Папки-передвижки

Семинар-практикум с педагогами «Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности»

Леонова Людмила
Семинар-практикум с педагогами «Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности»

МБДОУ Вахтанский детский сад «Ёлочка»

Семинар-практикум с педагогами на тему :

«Детское экспериментирование – ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Разработала и провела

воспитатель первой категории

Леонова Людмила Леонидовна

2018 г.

Задачи семинара : поделиться опытом работы с педагогами ДОУ, продемонстрировать и осуществить совместно несколько опытов-экспериментов.

Ход

Публикация «Семинар-практикум с педагогами „Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на семинаре по теме «Детское экспериментирование – ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и

я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы гласит: познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях.)

Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования нацеливают нас на поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

С введением федеральных государственных стандартов в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать такие сложные задачи как:

- уметь видеть проблему и ставить вопросы;

- уметь доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

Поэтому на современном этапе необходимо активно внедрять в практику работы дошкольных учреждений детское экспериментирование, которое направлено на познание окружающего мира. Регулярное столкновение с творческими познавательно- исследовательскими задачами необходимо формирующемуся уму ребёнка.

В своё время И. М. Сеченов писал о прирождённом и драгоценном свойстве и нервно - психической организации ребёнка - безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь.

Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом "что это такое?", под влиянием которого ребёнок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.»

В настоящее время вопрос о методике организации детской исследовательской деятельности остается открытым и актуальным, поскольку концентрируется лишь на создании картотеки опытов и экспериментов. Исследовательская же деятельность предполагает возникновение мотива, постановку цели, планирование, реализацию процесса по её достижению, получение результата и его анализ с рефлексией. Использование же элементарных опытов учитывает лишь элементы планирования и выполнения опыта, анализ результатов и, в некоторых случаях, элементарную рефлексию. Цели, как правило, ставятся педагогом, в результате чего осознания проблемы не происходит. Таким образом, исследовательской деятельности нет. У детей формируется общее представление о некоторых явлениях и эффектах, но нет системного понимания их сути, которое строится на способности устанавливать причинно-следственные связи и на их основе делать выводы и умозаключения.

Кроме того, долгое время в дошкольном образовании преобладал такой метод обучения как объяснительно-иллюстративный, посредством которого дети усваивают готовые знания и воспроизводят уже известные им способы деятельности, так как педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность.

Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

Просмотр презентации по теме «Детское экспериментирование –

ведущий метод познавательно-исследовательской

деятельности дошкольников»

(Сценический образ «Мудрого ворона» использую для работы с детьми и педагогами)

В течение 3 лет своей педагогической деятельности я занимаюсь организацией исследовательской и опытно - экспериментальной деятельностью с детьми.

Экспериментирование как нельзя лучше формирует потребность в знаниях через развитие познавательного интереса и является важным и эффективным средством в удовлетворении детской любознательности.

Мной созданы:

- Модифицированная программа кружковой работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Почемучки» по которой велась работа с детьми соответствующих групп в 2016-17 уч. Году.

-Модифицированная программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной активности «Почемучки» по которой ведется работа с детьми подготовительной группы в 2017-18 уч. Году.

Предлагаю вниманию коллег фото-выставку о работе кружка «Почемучка» в подготовительной группе.

В детском саду для детей создан уголок для экспериментирования «Почемучка», где имеются различные коллекции, материалы необходимые для проведения экспериментов различной направленности.

В своей работе стараюсь использовать разные формы экспериментально-исследовательской деятельности : наблюдения, эксперименты, проблемные ситуации, комплексные и интегрированные занятия, беседы. Также в своей работе широко применяю метод проектной деятельности.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей : ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Предлагаю коллегам перейти к практической части семинара - провести опыты и эксперименты вместе.

1. «Волшебный шарик»

Провожу опыт сама с целью удивить и заинтересовать коллег. Предлагаю догадаться, какие вещества я использовала для этого опыта и, какой газ, выделяющийся при реакции «надул» шарик.

2. «»Тонет-не тонет»

Предложить педагогам предположить и выяснить, что произойдет, если два яйца опустить в соленую воду и в простую. (Проводим опыт, педагоги сделали вывод : плотность соленой воды больше, поэтому яйцо в соленой воде не утонуло, исходя из этого: в море легче плавать)

3. «Сухой из воды»

Предложить педагогам выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.

(Коллеги заинтересовались занимательными опытами, с большим интересом проводят их)

(Коллеги объясняют, что воздух в стакане помешал воде намочить салфетку).

4. Экспериментирование «Веселые пчелки»

Этот эксперимент по теме «Магнетизм» применяю в работе с младшими дошкольниками. (Под картонными цветами приклеены магниты, а на бумажных пчелках прикреплены скрепки и ниточки; «Пчелки летают и сами садятся на цветочки»)

Этот эксперимент можно также использовать в работе по развитию речи детей.

5. «Запуск ракеты»

Предлагаю коллегам надуть два воздушных шара-это будут наши «Ракеты». Приклеить к ним трубочки для коктейля с помощью скотча и пропустить через них веревочку, закрепленную одним концом к стене. Предлагаю отпустить «шарики-ракеты», обратить внимание на траекторию и длительность их полета.

(Педагоги делают вывод, что воздух вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону - такой же принцип используется в реактивных двигателях).

Предлагаю просмотр презентации по проекту «Песочная страна» в старшей группе.

Метод проектов позволяет мне связать образовательную деятельность с жизнью. В процессе реализации проектов у детей формируются навыки исследовательской деятельности, они становятся активными, самостоятельными, могут работать в коллективе.

Во время прогулки детьми были заданы вопросы, которые нацелили на возникновение проекта о песке, который вместе с детьми мы назвали «Песочная страна». В ходе осуществления проекта дети знакомились со свойствами сухого и мокрого песка; уточнялись знания детей о том, что песок неживая природа; показала значение песка в жизни человека и живых существ. Знания и навыки дети получали во время наблюдений, при проведении опытов, чтении художественной литературы, во время игр с песком и творческих изобразительных занятий.

Задачи проекта были направлены на формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, сравнения, обобщения; формирование способов познания путем сенсорного анализа; на совершенствование социально – личностных навыков детей: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности.

Работа по проектно-исследовательской деятельности не могла проходить без участия родителей. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся н соучастии в совместной деятельности. Соучастие в деятельности-это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Поэтому наш проект позволил решить познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учились сомневаться, мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость) повысили уверенность в силах, побуждали к новому поиску знаний, проверке имеющихся. При осуществлении проекта эффективными оказались такие формы работы с родителями: беседы, консультация на тему «Песочная терапия для развития моторики рук детей старшего дошкольного возраста», творческая мастерская. Родители помогли в изготовлении оборудования для осуществления проекта «Песочная страна».

(Педагогов заинтересовали методы и оборудование, используемые мной для осуществления проекта. Исходя из интересов коллег, предоставила им возможность порисовать на световом планшете с песком).

После проведения опытов предоставляю педагогам возможность высказать свое мнение о том, что нового и интересного они узнали на собрании, задать вопросы.

Итог:

Уважаемые коллеги! Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом приобретение знаний через эксперимент, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И в этом мы сейчас с вами убедились.

Считаю, что участие педагогов в семинаре-практикуме способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт, надеюсь, будет использоваться ими в практической работе с детьми.

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, психологии и дидактики. В этой работе опирались на основные принципы и методы в педагогике. Была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А., Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой и др.

Публикации по теме:

Консультация «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Для ГМО воспитателей. Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила: воспитатель.

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника»Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольника» Мастер класс для ГМО воспитателей Тема: «Детское экспериментирование – как метод познавательного развития дошкольника» Выполнила:.

Детское экспериментирование как метод познавательного развития дошкольников О. В. Засименко, воспитатель, МОУ СОШ х. Бурковский, Среднеахтубинского района, Волгоградской области. «Детское экспериментирование – как.

Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной деятельности С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская.

Экспериментирование с водой. Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Лаборатория воды» Конспект познавательно-исследовательской деятельности (Экспериментирование) в средней группе «Лаборатория воды»Цели: Создать условия для.

Мастер-класс с педагогами «Детское экспериментирование» В 2017 году у нас в районе проходил конкурс "Воспитатель года".Я с удовольствием решила принять в нём участие. Скажу честно, было очень.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Проект «Детское экспериментирование как метод познания окружающего мира младшими дошкольниками» Введение Анализ внешней ситуации. Для начала определим содержание используемых терминов. Слово «эксперимент» происходит от греческого слова.

Экспериментирование с воздухом. Самоанализ занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Подарок Незнайки» Самоанализ организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Тема ООД: «Подарок.

Семинар-практикум с педагогами «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка» Семинар – практикум с педагогами «Стили семейного воспитание и их влияние на развитие личности ребенкака» Главным институтом воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум с педагогами «Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 15:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД