Получи документы

Семинар-практикум «Психологические сказки — помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Любовь Брагина
Семинар-практикум «Психологические сказки — помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

СЛАЙД 1

Психическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости) надо осознавать значение и психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

Публикация «Семинар-практикум „Психологические сказки — помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников“» размещена в разделах

Эмоциональное благополучие способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.

СЛАЙД 2

Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание спокойной, теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

СЛАЙД 3

Сегодня мы с вами будем говорить о сказках и о том, как они влияют на психическое здоровье детей.

Психологи утверждают: сказки нужны не только для развлечения. С их помощью можно воспитывать, развивать и даже лечить!

В стародавние времена сказки были для детей едва ли не единственным способом получения информации об окружающем мире. Бабушки сказывали их по вечерам, чтобы потом следующее поколение, бережно сохранив каждое слово, передавало их своим детям и внукам. И так много веков, из уст в уста.

И я предлагаю начать наш семинар с зажжения свечи, чтобы наше путешествие освещалось светом таинственности и тепла нашего детства.

Мы обратимся всем известным истокам - сказкам, чтобы вспомнить и рассмотреть истину, которую мы давно знали и забыли.

Каждый человек, каждая семья, часто не осознавая того сама, живёт в своём сказочном пространстве. Мы все являемся героями этого сказочного пространства, которое получили ещё с далёкого детства.

Сейчас закройте глаза и мысленно отвечайте на вопросы, которые я буду вам задавать, только представляя в сознании ответы на них.

- Кто в вашей жизни рассказывал вам сказки? Представьте себе этого человека. 15 секунд.

-Какая у вас была любимая сказка детства? 15 секунд.

-Представьте себе весь сюжет, сценарий этой сказки. 15 секунд.

-На кого из героев этой сказки вы в детстве хотели бы быть похожими? 15 секунд.

По кругу каждому участнику передаётся свеча и он представляет нам своё сказочное пространство.

Спасибо.

СЛАЙД 4.

Почему мы выбираем сказку?

Сказка – это прекрасный способ в иносказательной форме объяснить ребёнку важные вещи, которые в обычной жизни он часто не понимает или не принимает из-за детского упрямства.

В сказке всё просто. В ней нет полутонов и сложного психологизма. На одном полюсе - добро, на другом – зло. Зло должно быть побеждено, кончается всё всегда хорошо. Сказка показывает ребёнку различные ситуации и модели поведения. С её помощью ребёнок может ответить на вопросы: «Что будет, если я поступлю вот так?», «Кем я должен быть в этой жизни?». За короткое время, пока звучит сказка, ребёнок может понарошку прожить целую судьбу. Нехитрые мудрости, заложенные в сказках, учат мальчиков мужскому поведению (защищать близких, а девочек женскому (создать уют, приласкать) и т. д.

Сказка будит фантазию. Сказка не навязчива и не нравоучительна – в ней только намёк, как говорил Пушкин А. С. Все выводы слушатель делает сам.

Сказки формируют психику с раннего возраста, поэтому они должны присутствовать в жизни каждого ребёнка.

Сказка – зеркало жизни.

СЛАЙД 5

Работа со сказкой, сказкотерапия начинается уже тогда, когда мы произносим первую фразу «жили – были…» или «в некотором царстве…», но на последних словах произведения она не заканчивается. Взрослые обязательно должны помочь малышам, особенно это касается детей 2-6 лет, осмыслить сказку.

Иногда мы – родители, воспитатели сами воспринимаем сказку поверхностно, особо не вникая в смысл, который спрятан между строк.

Например, о сказке «Курочка Ряба» написаны горы литературы, она считается одной из самых философских сказок во всём мире. Действительно, странная логика: сначала старик со старухой хотели разбить яйцо, а потом, когда мышка им в этом помогла. Начали плакать. В чём же смысл?

Оказывается, яйцо в этой сказке – символ жизни. И человек хочет распоряжаться своей жизнью сам – каждый должен сам «разбить своё яйцо». Если же это делает кто-то другой, человек воспринимает это как трагедию. Нельзя просто, «махнув хвостиком», ломать чужую жизнь, вмешиваться в неё – вот что нужно объяснить детям.

Психологи советуют: ни в коем случае не пропускать в сказках печальные места! Не стоит оберегать детей от переживаний за сказочных персонажей. Сказки для того и созданы, чтобы устраивать ребятишкам тренировку эмоций, репетицию тяжелых жизненных переживаний. На самом деле это учит ребёнка сочувствовать и сопереживать. Ничего страшного, если ребёнок даже поплачет в конце. Эти слёзы не повредят ему, а лишь духовно поднимут.

Иногда ребёнок не воспринимает критику и не хочет менять своё поведение, если делать ему конкретные замечания. Вот здесь на помощь приходит иносказательная форма сказки, способная помочь ребятам посмотреть на себя со стороны и понять других.

Иногда можно и не рассказывать какую-то сказочную историю, достаточно применить сказочное «волшебство» - дети обожают играть в сказку. В зависимости от того, чего вы хотите добиться от непослушного чада, предложите ему «превратиться» во что-нибудь по взмаху вашей «волшебной палочки».

К примеру, если вы не можете уложить непоседливых детей спать, попробуйте «превратить их в камни», а когда они замрут в лежачем положении, расскажите им подробности: какого они цвета, где лежат и т. д.

Полежав некоторое время в неподвижной позе, представляя услышанное и воображая что-то своё с закрытыми глазами, возможно, к ним тихими шажками приблизится сон.

СЛАЙД 6

А сейчас, попрошу Вас подумать и сформулировать, какие уроки можно вынести из старой русской сказки «Колобок», в различных интерпретациях которая, кстати, встречается почти у всех народов? Вспомним белорусскую «Сбежавший пирог», американскую «Пряничный человечек», немецкую «Толстый, жирный блин», английскую «Джонни – пончик», ирландскую «Завороженный пудинг.

Эта знакомая всем с детства сказка на самом деле полна житейской мудрости, хоть и адресована тем малышам, которые не знают ещё самых элементарных вещей. На её примере и анализе содержания, хочется дать взрослым некоторые рекомендации. Итак:

1. Не спешите отказывать, когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, - всё равно поскребите. Бабке хватило муки на колобок…И обратите внимание на хозяйство, которое запущено. В нём нет никаких запасов. Надо всегда иметь запасы продуктов, чтобы потом не «скрести по сусекам».

2. Горячую пищу есть вредно! В сказке бабка «поставила студить на окно» мучное изделие.

3. Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок – не кто иной, как маленький ребёнок (а дети ассоциируют с Колобком именно себя). Все должны знать, что нельзя убегать из дома, даже если тебе очень скучно.

4. Не забывайте, что на жизненном пути могут встретиться самые разные люди («Зайцы, Медведи, Волки», главное – не теряться, не бояться и быть коммуникабельным (Колобок всегда поёт свою песенку, даже если ему страшно).

5. Нельзя хвастаться и быть слишком доверчивым, не нужно переоценивать свои возможности (Колобка всё же съела Лиса).

6. Как маленький ребёнок, Колобок – существо беззащитное (он может только катиться, так как не имеет ни ручек, ни ножек, поэтому проблемы он должен решать не с позиции силы, а с помощью ума и хитрости.

7. Не забывайте о своём детстве. Ведь почему главного героя сказки потянуло на приключения? Потому что ему стало скучно одному на окошке. Вспомните, как сами хотели почувствовать себя в детстве «большим и самостоятельным», вырывая ладошку из маминой руки и заявляя: «Я сам!».

СДАЙДЫ 7-19

Психологическая сказка – это сказочная история, которая позволяет посмотреть на свою проблему с другой точки зрения, увидеть пути решения. Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Создавая психологические сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения ребенка.

Обычно это следующие причины:

1. Ребенок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.

2. Ребенок желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.

3. Ребенок желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.

4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

5. У ребенка не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

СЛАЙД 20

Уважаемые взрослые: родители и воспитатели! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение.

Для создания психологической сказки используется алгоритм:

1. Жили-были… В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру; героем может стать любимый персонаж или игрушка.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. И вдруг однажды…Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру» мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т. д. Наша задача – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.

5. Развязка. Позитивный итог истории. Герой понимает свою неправоту, признает ошибки, становится на путь

изменений, получает вознаграждение.

Сказка для детей, которые всего боятся

Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать.

Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит - нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться.

Тут видит - мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем мне». Бросился ёжик волку под ноги и свернулся клубочком. Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: "У-у-у".

Вот каким ёжик смелым оказался!

Сказка для детей, которые боятся привидений

Мальчик Гоша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным светом. Но все равно, каждую ночь, когда Гоша ложился спать, они появлялись в его комнате. Гоша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Гоша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила к себе.

Однажды Гоше на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Гоша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и стал ждать. Вскоре появилось привидение, Гоша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков.

Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» - удивился Гоша. «Конечно нет», - засмеялась мама.

С тех пор к Гоше никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет!

Сказка для хвастливых и скромных детей

Одна девушка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девушки разные лесные звери и птицы. Сова сказала: «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал: «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала: «Не плачь, я очень юркая – в каждую дырочку загляну и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девушке.

Сказка для неуверенных в себе детей.

В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: "Когда вырастешь - будешь царем зверей". Но слоненок не верил: "Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я". А тигренок поддакивал: "Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый". Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: "Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты - царь зверей! Только уйди с моего хвоста!". Тогда слон наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!

Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение детского сада, адаптация ребенка к детскому саду.

Возраст детей: 2-5 лет.

В сказочном лесу жила мама Зайчиха и была она самая счастливая на свете, ведь у нее родился маленький зайчонок. Она назвала его Пушистик. Мама очень любила своего зайчика, ни на минуту не отходила от него, гуляла, играла с ним, кормила его вкусной капустой, яблочком, а когда он начинал плакать, мама вместо пустышки давала ему сочную морковку и зайчонок успокаивался. Прошло время и Пушистик подрос. Мама решила отвести его в лесной детский сад, в который ходили все маленькие звери этого леса. И вот, однажды, мама привела своего зайчика в детский сад. Пушистик расплакался, ему было страшно и грустно без мамы, он не хотел там оставаться. К нашему зайчику подошла воспитательница, рыженькая Белочка. Она была хорошая и очень любила всех маленьких лесных зверьков. Белочка взяла его на ручки и нежно прижала его к своей пушистой, меховой шубке. Воспитательница пожалела, успокоила зайчика и познакомила его с другими зверушками, которые ходили в детский сад. Она познакомила его с маленькой веселой лисичкой, добрым мишкой, дружелюбным ежиком и другими зверушками. Все зверушки очень обрадовались, что в их лесном саду появился новенький - зайчик. Они начали играть вместе с ним в игры, гуляли на зеленой лужайке, потом поели, отдохнули в кроватках. И вот за зайчонком пришла мама, чтобы забрать его домой. Как же она обрадовалась, когда увидела, что ее зайчик не плачет, а весело играет в саду! Пушистик всю дорогу домой рассказывал маме, с кем он познакомился в саду, и как интересно и весело ему было играть с новыми друзьями. Мама гордилась своим зайчиком и радовалась тому, что

Пушистик понял, что плакать в детском саду не стоит, потому что там совсем не страшно, а наоборот весело и интересно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Робототехника и конструирование в системе инженерного творчества дошкольников» 30 января в нашем детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников»Семинар-практикум для воспитателей «Кубики как элемент развития дошкольников» Кубики-одна из самых простых и привычных игрушек. Но это не означает, что их нельзя использовать для развития мышления или творческих способностей.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Семинар-практикум с родителями «Организация двигательной активности дошкольников дома» Цель: Способствовать формированию у родителей потребности в приобретении теоретических знаний и практических навыков в организации двигательной.

Семинар-практикум с воспитателями «Роль игры в сохранении эмоционального благополучия детей-дошкольников»Семинар-практикум с воспитателями «Роль игры в сохранении эмоционального благополучия детей-дошкольников» Данный семинар-практикум может быть полезен социальным педагогам и педагогам-психологам ДОУ, а также старшим воспитателям. Цель: повысить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Психологические сказки — помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»
Опубликовано: 21 сентября 2023 в 14:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД