Получи документы

Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения»

Ирина Павловна Остришко
Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения»

В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при психических расстройствах детей и взрослых. Он стал применять этот метод для психокоррекции своих пациентов и в дальнейшем описал его. Метод этот приобрел название юнгианского. Он нашел широкое применение в практической психологии.

Публикация «Семинар-практикум „Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения“» размещена в разделах

Несомненный терапевтический эффект юнгианского метода позволяет добиваться серьезных результатов в лечении психосоматических расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Кроме того, игра с песком является великолепным подспорьем в развитии навыков и умений детей дошкольного возраста.

Основные цели песочной игротерапии – формирование умения видеть в сверстниках друзей и партнеров, развитие гуманного отношения друг к другу, формирование общности и единства в группе дошкольников.

Задачи: 1. Через знакомство с основными эмоциональными состояниями человека сформировать умение понимать чувства окружающих, мотивировать на внимательное отношение к ним. 2. В ходе общения развить самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость, умение уважительно относиться к людям. 3. Развить умение принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника. 4. Обучить искусству общения в различных формах и ситуациях. 5. Сформировать представление об основных нравственных категориях – добре, сострадании, сочувствии, потребности помогать ближнему.

Применение песочной игротерапии позволяет достичь следующих результатов: накапливается опыт общения с окружающими; у ребенка формируется осознанное отношение к себе, событиям своей жизни, окружающим; формируются умения выражать эмоции в безобидной форме и понимать эмоциональное состояние другого человека; высвобождаются чувства и установки, которые ребенок боится выразить открыто; приобретаются навыки бесконфликтного общения, взаимопомощи; формируются положительные эмоции (радость, удивление); снижается уровень негативных проявлений (страха, агрессии, тревожности, застенчивости); снижается уровень негативных эмоций (злости, гнева, обиды); формируется эмоциональное благополучие детей; улучшаются взаимоотношения в группе сверстников.

Что надо для игр в песочнице?

• используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Ящик должен быть водонепроницаемым потому, что в процессе игр песок приходиться мочить. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву.

• На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.

• Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

Игрушки для песочной терапии :

1. Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.

2. Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза», можно самим слепить фигурки из пластилина или сделать поделки из соленого теста. Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные

3. Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.

4. Сказочные персонажи добрые и злые.

5. Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.

6. Украшения, сувениры.

7. Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Занятия— какие игры сохранят интерес ребенка к песочной терапии?

Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение. И подсознательно люди привыкли ему доверять. Именно это доверие к тактильно-кинестетическим ощущениям и делает терапевтические игры с песком столь результативными. Поэтому и начинать игротерапию нужно с тактильного знакомства с песком. Есть ряд методик, как грамотно и правильно выстроить эти занятия.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПБ. : Речь, 2007.

2. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПБ. : Речь, 2013.

3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПБ. : Речь, 2008

Знакомство с песком— игры для маленьких детей

Предложите детям проделать следующие действия с песком:

1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как машинки, как санки, как змейки.

2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках, постараться дать ребенку возможность самому объяснить, в чем разница. Старайтесь не поправлять ребенка, не навязывать ему своего мнения, а, напротив, всячески поощрять и хвалить его.

3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

4. Закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.

5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.

6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы. Или поиграть на песке, как на пианино. Все это нужно проделывать с комментариями.

Как песочная терапия помогает в лечении психосоматических заболеваний?

Детям очень трудно выразить словами то, что волнует и беспокоит их глубоко внутри. У них маленький словарный запас, да даже взрослые не всегда могут докопаться до источника внутреннего дискомфорта, где уж малышу справиться с этой непосильной задачей. Но страхи и сомнения терзают его душу, и происходит перенос этой душевной боли на тело. Так появляется тик, заикание, энурез, агрессивное поведение.

Лечение таких заболеваний медикаментозно не приносит успеха.

В таких ситуациях нужно спроецировать свой внутренний на мир вовне. Можно нарисовать свое состояние, но маленькие дети плохо рисуют. Они расстраиваются, плачут, а взрослые не могут их понять. Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.

Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Песочница является средством развития коммуникативных навыков.

Коллективная работа в песочнице (при условии, что количество детей не превышает 4-5 человек) похожа на режиссёрскую игру, которую организуют сами дети, что предполагает общение, умение договориться и понять друг друга. А, как известно, игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности.

Кроме этого, песочница является не только средством развития коммуникативных навыков, но и средством их диагностики.

«Игра с песком» подходит тем детям, которым по тем или иным причинам первоначально сложно «раскрыться» вербально перед другими детьми, тревожным и застенчивым, т. к. она в своей основе невербальна. Сначала ребёнок может строить «свой мир» сам, без участия других детей и педагога. А затем позже, когда он поймёт

«безопасность» данной игры, может начать участвовать в совместной деятельности

Необходимость решения стоящей перед нами задачи (развитие коммуникативных способностей детей) требует того, что бы деятельность детей направлялась педагогом.

Данные материалы также создают мотивационную основу для детей и повышают их интерес к деятельности, которую мы им предлагаем.

Есть ряд упражнений из области песочной терапии, направленный на развитие коммуникативных способностей дошкольников.

1.

«Моя сказочная страна»

Задачи:

выявлять особенности взаимоотношений ребёнка с окружающим миром (общение с детьми и взрослыми, личностные характеристики;

развитию способностей ребёнка передать содержание своей сказочной страны;

способствовать развитию невербальной коммуникации (мимика, пантомимика).

Оборудование:

песочница, символический материал-(деревья, здания, дороги, фигурки членов семьи, детские фигурки, животные, машины, камни, вода и пр.).

Описание:

Дети сидят вокруг песочницы. По желанию выбирается ребёнок, которому нужно придумать свою сказочную страну с использованием песочницы и других атрибутов, которые ребёнок выбирает самостоятельно. Приветствуется комментирование ребёнком своих действий (какая страна, кто её населяет и пр., рассказ о своей стране, её название. По ходу педагог и дети могут задавать вопросы. Далее организуется совместное обсуждение с детьми «Что мне понравилось?»

Возрастные особенности детей предполагают их быструю утомляемость. Поэтому каждая игра предполагает проведение физкультминуток, например «Кто живёт в моей сказочной стране?». Ребёнку необходимо показать, кто обитает в сказочной стране. Остальные дети в кругу повторяют движения и угадывают, кто это может быть.

2.

«Совместная история»

Задачи: выявить стиль взаимодействия, коммуникации между детьми (агрессивность, тревожность, гибкость, сотрудничество, лидерство, отстранённость, и др. поспособствовать развитию эмпатии, сопереживания, умения взаимодействовать с другими детьми (в том числе ролевое взаимодействие); развитие невербальной коммуникации.

Оборудование:

песочница и символический материал

Описание:

детям (2 человека) предлагается придумать совместную историю на любую интересную для них тему, взяв на себя определённые роли с использованием песочницы и символического материала. Во время игры педагог внимательно анализирует слова и действия каждого ребёнка.

Физкультминутка в кругу «Фотография».

Детям демонстрируют 2-3 фотографии, на которых изображены дети в разном эмоциональном состоянии (радость, грусть, беспокойство, после чего педагог задаёт вопрос о том, что испытывают эти дети. Далее предлагается представить, что ребят сфотографировали во время «совместной истории» : как они будут выглядеть и какие чувства будут испытывать. Дети по одному демонстрируют.

Далее проходит беседа с детьми о наиболее интересных или конфликтных ситуациях во время упражнения. Если педагогу необходимо выявить межличностные отношения между детьми в группе, то данное упражнение можно уточнить, назвав его

«Мы в детском саду: совместная история»

3.

«Проиграй сценку в песочнице»

Задачи:

способствовать преодолению трудностей в общении позитивному восприятию себя;

развивать диалогическое взаимодействие между детьми;

способствовать развитию невербальных способов общения, акустической системы коммуникации (включение в речь пауз, покашливаний, смеха, плача и др.)

Оборудование:

песочница и символический материал.

Описание:

Детям предлагается прослушать сказку или рассказ о детском коллективе. В данном случае наш интерес привлекли психотерапевтические сказки из книги «Лабиринт души» Хухлаевой О. В., Хухлаева О. Е. Здесь приведены сказки, направленные на решение самых разнообразных детских проблем, оказывающих непосредственное влияние на коммуникативные особенности ребё нка: тревожность, агрессивность, гиперактивность, страх общения и др. В качестве примера хотелось бы привести «Сказку про ежика Витю» в сокращении.

«В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты?

—говорила Вите лиса.

Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,

—бурчал медведь.

Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,

—пищал зайка.

У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте —и те поют лучше тебя,

—курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»

—плакал он.

Однажды утром Витя отправился на лесную поляну.

Ежик медленно брел по дорожке, как вдруг мимо него промчалась лиса. Витя огляделся и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. А лиса успела убежать, ежик же поспешил спрятаться под куст. Под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, теперь ему было очень трудно идти. Когда ёжик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

—Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг,

—сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем. Ежик быстро поправлялся. Ведь настоящий друг —это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг —это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь».

Вопросы для обсуждения

За что было обидно ежику, почему он плакал? Что изменило жизнь ежика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?

Дружная физкультминутка:

Звери делают зарядку —(Ходьба на месте, руки на поясе.)

Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)

Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)

Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены).)

Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)

Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)

И наклон, (Наклон вперед, руки встороны.)

Всем спортсменам Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)

Стройными и дружными все хотим мы стать,

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять!

Далее ребятам предлагается проиграть ролевой диалог с использованием песочницы и материалов, которые им необходимы. При этом необходимо как можно более точно показать все чувства героев, используя мимику, жесты, паузы и пр. (страх, дружба, плачь и пр.)

5. Незаконченная история

Задачи:

выявить отношение ребёнка к окружающим его людям; развивать связную речь.

Оборудование:

песочница и символический материал.

Описание:

детям предлагается ряд историй, которые им необходимо проиграть

в песочнице и закончить. При необходимости педагог помогает детям наводящими

вопросами.

Примеры историй

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.

Взрослый ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила.

Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку —самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя.

Что сделал Петя?Почему?

3. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».

«Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», —ответила Оля. А Таня сказала.

Что сказала Таня? Почему?

4. Таня и Миша рисовали. К ним подошел взрослый

и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и

сказал.

Что сказал Миша? Почему?

При анализе ответов детей и результатов наблюдения следует обращать внимание на следующие моменты: отношение ребёнка к сверстникам, оказание помощи, способность заметить эмоциональное состояние другого, проявление заботы по отношению к сверстникам и другие важные для характеристики ребёнка моменты. Развитие коммуникативных способностей дошкольников в современном

компьютеризированном мире представляет собой важную составляющую личностного развития ребёнка. Одним из интереснейших методов развития которых является песочная терапия и её сочетание с другими методами воздействия на коммуникативную сферу ребёнка. Данный метод не лишён недостатков. В первую очередь –это сложность развития невербальной коммуникации (так как по своей первоначальной сути она невербальна). Однако преодолеть данную сложность позволяет:

1. Видоизменение песочной терапии и превращение её не в собственно терапию, а в игру с песком, что характеризуется изменением части её принципов;

2. Сочетание песочной терапии с другими методами : игровые, сказкотерапия и пр.

Перспектива дальнейшей работы заключается в разработке программы тренинга развития коммуникативных способностей дошкольников, направленной на совершенствование составляющих коммуникативного процесса ребёнка при сочетании песочной терапии с другими методами их развития.

Приложение

Сказочные сюжеты для проведения игр-тренингов «Общение в радость».

Загадочный город. В некотором царстве, в некотором государстве был один загадочный город. И жили в нем странные жители. Они были всегда грустными, никогда вместе не играли, все делали в одиночку и не умели дружить. Но однажды город разрушился! Что же произошло?. (Дети рассуждают, предлагают свои варианты.) Жители остались без города! Как помочь жителям?. (Дети предлагают свои варианты.) Ребята мы настоящие волшебники, у нас обязательно получится спасти жителей! Какой город будем строить?. Что может быть в этом городе?. (Дети договариваются о том, что будут строить.) Как назовем город?. Какие жители поселятся в этом городе?. (Дети предлагают название города, расселяют жителей. Педагог-психолог обращает внимание на то, что город восстановлен, но жители снова в этом городе живут по одному.) Как помочь жителям подружиться?. (Дети предлагают варианты выхода из ситуации.) Построим для них дорожки и мосты, по которым жители смогут ходить друг к другу в гости. А что будет потом?.

Чудесное спасение. В одной волшебной стране жили маленькие веселые гномики. Они обладали даром всех вокруг делать добрыми и умными. В какой стране жили гномики?. Что было интересного в этой стране?. (Дети создают страну гномов, договариваясь о том, какой она будет, кто и что будет строить.) Но однажды гномики загрустили! В их волшебную страну пробралась злая колдунья. Ей не нравилась доброта гномов, и она вызвала ветер в страну! Что случилось в стране добрых гномов?. (Варианты детей.) Как же помочь гномам?. (Дети предлагают варианты. Педагог-психолог побуждает их к принятию совместного решения в выборе защитных сил для спасения страны.) Только все вместе мы справимся с колдуньей. Ветер занес в страну песок, который разлетелся по всей стране и доставил неудобства гномам. Почему песчинки так легко разлетаются по стране?. (Совместно с педагогом-психологом дети размышляют и решают, что сухие песчинки очень легко из-за ветра разлетаются и помочь им сможет вода, которая смочит песок.) А где можно взять воду?. Может, гномам вызвать дождь?. (Дети с помощью пульверизаторов создают дождь, замечая, что мокрые песчинки не могут разлететься. Педагог-психолог стимулирует к дальнейшему развитию сюжета.) А что было потом?.

Берег больших черепах. Далеко-далеко на бескрайних просторах земли разлилось море-океан! Какое было это море?. (Дети, договариваясь, создают в песочнице море, заселяют его обитателями.) Обитатели моря жили очень дружно. Как они дружили?. (Ребята предлагают варианты, разыгрывают в песочнице возможные ситуации.) А по берегам моря жили черепахи. Они очень грустили, потому что жили в одиночестве и никак не могли друг с другом встретиться. Как помочь черепахам встретиться?. (Дети совместно ищут способы. Педагог-психолог стимулирует к дальнейшему развитию сюжета.) А что было потом?.

Примеры проективных игр:

1. «Моя семья». Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи, как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье.

2. «Мои друзья». Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.

3. «Сказочные сюжеты». Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.

В процессе игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности.

Публикации по теме:

История развития песочной терапии (часть 1) Использование песка человеком для лечения имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки.

История развития песочной терапии (часть 2) Песок и вода прекрасные инструменты, которые необходимо использовать в игре. Для детей песочная терапия - естественная форма экспрессии,.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Конспект занятия по песочной терапии для детей подготовительной группы «В гости к лету» Цель: Развивать активность и любознательность детей с помощью песочной техники. Задачи: Реабилитационные задачи: • стабилизация эмоционального.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения. Одна из главных задач.

Семинар-практикум для родителей воспитанников младшей группы на тему «Игры для развития речи детей» Семинар - практикум для родителей воспитанников младшей группы «Ромашка» на тему: «Игры для развития речи детей» Игры – это любимое занятие.

Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока» Цель: Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции через использование методов арт-терапии (эбру-терапия, танцетерапия, сказкотерапия).

Семинар-практикум «Социально-психологический климат в ДОО» Цель. Познакомить педагогов с понятием благоприятный социально-психологический климат, его характеристиками. Помочь педагогам осознать,.

Семинар-практикум «Развитие свободного общения коммуникативной культуры» Семинар-практикум в школе 1272 отделение Алые паруса от 02.12.16 Сообщение на тему " развитие свободного общения коммуникативной культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения»
Опубликовано: 25 июня 2018 в 10:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД