волк и семеро козлят»- Козы и отрицательного персонажа – Волка).

7) Импровизация сказки «Волк и семеро козлят».

Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами разыграть сказку «Волк и семеро козлят». Перед вами стоят перевернутые портреты героев этой сказки. Каждый из вас подойдет и «вытянет» себе роль. А потом вы выберете карточку с изображением какой-либо эмоции и ваш персонаж на протяжении все сказки должен быть наделен именно этими эмоциями!

(Дети выбирают роли и эмоции героев. Разыгрывают сказку, с помощью воспитателя).

8) Итоги занятия.

Воспитатель: Молодцы! Все хорошо справились с заданием и были хорошими артистами! Скажите, а каким должен быть хороший зритель?

Дети: Внимательным, воспитанным, отзывчивым, тихим.

Воспитатель: Правильно, молодцы, теперь я вижу, что вы не только хорошие артисты, но и отличные зрители!

Список использованной литературы:

1) Рус. нар. сказка «Волк и семеро козлят».

2) Л. Ю. Князева «Импровизируем в игре, поём, ставим спектакль». Москва «ВАКО», 2013г.

3) Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ: Интегрированные занятия (под ред. Белой К. Ю., ТЦ «Сфера», 2005г.

4) Н. Б. Улашенко Организация театрализованной деятельности в детском

саду, сборник. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.

5) О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. Проектирование образовательной

деятельности в детском саду. Современные подходы. Изд-во «Цветной мир», 2013.

Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Насекомые и пауки
  • Игрушки
Автор публикации:
Семинар-практикум «Преврати свою жизнь в сказку»
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 17:23
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Выставка: «Удивительный мир комнатных цветов»
Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную....
Рекомендации для педагогов «Игровые способы объединения детей в команды при...
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов предполагает изменение требований к организации педагогического процесса и содержанию работы...
По ступенькам радуги. Зеленая и Голубая недели.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам продолжить с нами путешествие по радуге: познакомиться с зеленой и голубой неделями в нашей группе. 4 неделя. Зеленая...
Мастер-класс «Новогодний петушок — символ года» (старшая группа)
Символ 2017 года. Поднял головку Петушок, Распустил свой гребешок. Статная походка, Красная бородка. На снежинку гордо сел И на елку полетел....
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...