МААМ-картинки

Методическая разработка семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»

Кустова Наталья
Методическая разработка семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»

Добрый день, уважаемые коллеги, рада всех вас видеть! Усаживайтесь поудобнее. Я вам предлагаю, передавая вот этот мячик, называть слова прилагательные, характеризующую время года весна. Замечательно, сколько вы назвали красивых слов о весне. Скажите, пожалуйста, что мы сейчас с вами делали? (Высказывания педагогов). Оказывается, мы с вами сейчас играли в словесную игру «Назови слово». Предлагаю вашему вниманию, такое упражнение: «Ассоциации», опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом (Высказывания педагогов). Игра – это источник знаний, в игре ребенок приобретает массу всевозможных знаний - известно, что человек познает мир, играя. Игра - это сотворение собственного мира, в котором можно устанавливать для себя удобные законы, Игра для ребенка – это естественное состояние, ведущая деятельность ребенка. Но, чтобы этот вид деятельности состоялся нам с вами в группе нужно создать условия, т. е организовать предметно- развивающую среду.

Публикация «Методическая разработка семинара-практикума „Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

На семинаре – практикуме мы с вами поговорим о развивающей предметно – пространственной среде в рамках перехода к реализации ФГОС ДО. Вашему вниманию я предлагаю презентацию.

(1-й слайд).

В связи с внедрением в практику ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно развивающей среды. Прежде всего, предметно - развивающая среда должна иметь развивающий характер, стимулирующий познавательную и двигательную активность детей. В каждой группе нужно продумать рациональную и целесообразную расстановку мебели с выделением различных зон. В последнее время просматривается весьма благоприятная тенденция приблизить условия дошкольного учреждения к домашним. Это важно, поскольку помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание. Создавая предметно развивающую среду в группе, нужно помнить, что детям совсем не нужны предметы (декоративные водопады, кружевные занавески, световое панно и прочие дорогие вещи, которые требуют слишком бережного обращения, что ограничивает активность дошкольников. Им нужно пространство для свободной деятельности и физической активности.

(2-й слайд)

Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья, учетов особенностей и коррекции недостатков их развития.

(3-й слайд).

В ФГОС ДО зафиксированы конкретные требования к предметно-развивающей среде образовательной организации (группы): содержательность и насыщенность; доступность и безопасность, полифункциональность, трансформируемость.

Согласно Стандарта основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной. Вспомним виды детской деятельности. Какие вы знаете?

(4-й слайд).

Вы должны знать, что в центре оценки состояния предметно-развивающей среды лежит принцип деятельности. Рассмотрим подробнее требования к предметно-развивающей среде:

(5 слайд)

1. Доступность и безопасность: Доступность предполагает - свободный доступ воспитанников, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности;

Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно – развивающей среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

(6-ой – 9– ый слайды)

2. Полифункциональность:

Слово полифункциональность обозначает (от греч. polu - много) - сочетание различных функций в одном. Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; (детской мебели, мягких модулей, ширм, уголков уединения, книжных ит. д.)

Отсутствие в группе уголков уединения делает пребывание ребенка в группе психологически напряженным, снижает эмоциональный настрой и в целом нарушает его право на отдых. Наличие в группе предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов заместителей.

(10 – 12– ый слайд)

3. Трансформируемость, гибкость предполагает возможность изменений предметно-развивающей среды, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Трансформируемость, гибкость – это одно из главных требований к организации предметно – развивающей среды в группе и ДОУ. Гибкое использование помещений позволяет решить многие проблемы, связанные с дефицитом площади. Вы знаете, что это и разрешено СанПином. Запрет на перемещение столов и стульев, использование их в игровой деятельности, ввиду бережного отношения к мебели, существенно обедняют возможность свободной игры, развития самостоятельного творческого преобразования действительности, активного освоения пространства жизни. Вот почему в предметно-развивающей среде нужно использовать предметы, материалы, которые позволяют изменять структуру и функции пространства и делают среду гибкой и трансформируемой. К таким предметам относятся: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавески, мягкие модули и т. д.

(13-й – 16 - й слайд)

4. Содержательность и насыщенность предметно – развивающей среды – должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Пространство группы должно быть оснащено средствами обучения (в том числе и техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным инвентарем. Предметно-развивающая среда должна отражать игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность детей. Возможность экспериментирования с доступными детям материалами. Возможность самовыражения.

(17 -й слайд)

Рассмотрим типичные ошибки при организации предметно-развивающей среды. Жесткое зонирование помещений зачастую провоцирует учебно-дисциплинарные формы работы с детьми: фронтальное расположение стульев и столов с неизбежностью приводит к тому, что малыши сидят за партами. Стационарные игровые уголки для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами:»Дом», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. делают стереотипной сюжетно-ролевую игру, вносят в нее штампы, которые препятствуют проявлению самостоятельности, по созданию своего игрового пространства. Отсутствие уголков уединения делает пребывание ребенка в группе психологически напряженным. Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков в группе (коридоре, спальне) помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы.

Отсутствие зоны экспериментирования обедняет возможность развития ребенка. Эта зона может находиться рядом с творческой зоной или составлять с ней единое целое.

В группах отсутствуют предметы (ширмы, шатры, легкие скамейки, модульная мебель и т. д., которые позволяют изменять структуру и функции пространства.

(18-й слайд)

Значительные проблемы связаны с игрушками, предназначенными для главной деятельности детей – сюжетно-ролевой игры. Должны присутствовать куклы девочки и младенцы, куклы, изображающие персонажей разного возраста и разных профессий, куклы мужского пола. Нужны отдельные детали, символизирующие ту или иную роль, позволяющие ребенку принять и удержать игровую роль (шапочки, воротнички, повязки и пр.)Использование в играх муляжей, вместо предметов – заместителей, безусловно, обедняют игру, не развивают у детей воображение, функции мышление.

Закончить работу семинара-практикума я предлагаю игрой «Чудесная сумка». Передавая друг другу сумку, ответьте, что бы вы хотели положить в нее и взять с собой из приобретенных сегодня знаний. А я вам предлагаю положить в волшебную сумку вот эти буклетики «Пять требований к организации предметно-развивающей среды»

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОСПредметно-пространственная развивающая среда в группе в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию предметно-пространственную среду в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Музыкальный цент Игры с разным.

Педагогический совет «Предметно-пространственная среда ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС» Цель: Обобщить опыт работы педагогического коллектива по организации предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями.

Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС (средняя группа) Основные характеристики предметно-пространственной среды для детей пятого года жизни. Небольшие полузамкнутые микро пространства позволяют.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ГРУППЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. Автор: Алексеева Любовь Евгеньевна, воспитатель МДОУ «Детский.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с требованиями ФГОСРазвивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе в соответствии с требованиями ФГОС Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.

Развивающая предметно-пространственная среда в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС доРазвивающая предметно-пространственная среда в работе учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до «Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя лучшие обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Предметно-развивающая среда» Форма проведения: Семинар практикум Дата: 18.02.2015г. Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО «Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО» статья музыкального руководителя ГБДОУ №5 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

Предметно-пространственная среда группового помещения в соответствии с ФГОС Тема: самообразование «предметно-пространственной среды группового помещения в соответствии с ФГОС ДО». Назарова Наталья Леонидовна Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 20:30
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД