Получи документы

Семинар-практикум «Счастье — это когда тебя понимают»

Фаина Карикова
Семинар-практикум «Счастье — это когда тебя понимают»

МБДОУ №83г. Оренбург

Подготовила и провела:

Воспитатель МБДОУ № 83

Карикова Фаина Федоровна

Семинар-практикум «Счастье – это когда тебя понимают»

Важное условие проведения — уста новление обстановки принятия, эмо циональной теплоты, сотрудничества, что способствует лучшему овладению материалом занятий и дальнейшему переносу такой атмосферы на общение со всеми участниками образовательного процесса.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов.

Задачи:

повышение уровня психологической культуры;

Публикация «Семинар-практикум „Счастье — это когда тебя понимают“» размещена в разделах

развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в ДОУ;

осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении;

развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих;

формирование умений моделировать стратегию общения с позиции диалога.

формирование активной социальной позиции педагога.

Темы занятий:

Общение педагогов

Общение педагогов с детьми

Как стать компетентными в общении с родителями

Работа над собой

Занятие 1. «Общение педагогов»

Цель: Развитие коммуникативной компе тентности педагогов в общении.

Задачи:

1. Осознание педагогами собствен ных достижений и проблем в общении;

2. Помощь в овладении диагности ческими методиками для выявления уровня коммуникативных умений;

3. Формирование умений модели ровать стратегию общения с позиции диалога.

Ход занятия

Ведущий. Я очень рада видеть всех собравшихся в нашей психологи ческой лаборатории.

Приветствие.

Упражнение «Поздороваться частями тела»

Цель: повышение эмоционального фона, установление тактильного контакта, психологическая разгрузка.

Выполнение

Ведущий говорит «Словами мы с вами поздоровались, а теперь поздороваемся частями тела». Поздороваться нужно со всеми участниками, но сделать это нужно как можно быстрее. Последовательность: ладонь-локоть-плечо-колено-бедро-спина-ухо.

Вступительное слово ведущего.

Байка «Страшный сон»

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»»

Мораль: Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано.

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

Диагностика.

Предлагаю вашему вниманию опросник для выявления уровня коммуникативных способностей у педагога.

Тест «Оценка уровня общительности» (автор Ф. Ряховский)

Инструкции: На каждый вопрос дайте один из ответов: «да», «нет» или «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из

колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, когда станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и недовольство поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают командировку в город, где вы никогда не были. При ложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться свои ми переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли, если незнако мый человек на улице обратился к вам

с просьбой (показать дорогу, сказать время и т. п. ?

Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам сто рублей, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане или столовой вам дали недоброкачественное блюдо. Про молчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с не знакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кас се кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произ ведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам во просу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-то просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в пись менном виде, чем в устной форме?

Обработка результатов

Каждому ответу «да» присваивается 2 балла, ответу «иногда» — 1 балл, «нет» — 0 баллов. Сосчитайте сумму, сложив полученные баллы для каждого ответа, и определите, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 балла. Вы явно не ком муникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых уси лий. Старайтесь стать общительнее. Контролируйте себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, нераз говорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало дру зей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким неудовольствием, в вашей власти переломить эти особенности характе ра. Разве не бывает, что при какой-то сильной увлеченности вы начинаете «вдруг» легко общаться? Стоит только встряхнуться.

19-24 балла. Вы в известной сте пени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уве ренно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходи тесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших выска зываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собесед ника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без непри ятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагант ные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы общительны (по рой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в цен тре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает — так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблема ми. При желании, однако, вы сможете заставить себя не отступать.

4-8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у вас головную боль. Охотно выска зываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее. Ваша коммуника бельность носит болезненный характер, вы говорливы, многословны, вмешивае тесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении, вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям — и на работе, и дома, и вообще всюду — трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим харак тером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям. Наконец, подумайте о своем здоровье — такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

Мини-лекция «Помощники и враги коммуникации»

Основная цель обмена информаци ей — выработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу различных ситуаций или проблем.

Однако как определить, что ваш собеседник понял, принял и усвоил информацию? Ведь это не ведро, наполняемое водой: как только вода доходит до краев — мы выключаем воду. А как «знать, что наш партнер уже «наполнен» информацией до краев? Здесь на по мощь приходит психологический закон, так называемый механизм обратной связи. Этот механизм проявляется в том, что в коммуникации процесс обмена информацией как бы удваивается: по мимо своего первоначального содержания, информация несет, также сведения как собеседники воспринимают, оценивают поведение друг друга. В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться сильного ее понимания партнерами. Что же влияет на понимание сообщения, поступающего от коммуника тора к реципиенту? Во-первых, форма и содержание общения зависят от личностных особенностей говорящего, преставлений о слушающем и отношения к нему, от всей ситуации, в которой протекает общение.

Вторая особенность заключается в том, что само посланное сообщение остается неизменным — оно изменяется под влиянием качеств личности слушающего, а также его отношения к говорящему и ситуации общения.

Распространение информации про ходит через своеобразный фильтр «до верия — недоверия». Подобный фильтр иногда действует так, что истинная информация может оказаться не принятой, а ложная - принятой. Как правило, мы больше доверяем информации, полученной от близких нам людей, и меньше — от незнакомцев. В качестве фильтра выступает и язык. Мы воспри нимаем окружающий нас мир сквозь свой родной язык. В детской психологии даже была выдвинута «теория стекла» : ребенок воспринимает вещи и события через язык, но не замечает этого, как не замечает человек хорошо вымытого стекла в раме окна. Однако каждое стекло все-таки имеет свои оттенки.

Сформулируем специфические осо бенности процесса коммуникации.

1. Наличие отношений двух индиви дов, каждый из которых является актив ным участником общения. При этом вза имное информирование предполагает налаживание совместной деятельности.

Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или иной информации, ее значимости для каждого участника общения. Эта значимость информации обусловлена тем, что люди не про сто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс пред ставляет собой единство деятельности, общения и познания.

Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнера и изменение состояний участ ников коммуникативного процесса.

Коммуникативное влияние имеет место лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора.

Возможность возникновения ком муникативных барьеров. В этом случае четко выступает связь, существующая между общением и отношением.

Учитывая все сказанное, можно определить правильное поведение, направленное на установление вер бального контакта с собеседником. В данном случае имеется в виду уста новление доверительных и откровенных отношений между участниками общения. С этой целью используется взаимное подбадривание, похвала, выражение поддержки и т. п. Необходимо исполь зовать такие формы общения в самых разных случаях: в начале беседы, чтобы установить контакт и снять напряжение; когда обсуждаются слишком важные и щепетильные вопросы; когда человек расстроен, плачет и т. д.

5. Практическая часть.

1) Упражнение «Пересадки, или угадай, что нас объединяет»

Цель: Создание положительного эмоционального фона, создание сопричастности к другим участникам группы.

Выполнение.

Перед упражнением один стул из круга убирается, так, чтобы в круге осталось стульев на один меньше числа участников. Ведущий называет признак, объединяющий всех или какую-то группу участников. Например: «Пересаживаются все, кто живет на планете Земля». Задача участников определить, относится ли сказанное к ним и, если да, то быстро пересесть с одного места на другое. Причем пересаживаться на соседнее место нельзя. Следующим ведущим в упражнении становится тот, кто остался без стула.

2) Упражнение «Рассказ по кругу»

Цель. Развить умение непринуж денной передачи информации в рамках заданной темы.

Выполнение

Ведущий предлагает группе неза конченную ситуацию, связанную с обще нием. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение, максимум — одна ми нута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться. «Была хорошая погода….»

Анализ упражнения

Насколько сложно было вам про должать заданную ситуацию?

Нашли ли в рассказе отражение ваши реальные взаимоотношения?

3) Упражнение «Робот»

Цель. Развить навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивания структуры фразы, а также навыки эмпатического понимания собеседника.

Выполнение:

Создается игровое поле — обшир ное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» — с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача «робота» — бес прекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время игры закрыты. «Робот» лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен: он всего лишь послушный, безынициа тивный инструмент в руках «оператора». Через две-три минуты «Робот» и «Опе ратор» меняются ролями.

Анализ упражнения:

Что помогало пониманию команд, а что мешало и становилось барьером понимания?

4) Упражнение «Расскажи сказку»

Цель: умение излагать, принимать и передавать информацию.

Выполнение:

Участники делятся на две команды. Каждой группе предлагается показать сюжет сказки, используя только невербальные средства общения (мимика, жесты, при этом нельзя произносить ни единого слова. Первая группа показывает, 1 участнику из второй показывают сказку. Он внимательно смотрит и передает содержание сказки следующему члену своей группы при помощи мимики и жестов. Последний участник группы, которому изобразили сказку, говорит ее название. Затем подгруппы меняются. (Сказка «Волк и семеро козлят» и «Три поросенка»)

Анализ упражнения:

Насколько сложно или было работать в команде?

Сложно ли было продолжить заданную ситуацию?

Что мешало и становилось барьером понимания?

5) «Психологическая зарядка» Цель: помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала.

Выполнение:

Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: «Я одобряю себя!»

Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: «Я думаю о хорошем!»

Ноги на ширине плеч, локти сведены, делать наклоны туловища вправо-влево, повторить: «Каждый день чудесен!»

Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: «Я – королева!» (правая нога, левая нога).

Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: «Мои мечты сбываются!»

Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: «Я решаю любые проблемы!»

Массируя мочки ушей, зажмуривая, попеременно левый и правый глаз, повторить: «Будущее прекрасно!»

Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: «Я любима!» (затем левой рукой – правый локоть)

Перекатываясь с носка на пятку, повторить: «Мне все удается!»

Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: «Я спокойна!»

Повторять 3-5 раз.

6. Рефлексия

Участников просят ответить на во просы:

Что больше всего запомнилось?

Что понравилось?

Что будете использовать в своей работе?

Публикации по теме:

Конспект занятия «Мама — это солнышко! Мама — это свет! Мама — это счастье! Мамы лучше нет!» (подготовительная группа) Цель: Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни детей, семьи, общества. Воспитывать у детей чувство милосердия, заботы,.

Педагогический проект «Семья — это важно! Семья — это счастье!» Педагогический проект «Семья — это важно! Семья — это счастье!» 06 декабря 20121(24886) Просмотры Цель проекта. Воспитание чувства привязанности.

Конспект открытого занятия «Моя семья — это счастье»Конспект открытого занятия «Моя семья — это счастье» Конспект открытого занятия в старшей группе №1 «Моя семья – это счастье!» Воспитатель. - Дети, сегодня мы поговорим с вами о самом главном.

Проект «Моя семья — это счастье» Семья – это важно! Семья – это счастье! Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья.

Сценарий развлечения к празднику День Матери «Мама — это счастье!» Сценарий ко Дню Матери в подготовительной группе"Мама-это счастье!" Цели и задачи: Способствовать созданию положительных эмоциональных.

Сценарий праздника ко Дню матери в средней группе «Мама — это счастье» Сценарий праздника ко «Дню Матери» в средней группе «МАМА-ЭТО СЧАСТЬЕ» Разработала воспитатель: Пальчиковская И. В. Предлагаю вам сценарий.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов. Задачи: 1. повышение уровня психологической культуры; 2. развитие умений проявлять.

Семинар-практикум «Звуковая культура речи — это очень важно» Семинар – практикум для воспитателей «Звуковая культура речи – это очень важно» Цель: Оказание помощи педагогам в планировании работы по.

Стенгазета «Счастье — это…» в старшей группеСтенгазета «Счастье — это…» в старшей группе Простая истина — счастье внутри нас, иногда забывается и теряется в суете наших будней. А ведь смысл счастья — в моменте, умении ухватить.

Стенгазеты «Счастье — это…» Второй день Недели психологииСтенгазеты «Счастье — это…» Второй день Недели психологии Что такое счастье и где его искать? Каждый из нас вкладывает свой смысл в это понятие. Многие философы потратили всю свою жизнь для поиска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум «Счастье — это когда тебя понимают»
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 19:01
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД