Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов»

Ольга Райкова
Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов»

Лучшее лекарство - профилактика. Это действительно так!

Психологический тренинг «Коррекция синдрома профессионального выгорания педагогов».

Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.

Задачи:

1. развитие навыков рефлексии

2. пробуждение творческих ресурсов воображения

3. повышение уверенности в себе и ответственности за свои действия

4. снятие напряжения и негативных эмоций

5. накопление эмоционально-положительного опыта

6. формирование навыков совместной деятельности.

Основные формы проведения занятий:

• Игровые (творческого, подражательно-поискового характера, релаксационные и т. д.).

• Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).

• Творческие (арт-терапия и т. д.).

• Моделирование и анализ заданных ситуаций.

• Беседы, дискуссии.

Ожидаемые результаты: овладение умениями и навыками психической саморегуляции.

Ход проведения.

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения:

руки скрещены на груди,

руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и

руки сжаты в кулаки.

По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов»

2. Упражнение «Сквозь кольцо»

Задача: Создание положительного эмоционального настроя, умения координировать совместные действия, проявлять сплоченность, уверенность.

Описание упражнения:

Участникам встать в шеренгу, взяться за руки; крайнему дается гимнастический обруч. Задача участников – не размыкая рук, «просочиться» через это кольцо так, чтобы оно в конечном счете оказалось на другом конце шеренги. Можно передавать кольцо, а можно, наоборот, двигаться самим, пролезая сквозь него.

Обсуждение:

Что помогало выполнить упражнение, а что, наоборот, препятствовало? Было ли задание выполнено в соответствии с выдвинутым кем-то планом или каждый действовал по собственной инициативе? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча? (поднять руки вверх…

3. Упражнение «Таможня».

Задача: тренировка уверенного поведения в ситуациях, когда нужно убедить других людей в своей искренности. Для «таможенников» - тренировка наблюдательности, проницательности.

Описание упражнения:

3-4 добровольца берут на себя роли «таможенников». Их задача – выявить среди остальных участников путем расспросов и наблюдения тех, кто транспортирует «запрещенные предметы». Последние (спичечные коробки) даются некоторым участникам тайком, чтобы «таможенники» не видели, кому они достались. После этого каждый участник поочередно подходит к «таможне», там ему могут задать любые вопросы для выяснения того, имеется ли у него «запрещенный груз» (обыск не производится, «контрабандисты» выявляются только путем расспросов). Когда все участники пройдут, «таможенники» совещаются и выносят свой вердикт – кто с их точки зрения, «контрабандист». После этого участники, у которых на самом деле был запрещенный груз, демонстрируют его, что позволяет оценить точность предположений «таможенников».

Обсуждение:

- На основании чего «таможенники» делали свои предположения?

- Если произошли ошибки, чем они вызваны?

- В чем различия между удачливыми и неудачливыми «контрабандистами»? (уверенность, спокойствие, выдержка)

- Если кто-то оказался «невинной жертвой», то какими особенностями поведения это было спровоцировано, насколько для этого человека характерна позиция «невинной жертвы» в других жизненных ситуациях и как ее можно избежать?

4. Упражнение «Шары».

Задача: научить разнообразным безопасным способам выражения агрессии.

Описание упражнения:

Я предлагаю Вам надуть шар.

- Представьте, будто надутый шарик — это тело человека, а находящийся в нем воздух — чувства раздражения и гнева.

- А может ли человек, который переживает раздражение и гнев, оставаться спокойным?

- Что случится с шаром, когда чувство гнева и раздражения переполнят? (лопнет - это скорее всего у детей, так как они еще не могут справляться со своими эмоциями: могут ударить кого-либо, крикнуть, биться об пол)

- Взрослые могут контролировать эмоции, но тоже до какого-то предела. И когда наступает предел всем нашим возможностям (отпустите шары и проследите за ними, мы начинаем что делать? (метаться, искать выход из ситуации, впадать в бешенство, у кого-то, в худшем случае, все закончится депрессией).

- Может ли такой способ выражения гнева быть безопасным? Почему?

- Надуйте шар еще раз, держите крепко в руке и не давайте воздуху выходить наружу.

- Вы помните, шар — это человек, а воздух внутри него — чувства раздражения и гнева.

- Когда мы выражаем гнев, контролируя его, то он никому не причинит вреда.

- А теперь выпустите из шарика немного воздуха и снова крепко его зажмите. Вы заметили, что шарик уменьшился?

- Можно ли такой способ выражения гнева считать более безопасным?

- Вспомните и назовите собственные методы и приемы снятия нервного напряжения.

5. Упражнение коллажи “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”. (Включить спокойную музыку)

Задача: активизировать групповые взаимодействия, определить условия, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

- Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе.

Разделитесь на две группы. Первая группа будет создавать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а вторая – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.

По окончании команды защищают свои проекты.

6. Релаксация под музыку с использованием фото.

Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: ноутбук, проектор, проекционный экран.

Музыка – это тоже психотерапия. Предлагаю Вас сесть удобнее, расслабиться, посмотреть на экран и послушать музыку. (просмотр презентации "Осенняя пора")

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Публикации по теме:

«Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов». Семинар-практикум«Профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов». Семинар-практикум Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию практикум-семинар. Психологическое здоровье педагогов-важная сторона профессиональной деятельности.

Профилактика профессионального выгорания в современной системе образованияПрофилактика профессионального выгорания в современной системе образования В нашем дошкольном учреждении большая роль отводится профилактике профессионального выгорания у педагогов. Работа в данном направлении реализуется.

Библиотека изображений:
  • Домашние птицы
  • Здоровье, гигиена
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Семинар-практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов»
Опубликовано: 16 ноября 2013 в 00:20
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...