МААМ-картинки

Семинар-практикум «Проектный метод в организации познавательно-речевой деятельности детского сада»

Ольга Ткаченко
Семинар-практикум «Проектный метод в организации познавательно-речевой деятельности детского сада»

Семинар-практикум «Проектный метод в организации познавательно – речевой деятельности детского сада»

Подготовка:

1. Для уточнения своих знаний воспитателям предлагается использовать методические пособия по развитию познавательно - речевых способностей и проектной деятельности детей дошкольного возраста.

Публикация «Семинар-практикум „Проектный метод в организации познавательно-речевой деятельности детского сада“» размещена в разделах

2. За несколько дней до деловой игры воспитатели делятся на две команды, придумывают эмблемы для них, отличительный знак для капитана, девиз.

Цели игры.

Уточнение знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года.

Развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

Контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Правила игры.

Вырабатывать общее решение вопроса.

Принимать активное участие в игре.

Соблюдать культуру речи и тактичность.

Придерживаться регламента.

Атрибуты игры.

Бланки - протоколы у жюри.

Значки капитанов.

Карточки с вопросами, заданиями.

Карточки с номерами вопросов.

Мольберты 2 штуки с магнитами для размещения карточек – ответов.

Мультимедийная установка.

Ноутбук.

Эмблемы команд.

Участники

Ведущие.

Педагоги.

Жюри (методист, заведующая, педагог-психолог).

Ход игры.

Ведущий: Сегодня мы с вами на занятии семинара – практикума будем играть. И в ходе этой игры создадим памятку «Использование проектного метода в организации познавательно - речевой деятельности в детском саду».

СЛАЙДЫ 1, 2

Ведущий представляет команды.

Команда «Знайки»

Девиз: Команда «Знайки» знает ответ,

Нашим соперникам шлём ПРИВЕТ!

Команда «Умницы»

Девиз: Команда «Умницы» любит детей,

Мы дружные, умелые, всех веселей!

КОНКУРС «РАЗМИНКА»

Правило:

Капитаны команд по очереди выбирают карточку с цифрой и получают для всей команды вопрос.

1. Задание «Закончи предложение»

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на … (умственное развитие ребенка).

Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности … (школьного обучения).

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, так как ребенок не может … (выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует)

Достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его … (активной речи).

Именно проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

2. Задание «Кто больше»

Докажите, актуальность и эффективность метода проектов в разных областях познавательного развития

В социально – коммуникативном развитии

ОТВЕТ:

• учитывает интересы детей;

• интегрирует сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы;

• реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;

• стимулирует у участников потребность в самореализации и коммуникации;

• способствует актуализации речевых и неречевых знаний, умений и навыков;

• позволяет раскрыть и проявить себя, повысить самооценку, преодолеть робость и застенчивость, проявить свои эмоции;

• коммуникативные навыки;

• позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

В речевом развитии

ОТВЕТ:

• активизирует словарь;

• совершенствует звуковую структуру речи;

• улучшает грамматический строй.

В познавательном развитии

ОТВЕТ: Он даё т ребенку возможность:

• экспериментировать;

• увеличивает объём знаний;

• синтезировать полученные на практике знания.

В художественно - эстетическом развитии

ОТВЕТ:

• развивать творческие способности.

В физическом развитии

ОТВЕТ:

• развивать мелкую моторику;

• умение овладевать разнообразными движениями.

Ведущий: Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Педагоги планируют проекты по тематике, связанной с изучением лексических тем.

В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности, познавательно - речевые навыки.

В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах.

Это способствует включению разных видов деятельности в совместную деятельность воспитателя и воспитанника, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность полученных результатов.

3. Задание «Кто внимательный? Выбери ответ»

Ведущий: Какая цель проектного метода?

Основной целью проектного метода в детских садах является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

ВОПРОС: Проект – одна из самых успешных форм индивидуализации, коллективизации, группилизации дошкольного образования.

Ведущий: Что такое проект?

ВОПРОС: Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, походом, именинами.

Ведущий: Разминка окончена.

КОМАНДНАЯ ИГРА

Что такое метод проектов?

СЛАЙДЫ 3, 4, 5

Ведущий: Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, ВОПРОС: В процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты, обувь, технику.

Ведущий: Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

На чём основывается метод проектов?

СЛАЙД 6, 7. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Ведущий: Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, ВОПРОС: основывается на интересах, фокусах, капризах детей.

Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

СЛАЙД 8.

Ведущий: Проектный метод по познавательно – речевому развитию

• позволяет стимулировать интерес, активизировать исследовательскую деятельность ребёнка в рамках необходимости поиска вариантов решения той или иной проблемы;

• происходит накопление совокупности знаний как о способе проектной деятельности, так и о сущности рассматриваемой проблемы и способах её решения;

• ребёнок узнаёт о способах применения на практике полученных знаний, усиливается их актуальность и необходимость;

• ребёнок учится нестандартным способам решения той или иной практической задачи.

Задание «Составь слово»

(На двух столах слова разрезанные на слоги. Первое слово «индивидуальные», второе слово «групповые») выполняется на скорость парой участников от каждой команды.

Ведущий: Составьте из карточек название видов проектов по количеству участников в проекте.

ОТВЕТ:

индивидуальные и групповые.

Задание «Подбери пару. Подбери срок продолжительности выполнения проекта»

Ведущий: Правило: на мольберте к каждой карточке подобрать пару.

Выполняется на скорость парой участников от каждой команды

( На трех карточках слова: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

На трех карточках сроки продолжительности выполнения проекта : 1 - 3недели; до 1 месяца; полугодие, учебный год).

По продолжительности выполнения проекта :

ОТВЕТ:

краткосрочные (1 - 3нед.)

среднесрочные (до 1 мес.)

долгосрочные (полугодие, учебный год)

Задание «Подбери пару. Подбери характер содержания проекта»

Ведущий: Правило к каждой карточке подобрать пару.

( На двух карточках слова: монопроекты, интегративные.

На двух карточках количество образовательных областей: 1 образовательная область; 2 и более образовательных областей).

По характеру содержания:

ОТВЕТ:

Монопроекты (1 образовательная область).

Интегративные (2 и более образовательных областей).

Ведущий:

В каждом проекте есть доминирующий вид деятельности (по Л. В. Киселевой)это:

Ролево - игровые

Творческие

Информационно – практико - ориентированные

Исследовательско – творческие

СЛАЙД 9

Ведущий:

Исследовательские проекты коммуникативной направленности предполагают проверку каких либо предположений ( например: влияние использования метода ТРИЗ на творчество речи детей; влияние рифмованных текстов на развитие связной речи дошкольников; влияние фольклорных произведений на образность речи и т. д.)

Информационные – направлены на развитие речи детей на основе познавательного материала ( например: формирование навыка старших дошкольников составлять рассказы об любимых местах семейного отдыха, о профессиях родителей, о флоре и фауне родного края и т. п.)

Практические, т. е. связанные с работой на достижение определенного практического результата – это проекты направленные на совершенствование речевого уголка, изготовление пособий, способствующих развитию речи детей ( например: изготовление схемы-модели для составления описательной загадки; изготовление моделей для пересказа или придумывания сказки и т. д.)

Игровые проекты коммуникативной направленности подразумевают развитие речи детей посредством организации сюжетно-ролевых, театрализованных игр, словесно-дидактических и настольно-дидактических игр.

Творческие проекты социально-коммуникативной направленности связаны с развитием творчества речи дошкольников, с подготовкой праздников, театрализованных представлений, викторин и т. д.

СЛАЙД 10

Ведущий:

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений по познавательно - речевому развитию

В настоящее время проекты классифицируются :

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

Задание «Подбери картинку»

СЛАЙДЫ 11 – 18

Ведущий: Дайте характеристику видам проектов по доминирующему виду деятельности

Правило: подобрать название доминирующего вида деятельности проекта и фотографию

ОТВЕТ:

Ролево - игровые (сюжетно – ролевая игра, выполнение заданий по ролям)

СЛАЙД № 13, 14 Творческие (создание макета, рисунка, схемы, витража, поделки, игрушки, украшение участка, помещения, стенгазеты, выставки)

Информационно – практико – ориентированные (карточки, лэпбуки, дидактические игры, настольно – печатные игры, атрибуты к играм)

18 Исследовательско – творческие (варианты алгоритмов, набор материалов, инструментов, растений, лабораторные опыты)

Ведущий: Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево - игровые и творческие проекты : «Любимые игрушки», «Азбука здоровья».

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;

межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;

творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;

индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

СЛАЙДЫ 11, 12

Ведущий:

Ролево - игровые

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

ЗАДАНИЕ:

- Назовите итоговое мероприятие либо продукт творческого проекта

ОТВЕТ:

Оформление результата работы в виде детского праздника, развлечения (викторина, концерт, конкурс, детского дизайна и т. п

СЛАЙДЫ 15, 16, 17

Ведущий: Информационно – практико – ориентированные

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы

- Назовите итоговое мероприятие либо продукт творческого проекта

ОТВЕТ:

Оформление и дизайн группы, участка, витражи, лэпбуки, дидактический или игровой материал и др.)

СЛАЙДЫ 18, 19, 20, 21

Ведущий: Исследовательско – творческие

Дети экспериментируют

- Назовите итоговое мероприятие либо продукт творческого проекта

ОТВЕТ:

Оформление результатов в виде книжки, картотеки, газет, драматизации, детского дизайна

Назовите основные этапы проектирования

Основные этапы проектирования.

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование);

С какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов

СЛАЙД 22 - 24

При разработке проекта – план деятельности по достижению цели можно использовать «модель трёх вопросов». Что такое «модель трёх вопросов»?

Способы разработки проектов

Способ разработки проектов, связан с использованием так называемой модели «трёх вопросов». Её суть в том, что воспитатель задаё т детям три вопроса:

1. Что мы знаем?

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель записывает ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена.

2. Что мы хотим узнать?

Затем воспитатель задаё т второй вопрос: Что мы хотим узнать?

Ответы снова записываются, причём независимо от того, что могут показаться глупыми ли нелогичными. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос?

3. Что нужно сделать чтобы узнать? Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план.

СЛАЙД 25, 26, 27

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРОЕКТА

Каждый ребенок сможет проявить, почувствовать себя нужным. Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности и побуждает педагогов повышать свой профессионально - творческий уровень, что и сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей и воспитанников. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

СЛАЙД 28 ,29, 30

ЖЮРИ: ПОДВЕДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

РАЗДАЧАЧА ПАМЯТОК «Использование проектного метода в организации познавательно - речевой деятельности в детском саду».

Публикации по теме:

«Проектный метод в детском саду» В современном мире, когда появляются новые технологии, направления в образовании педагогам трудно выбрать наиболее эффективные средства.

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада»Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей «Уборка участка детского сада» Тема: «Уборка участка детского сада» [/b] Программное содержание. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской и речевой деятельности с детьми 4–5 лет «Путешествие со Светлячком» Цель: Повторение и закрепление пройденного материала Задачи: Образовательные: • формировать умение различать и называть времена года, их.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Проектный метод в организации познавательно-речевой деятельности детского сада»
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 02:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД