МААМ-картинки

Семинар-практикум «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации дошкольников»

Елена Ващенко
Семинар-практикум «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации дошкольников»

30 ноября 2016г. на базе детского сада «Теремок» прошёл семинар-практикум для педагогов Купинского района по теме «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста».

На семинаре была подробно и наглядно представлена работа по психолого-педагогическому сопровождению детей при интеграции усилий всех специалистов ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей со статусом ОВЗ, т. к. дети данной категории, как ни какие другие, нуждаются в специальных методах и приёмах психолого-педагогического сопровождения.

Публикация «Семинар-практикум „Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации дошкольников“» размещена в разделах

Открыла семинар заведующая ДОУ Степина Ирина Родионовна. Она рассказала об условиях, созданных в детском саду для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников.

По её словам, вероятный прогноз развития детей ожидается благоприятным при создании в образовательной организации специальных образовательных условий. Процесс обеспечения социализации осуществляется через разные формы и способы организации детской деятельности, такие как:

- организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

- реализация совместных детско – взрослых проектов;

- организация игровой деятельности с дошкольниками;

- реализация рабочих программ педагогов;

- осуществление поддержки детской инициативы;

- рабочие программы по организации кружковой деятельности, направленные на развитие творческого самовыражения, развитие одаренности дошкольников, исследовательской деятельности, здоровьесбережения.

Позитивная социализация невозможна без организации конструктивного сетевого взаимодействия с социальными партнерами. В детском саду она реализуется через взаимодействие с социально – культурными учреждениями города, в рамках которого дети посещают библиотеку, дом культуры, городской музей, знакомятся с людьми разных профессий, достопримечательностями города, участвуют в конкурсах, акциях, фестивалях.

Помимо тех условий, что она перечислила выше, для оказания психолого-педагогической поддержки успешной социализации и индивидуализации в ДОУ выстроена коррекционно-развивающая работа с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка; организовано сопровождение консилиумом ДОУ в составление индивидуальных маршрутов; образовательный процесс организован с учетом психофизических особенностей; в ДОУ применяются специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ; организовано логопедическое и психологическое сопровождение детей; педагоги ДОУ работают над развитием дефицитных функций каждого ребенка.

Затем старший воспитатель Ващенко Елена Геннадьевна представила модель психолого-педагогической поддержки дошкольников при взаимодействии специалистов ДОУ. Она рассказала, что в детском саду выстроена чёткая система психолого-педагогического сопровождения. Каждый специалист детского сада работает по своим рабочим программам, составленным на основе ООП детского сада и рабочей адаптированной коррекционно-развивающей программы. В данных рабочих программах отражено единство целей воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Модель психолого-педагогической поддержки дошкольников рассматривается как средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоления имеющихся нарушений в речевом, физическом, психическом, в том числе личностном развитии.

В центре модели – ребёнок и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь, ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это семья, воспитатель, учитель-логопед и психолог, в затем их помощники: инструктор Физвоспитания, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО деятельности и медицинский работник ДОУ. Все они связаны не только с ребёнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально-адаптированной личности, готовой к дальнейшему обучению в школе.

Обособленно, но в тесной взаимосвязи с субъектами образовательного процесса находится Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия. Она оказывает консультационную помощь, даёт рекомендации и устанавливает статус воспитанников.

Тесная взаимосвязь специалистов ДОУ возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Воспитатель компенсирующей группы Доркина Наталья Геннадьевна рассказала о возможностях разных видов деятельности и форм работы в позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста.

Она отметила, что предметно-развивающая среда является необходимой для полноценного развития ребенка. И педагоги визуально перенеслись группу компенсирующей направленности для детей с ОНР «Веселые ребята». Педагоги ознакомились с наполняемостью и функциями следующих микрозон:

-Коррекционный уголок «ГОВОРУША»;

- Микрозона по изучению правил дорожного движения;

- Уголок художественного творчества;

- Микрозона «Природа - наш дом»;

-Уголки: художественного чтения, хозяюшка, магазин, конструирование, парикмахерская, зона «Цветотерапия».

Она отметила, что для того что бы создать детям возможность комфортного пребывания, построить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, они создали проект «Развивающая предметно пространственная среда в коррекционной группе». Проект долгосрочный и в него входят ряд мини-проектов, темы которых соответствуют лексическим, отражённым в коррекционной рабочей программе. Чтобы дети не утратили интерес к деятельности, наполняемость микрозон меняется в соответствии с реализуемым мини проектом на данный отрезок времени.

Она отметила, что среда группы создает условия для полноценного социального развития детей, предоставляет ребенку возможность проявить социальную мотивацию, через разные виды деятельности, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, самовыражения, индивидуальную комфортность, совершенствует личные отношения с окружающими, дает ребенку возможность показать свою индивидуальность.

Наталья Геннадьевна рассказала, что при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образование лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Ведь главные воспитатели детей – это родители, а мы всего лишь их помощники.

Девиз группы: «Жить с детьми – жить детьми».

Взаимодействуя с родителями, педагоги проводят совместные вечера, досуги, встречи по воскресным дням. Родители активно принимают участие в выставках по мини проектам.

Педагог рассказала, что реализуя технологию сетевого взаимодействия, в поддержке социальных и индивидуальных навыков детей они ходят на экскурсии, проводят совместные досуги с другими образовательными учреждениями, принимают у себя гостей из детских садов «Золотой ключик» и «Солнышко», ветеранов, иеромонаха Мелхиседека, работников кулинарии с мастер-классами, сотрудников ГИБДД и т. д.

Она особо отметила, что их дети, выходя в большую жизнь, обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, могут следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Далее, о роли специалистов детского сада в позитивной социализации и индивидуализации дошкольников рассказали педагог-психолог Полищук Галина Леонидовна и учитель-логопед Слижевская Светлана Александровна.

Педагог психолог рассказала, что целью её работы в ДОУ является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста. Она её оказывает через психологическую диагностику, коррекционно-развивающую работу и консультационную деятельность.

На диагностическом этапе она изучает:

поведение во время обследования;

особенности моторной сферы;

запас общих сведений об окружающем мире;

сформированность навыков рисования;

особенности эмоционально-волевой сферы;

преобладающее настроение;

познавательная сфера: память; внимание; мышление; восприятие; воображение.

Выявив проблемы у детей, она разрабатывает индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с которыми и проводит коррекционно-развивающую работу.

Применяет при этом разнообразные методы и приё мы:

ролевые, коммуникативные игры;

психогимнастические, пальчиковые игры;

задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер;

релаксационные методы;

сказкотерапия.

Родителям воспитанников и специалистами ДОУ она оказывает психологическую и информационную помощь, через индивидуальные, групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды.

Учитель –логопед рассказала, что её основной задачей является устранение речевых дефектов и развитие устной речи у детей до такого уровня, на котором они бы смогли успешно обучаться в школе, также помощь успешной социальной адаптации ребенка в обществе.

Светлана Александровна особо отметила, что её работа была бы не такой эффективной, если бы ей не оказывали помощь и поддержку все специалисты ДОУ.

При организации и проведении занятий специалистами учитываются психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала. Специалисты проводят все занятия в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется уточнение и активизация словарного запаса, совершенствуется связная речь, расширяются знания и представления детей об окружающем мире. Самым тесным образом связаны занятия воспитателя и учителя-логопеда. Индивидуально воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых указаны в специальной «Тетради преемственности в работе логопеда и воспитателя». В ней осуществляется обратная связь, фиксируются успехи детей. Результаты работы анализируются каждый понедельник, а потом доводятся до сведения родителей и специалистов.

Очень важно, чтобы воспитатель знал, над какими звуками работает логопед с каждым из детей группы, какие звуки уже поставлены и вводятся в речь, коррекция каких звуков находится лишь на стадии подготовки. Для отражения состояния звукопроизношения детей существует «Профиль звукопроизношения». Учитель –логопед рассказала, что посещает занятия специалистов, часто находится в группе с целью наблюдения за детьми в свободном общении.

Педагогами проводится большая работа по привлечению родителей к коррекционному процессу через систему домашних заданий, всякого рода рекомендаций. Все специалисты, включая младшего воспитателя и родителей, следят за фонетической и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

Светлана Александровна рассказала, что на ряду, с общепринятыми приемами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми, она использует инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей отделов речевой системы: например, активизация речевой моторики с помощью песочной терапии, акватерапии, работы с крупами, стоунтерапии и др.

Работу строит строго на доверии, во взаимоотношениях использует демократический стиль общения, а к негативным моментам относится с юмором. На занятиях создает ситуацию успеха, отмечая малейшие продвижения ребёнка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше, способствует его социализации.

Далее воспитатель компенсирующей группы Рязанова Татьяна Геннадьевна, при взаимодействии специалистов ДОУ, показала с детьми воспитанниками своей группы игровой квест с использованием элементов сказкотерапии «История про козлят». Дети, совместно с воспитателем, с увлечением искали потерявшегося козлёнка, собирая подсказки от этапа к этапу, выполняя задания специалистов, играющих роли: Феи Музы (музыкальный руководитель, Царицы цветов (психолог, Марьи искусницы (преподаватель ИЗО, веселого Кузнечика (инструктор ФИЗО). Дети нашли козлёнка у тётушки Совы (учитель-логопед, выполнив и её задание, и потом все вместе играли в шумовом оркестре. В конце игрового квеста, дети, с увлечением, рассказывали седьмому козлёнку, о проделанном пути для его спасения.

Далее опыт работы по взаимодействию в позитивной социализации и индивидуализации детей компенсирующей группы представили специалисты ДОУ: Конева Анжелина Анатольевна, инструктор по физвоспитанию, Бойко Марина Геннадьевна, преподаватель ИЗО деятельности и Чемерская Елена Александровна, музыкальный руководитель.

Анжелина Анатольевна отметила, что дети с общим недоразвитием речи – особые. У них, при обследовании, выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная, в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Для устранения данных нарушений на своих занятиях по физической культуре она постоянно контролирует физическое состояние детей, т. к. они относится ко 2 группе здоровья. При этом подбирает специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью ребёнка в соответствии с медицинской справкой, в которой лечащий врач указывает, что именно нельзя делать ребёнку (кувыркаться, наклоняться, прыгать и т. п.)

Предметом её особого внимания служит работа над осанкой, а также у детей данной категории изменен тонус, поэтому включает упражнения на активное расслабление и напряжение мышц. Работает с детьми на развитие дыхания,

учит их расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Особое значение в коррекции детей занимает ритмика и подвижные игры. Они сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

Анжелина Анатольевна особо отметила, что работа по достижению поставленных задач не имела бы положительного результата без тесного взаимодействия с родителями, которую она строит в триаде: педагог - ребёнок – родители. Для этого проводит спортивные мероприятия и соревнования с детьми и их родителями, приглашает родителей и их детей на лыжную базу в выходной день, консультирует родителей, а для выявления проблем проводит анкетирование.

К концу года обучения у детей наблюдается улучшение памяти, мыслительных процессов, дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ, точнее оценивают пространственное расположение частей тела, предметов, осваивают ритм движения.

Марина Геннадьевна отметила, что успех в работе по развитию творческих способностей детей – логопатов может быть достигнут, только при тесном контакте с логопедом и воспитателями. Её рабочая программа, в коррекционной группе, построена в единстве лексических тем с коррекционной программой компенсирующей группы.

Свою коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи она проводит по двум направлениям: корректировка речи детей и развитие мелкой моторики рук.

Для развития мелкой моторики рук в своей работе она использует нетрадиционные техники. Например, дети рисуют не только кистью и карандашами, но и пальчиками, ладошками, ватными палочками, дисками, зубной щеткой, расческой, свечкой, кляксами, солью, манкой, заваркой, зубной пастой, клеем, мыльными пузырями. В лепке применяет пластилинографию, тестопластику и сочетание пластилина с различным природным материалом.

Считает, что особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает аппликация (из салфеток, обрывная аппликация и др.).

Пользуется такими методами и приемами как, рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии, лабиринты, дидактические игры, которые: стимулируют развитие мелкой моторики; знакомят ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогают развивать пространственное восприятие; развивают воображение, память, мышление и внимание; помогают развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

В заключении Марина Геннадьевна отметила, что нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации, развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию, мелкую моторику. Нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом, способствуют позитивной социализации и индивидуализации.

Музыкальный руководитель в своём выступлении отметила, что речь, музыка и движение тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики, позитивной социализации детей.

Она рассказала, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения и что они, совместно с логопедом, предъявляем единые требования к проведению занятий с детьми.

Учитель-логопед непосредственно принимает участие в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

Они вместе составляют карточки речевых игр, а музыку к словам она подбирает сама.

На музыкальных занятиях применяет:

• речевые игры,

• логоритмические упражнения,

• пальчиковые игры,

• музыкально-ритмические движений с пением,

• музыкально-дидактические игры,

• проводит вокально-хоровую работу.

Работая совместно с инструктором по физвоспитанию, разрабатывают упражнения для зарядки, а Елена Александровна, в свою очередь, подбирает музыку к упражнениям и аккомпанирует во время ее проведения.

В свободное от занятий время, учитель-логопед систематически присутствует на музыкальных занятиях, следит за ростом в речевом и музыкальном развитии детей.

Педагог отметила, что на музыкальных занятиях большая роль отводиться воспитателям. Они, приводя детей на занятие, вместе слушают музыку, выполняют логоритмические упражнения, водят с детьми хороводы, помогают разучивать танцы. В группе закрепляют все пройденное на занятии. Консультируют родителей по музыкальному воспитанию.

В конце выступления Елена Александровна отметила, что в результате проводимой работы у детей развиваются не только музыкальные способности, но и происходит развитие речи, дети раскрепощаются, развиваются их индивидуальные особенности, что способствует их социализации.

В конце семинара старший воспитатель Ващенко Елена Геннадьевна подвила итог и рассказала о результатах психолого-педагогической поддержки детей на этапе завершения дошкольного образования и обучения в школе.

Она отметила, что к выпуску в школу дети общеобразовательной группы умеют подчиняться разным правилам, способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, умеют соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Выпускники группы компенсирующей направленности успешно справляются с освоением коррекционно-развивающей и общеобразовательной программы. У 86% детей звукопроизношение достигло возрастной нормы, у 14% детей значительно улучшились навыки звукопроизношения, связной речи. Рассказы детей соответствуют ситуации, с адекватным использованием лексических средств. Значительно обогатился словарный запас детей. Всё это поможет детям успешно адоптироваться в социуме, в том числе к условиям школьного обучения.

Еленой Геннадьевной, совместно с заучем лицея Анастасией Анатольевной Толстых, был проведён анализ качества успеваемости выпускников детского сада, обучающихся в МБОУ Лицей №2 на май 2016г. Она отметила, что у детей доминирует 100 процентная успеваемость, а самая низкая успеваемость – 70%. Она также отметила, что наметилась тенденция к понижению качества успеваемости учеников. Учителя лицея данный факт объясняют тем, что с внедрением ФГОС общего образования, на порядок усложнилась образовательная программа и педагогам детского сада следует обратить на данный факт внимание и развивать в детях способность к волевым усилиям, для усвоения школьной программы, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Каждый ребёнок индивидуален и ещё не все ученики могут выполнять данные требования, но всё равно качество успеваемости не опускается ниже 70%. Поэтому, можно сделать вывод, что психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка в детском саду можно оценить на удовлетворительно, выпускники детского сада успешно обучаются в школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психолого-педагогическая поддержка социально-эмоционального развития детей раннего возрастаПсихолого-педагогическая поддержка социально-эмоционального развития детей раннего возраста Я работаю по программе: «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ФГОС. Тема приоритетного направления.

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,.

Общественные акции и флешмобы как эффективные направления в процессе индивидуализации и социализации старших дошкольников Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была одной из ведущих в образовании. ФГОС ДО сделал акцент на создании условий развития.

Психолого-педагогическая поддержка ребенка раннего возраста в период адаптации Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение педагогической компетентности родителей воспитанников В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «взаимодействие с семьей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника На современном этапе развития общества отчетливо проявляются проблемы.

Семинар-практикум «Организация совместной деятельности, как одно из условий социализации ребенка дошкольного возраста». Часть 1. Введение в тему. Приветствие аудитории по рядам с использованием модуля «Колонна» (Н. Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития.

Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников Подготовила: Кузнецова Е. В., воспитатель первой квалификационной категории Тамбовский район, пос. Строитель, 2016 В соответствии с.

Теоретические подходы к изучению гендерной социализации младших подростков. Психолого-педагогическая характеристика Для решения проблемы социализации личности подростка в первую очередь необходимо обратить внимание на психолого-педагогические особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации дошкольников»
Опубликовано: 1 декабря 2016 в 10:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД