Семинар-практикум «Приемы знакомства с зимней природой средствами живописи, музыки и художественного слова»

Анна Климова
Семинар-практикум «Приемы знакомства с зимней природой средствами живописи, музыки и художественного слова»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Приемы знакомства с зимней природой средствами живописи, музыки и художественного слова»

Цель: Показать тесную связь искусства слова, живописи и музыки.

Задачи консультации: Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения темы зимней природы различными видами искусства: поэзией, музыкой и живописью. Раскрывать эмоционально – образное мышление в процессе восприятия произведений искусства.

Оборудование: литературные произведения русских поэтов А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, П. А. Вяземского, А. Н. Майкова, А. К. Толстого, И. З. Сурикова, С. Д. Дрожжина, А. Н. Плещеева, Пожаров М, А. В. Кольцова; музыкальные произведения П. И. Чайковский из цикла “Времена года”, "Зимние грёзы” и “ Зимнее утро”, музыкальные фрагменты из пьес А. Вивальди “Зима”; фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»; музыкальный центр; репродукции картин русских художников: И. И. Шишкина, Б. М. Кустодиева, И. И. Левитана, И. С. Остроухова, Г. Г. Мясоедова; краски, кисти и палитры.

(каждое литературное и художественное произведение имеет стикер с названием и автором, название и автор рассказа и музыкальных произведений озвучивается воспитателем, который ведет консультацию)

Ход семинара - практикума

«. великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор. прочтены только первые страницы», говорил Писарев Дмитрий Иванович. Мы же сегодня попробуем заглянуть чуть дальше…

Русская природа прекрасна в любое время года, поэтому всегда была источником вдохновения и родником живительной силы одаренной русской души. Наверное, нет таких людей в русском искусстве, которые бы в своём творчестве не обращались к изображению картин зимней природы. У каждого вида искусства свой язык, свои средства выражения красоты родной природы.

Поэты воспевали природу в стихах, художники - в картинах, композиторы – в музыкальных произведениях. И каждый из них по - своему, виртуозно, неповторимо создавал свой художественный образ зимы, который мы постараемся услышать, увидеть, почувствовать с помощью трёх видов искусства.

В ледяной карете мчится зимушка – зима

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белизной.

И мороз возводит арки над тропой лесной.

(Татьяна Бокова «Зимушка - зима»)

Открываются репродукции с зимними пейзажами, которые имеют табличку с названием и автором

В стихах, в музыке всегда передаётся настроение человека. И тот, кто пишет о природе – звуками, красками, словами – невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам.

Паустовский писал о зиме: «Зима бывает разная. Светит солнышко и переливается в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг куда ни посмотришь – бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой все вокруг».

Первое задание. «Найди созвучные произведения»

Давайте прослушаем несколько музыкальных произведений о Зиме и попробуем соотнести их с выставленными художественными произведениями – почувствуем их созвучие.

(Звучат произведения П. И. Чайковский из цикла “Времена года”, "Зимние грёзы” и “ Зимнее утро”, музыкальные фрагменты из пьес А. Вивальди “Зима” (пример: слушая эту музыку мы видим, ясный солнечный день, весёлые, раскрасневшиеся ребята катаются на лыжах, санках, коньках, передано настроение радости, блаженства, веселья от ясного, солнечного зимнего дня); фрагмент кантаты Г. Свиридова «Памяти Сергея Есенина» «Поет зима - аукает»)

Работа по соотнесению произведений, высказывания педагогов. Обобщение ответов. Дети так же как и мы могут выполнить это не сложное задание. Музыка помогает прочувствовать тонкости и прелести художественных полотен.

(звучит музыка П. И Чуковский «Времена года» - «Зима», читаю рассказ «Зима – красавица»).

Лучезарное солнышко показалось, ярко осветив пушистые снега. И вроде бы даже теплинка в шапку заронилась: потрогаешь — сбоку теплая. Но зима еще самая настоящая, и держаться ей долго, почти два месяца. И морозы в феврале предстоят немалые, самые главные — тимофеевские и сретенские — выпадают на зачин и середину месяца. Что ж, удалыми морозцами и славится молодецкая зима. Освежают морозцы, молодят да красят проворных, а «ленивому да сонливому и в петровки зябко».

Самое любезное зимой время — февраль. Дни такие яркие и звонкие, что ненароком залюбуешься великолепием заснеженных видов. Особенно сказочны солнечные опушки и поляны. Глубокое, шелковистых оттенков небо, свежесть и чистота пышных сугробов, спокойные тени от кряжистых деревьев и сами деревья, застывшие в своей силе и простоте — решительно все поселяет в душу покой и радость. А если услышишь к тому же легкие трели мелких пташек — с макушки строгой ели, от самых гирлянд золотистых шишек, доносятся трогательные голоса корольков — тогда и подавно свидание с природой западет в память надолго.

Сретенские морозы – последние усилия зимы. Стоит им отойти, как февраль начнет оправдывать свою кличку «бокогрей».

«Февраль сшибет рог зиме», — сказано в народном календаре. За полосой студеных дней настанут продолжительные оттепели, о которые и споткнется седая чародейка, дав надежду на скорый приход красных дней.

Какие замечательные слова подобрал писатель Константин Ушинский, чтобы рассказать о зимней красоте. Скажите, произведение какого художника наиболее точно отображает слова автора?

Опишите свои чувства и эмоции при едином восприятии картины, художественного слова и музыки (педагоги описывают свои ощущения и плюсы комплексного восприятия)

Вы можете сказать чье музыкальное произведение нам помогло понять и прочувствовать эту картину?

Конечно же, правильно, это музыка П. И Чайковский «Времена года» - «Зима». П. И. Чайковский – автор огромного количества музыкальных произведений: концертов, симфоний, балетов, опер, романсов, музыкальных пьес и т. д. Сегодня мы услышим фортепьянные пьесы П. И. Чайковского из цикла «Времена года». А весь этот цикл состоит из двенадцати пьес, по количеству месяцев в году.

Музыкальное искусство обогащает эмоционально – чувственную «палитру» ребенка. Произведения П. И. Чайковского – это незаменимый помощник в работе воспитателя, их мы можем использовать при чтении художественной литературы, во время рисования, лепки, аппликации, ручного труда, на занятиях по познавательному развитию и экологии, физо, развития речи, во время режимных моментов. Приведите примеры использования классической музыки из своего собственного опыта работы с детьми (педагоги делятся опытом).

Невозможно без восхищения смотреть на бескрайние синие просторы, на искрящийся на солнце снег, на морозные узоры на окне, слушать музыку зимы. В музыке композиторы изображают, рисуют зимнюю картину музыкальными звуками!

Сегодня мы попробуем “нарисовать” прекрасную музыку зимы.

Второе задание. «Зимний коллаж»

Сейчас будет звучать 2-я часть концерта “Зима”, А. Вивальди, ваша задача передать настроение музыкального произведения, “нарисуйте” свои впечатления от услышанной музыки пятнами, линиями на бумаге, используя краски, кисти и палитры.

(Педагоги рисуют свои рисунки под музыку. Затем их соединяют в один общий коллаж).

Как здорово получилось! Как можно назвать эту картину (коллаж?

(ответы участников консультации…“Волшебные звуки Зимы” и др. варианты)

Поэты восхваляли Волшебницу Зиму в своих стихотворениях зимние дни такие разные – то сверкающие, солнечные, звонкие, то серые, колючие, ненастные. Знакомя детей с произведениями художников, особое место имеет художественное слово, поэтому в процессе знакомства необходимо использовать творческие задания, например «Подбери к репродукции стихотворение», «Какая картина?» (подбор прилагательных, «Какое слово – действие можно подобрать к картине». Дети с удовольствием и азартом выполняют подобные задания. Попробуем подобрать к выставленным репродукциям стихи о Зиме известных поэтов.

Третье задание. «Подбери к репродукции стихотворение»

На столе перед педагогами выложены стихи русских поэтов, задача воспитателей подобрать к репродукции стихотворение и обосновать свой выбор.

Четвертое задание «Создание своего стихотворения о зиме (синквейна)». Синквейн создается следующим образом (раздать каждой микро-группе педагогов алгоритм синквейна):

первая строчка — существительное,

вторая строчка — три прилагательных,

третья строчка — три глагола,

четвертая строчка — предложение о предмете,

последняя строчка — существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего произведения.

(Сначала предлагаю образец, который педагоги анализируют; затем на основе образца самостоятельно создают свой).

Снегопад

Пушистый, воздушный, удивительный

Идет, кружит, танцует

В белоснежные одежды одел всю землю

Красота!

- Сейчас мы попробуем создать свое стихотворение о зиме - синквейн. Перед вами есть алгоритм написания, осталось только выбрать слова. (Предлагаю такие слова: метелица, зима, узор, холод, буря)

Сегодня мы проработали приемы, которые помогут в планировании и проведении различных занятий.

Все произведения искусства – это творение рук человеческих. Каждый человек в душе - творец. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней стихотворную или музыкальную мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины в пьесах, симфониях, балетах, операх, романсах. Поэты рисуют рифмой свои образы зимы - «Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма», писал Короленко Владимир Галактионович. Художники – изображают свои зимние образы в живописных картинах. Именно поэтому мы находим в художественных, литературных и музыкальных произведениях сходства и различия - так природа объединяет все виды искусства – живопись, музыку и литературу. Они обогащают эмоциональный опыт, дополняют и украшают друг друга, дают возможность красочнее воспринимать и чувствовать единство содержания и средств выразительности.

Воспитательная ценность искусства заключается в том, что оно провозглашает такие идеалы как человечность, трепетное отношение к окружающему миру и человеку, умение видеть и ценить красоту. Все произведения искусства являются носителем общечеловеческих ценностей, культурных норм общества, которые представлены диалогично, образно, ярко, убедительно, что дает возможность слушателям и зрителям интерпретировать их в соответствии со своим опытом и эмоциональным настроем.

Влияние искусства на ребенка является полифункциональным, так как затрагивает все сферы личности: и эмоциональную, и социальную, и волевую, и интеллектуальную.

Литература:

1. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателя дет. сада.

2. И. В. Собянина. Художественное воспитание.

3. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. сада.

4. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку» Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи.

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Семинар-практикум «Приемы знакомства с зимней природой средствами живописи, музыки и художественного слова»
Опубликовано: 6 марта 2014 в 13:00
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...