Семинар-практикум «Профилактика детского и семейного неблагополучия»

Наталья Цыганкова
Семинар-практикум «Профилактика детского и семейного неблагополучия»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ:

Тема: «Профилактика детского и семейного неблагополучия».

Цель: способствовать повышению компетенции педагогов в вопросах своевременного выявления неблагополучия в семьях, сопровождения семей, профилактики и просвещения родителей, а так же правового воспитания дошкольников.

«Дети – это наша старость. Правильное воспитание-это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Концепцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса РФ. За последние годы у нас в стране увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина – отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семье заботы, недостаточное удовлетворение своих потребностей, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все невозможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.

Что же такое неблагополучная семья?

Мы имеем ввиду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значить говорить о том:

• Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими особенностями, подверженные чрезмерному реагированию на семейное неблагополучие;

• Как отражается семейное неблагополучие на ребенка, склонного к обостренному реагированию на всевозможные неблагополучные факты;

• Как ребенок может нарушить спокойствие семьи, вызывает у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка;

• Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.

Варианты неблагополучия:

1. Семья однодетная может сформировать и балованного дитя с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможность их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; и одинакового человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей-коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованны, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может повлечь разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.

4. Семья неполная из-за недостатка материнского или отцовского влияния может породить маску феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семья со свободными детьми могут породить неприятные, даже враждебные отношения детей между собой и с окружающими.

6. Семья с нарушенными отношениями повышенной конфликтностью между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем возрасте. Следствием может стать уход из благотворного влияния семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающая безнадзорность детей, которые находятся вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семья с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения – безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольствия своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.

Большое количество вариантов семей, где родители фактически не занимаются воспитанием детей, обеспечивая им материальные условия существования. Если своевременно не проводить корректировки воспитательного воздействия, то приходиться иметь дело с неблагополучными семьями.

Признаки неблагополучия в семье

1. Ребенок неухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели пишут служебную записку на имя заведующего с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Что же нужно знать о неблагополучной семье?

• Материально – бытовые условия;

• Эмоционально-нравственный климат;

• Режим дня ребенка в семье;

• Методы и приемы воздействия взрослых на детей;

Семейный досуг;

• Уровень педагогической культуры родителей.

Направления и форы работы с неблагополучной семьей.

Диагностика семейного неблагополучия:

Наблюдение специалистов и педагогов;

Анкетирование детей и родителей;

Опросники;

Тесты;

Мини-консилиумы;

Тренинги;

Анализ документов;

Анализ продуктов детского творчества;

Анализ состояния здоровья детей;

Анализ развития и успеваемости.

Индивидуальная помощь неблагополучной семье:

Советы по преодолению сложных жизненных ситуаций;

Консультации;

Индивидуальные беседы;

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи, которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение:

• занятость родителей,

• социальный статус;

• образовательный статус;

• материальный статус.

2. Организация быта:

• тип жилья;

• санитарно-гигиенические условия;

• условия жизни ребенка в семье.

3. Физическое здоровье:

• Диагностика;

• хронические болезни;

профилактика;

• гигиена.

4. Духовное и моральное здоровье:

• вредные привычки;

• рецидивы;

• психологическое благополучие.

5. Воспитание детей:

• стиль воспитания в семье;

• психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь.

6. Внутренние и внешние коммуникации семьи:

• открытость семьи;

• тип семьи;

• характер детско-родительских взаимоотношений;

• отношения между супругами.

Алгоритм работы педагога с неблагополучной семьей.

• 1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

• 2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

• 3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

• 4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

• 5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;

• 6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

• 7-й этап: составление карты семьи.

• 8-й этап: составление плана работы с неблагополучной семьей;

• 9-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

• 10-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать отнесение семьи к той или иной категории.

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

1. Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.

2. Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно как-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальный.

3. Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра.

Дефекты это и есть, первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи - только отношения к ребенку.

Родители часто не осознают неблагополучия своей семьи, а также тех последствий, к которым оно может привести. Оказать всемерную помощь неблагополучной семье – первостепенная задача, решить которую необходимо объединенными усилиями детского сада и самой семьи.

Чтобы помочь ребенку, который живет в неблагополучных семейных условиях, педагог должен окружить его вниманием и заботой, вовлечь в интересную деятельность, упражнять в формировании нравственных качеств, педагог должен сопереживать ребенку, это часто отсутствует в неблагополучных семьях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Профилактика семейного неблагополучия» Доклад «Профилактика семейного неблагополучия» По данным различных источников в нашей стране, к сожалению, растет число неблагополучных.

Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия).Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Практикум для родителей по лечебной физкультуре (профилактика плоскостопия). Цель: - Расширить знания родителей о профилактике плоскостопия.

Профилактика социального «семейного неблагополучия» (консультация педагогов) В современном российском обществе научные исследования приводят факты снижения внимания к семье, семейному образу жизни, семейной политике.

Семинар-практикум для педагогов детского сада Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном.

Семинар-практикум для педагогов детского сада «С мячом играй, речь развивай!» Слайд №1 «С мячом играй, речь развивай!». «Теперь дети не играют, а учатся. Они всё учатся, учатся и никогда не начнут жить» А. Грин Ежегодно.

Семинар-практикум для родителей «Ошибки семейного воспитания» Семинар-практикум для родителей «Ошибки семейного воспитания» У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение,.

Семинар-практикум для родителей «Развитие детского словаря» Цель: Просвещение родителей по вопросам развития словаря у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить с особенностями развития.

Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в условиях детского сада» Цель: повышение профессиональной компетентности участников семинара через знакомство с методом проектов как средства развития творчества.

Современный подход к профилактике семейного неблагополучия В жизни каждого человека семья играет важную роль. Поэтому семья- это одна из величайших ценностей. Каждый человек независимо от возраста,.

Тема моего выступления: «Семинар-практикум» как одна из форм работы с родителями. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Семинар-практикум «Профилактика детского и семейного неблагополучия»
Опубликовано: 18 мая 2016 в 20:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовки праздничных мероприятий «День Победы»
Сегодня 9 мая – год можно не ставить. Сегодня эта дата говорит сама за себя. История подсказывает параллели: Велика Россия, а отступать некуда! Нам...
«Дикие животные». Лэпбук для работы с дошкольниками
Знакомство детей с окружающим важный раздел в работе с дошкольниками. Знакомя детей с дикими животными зачастую требует подбора большого количества как...
Творческий проект для средней группы «23 февраля — День защитника Отечества»
Участники проекта: педагоги группы, инструктор по физической культуре, дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников. Срок реализации...
Консультация для родителей «Культурно-досуговая деятельность в работе ДОУ»
Консультация для родителей «Культурно - досуговая деятельность в работе ДОУ» Культурно-досуговая деятельность в работе МАДОУ «Детский сад №4 «Золотая...
Коммуникативные игры для дошкольников
Блок интерактивных игр на сплоченность, сотрудничество Цели и основные задачи: • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (...