Семинар-практикум для педагогов детского сада «Укрепим свое здоровье»

Ольга Шитикова
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Укрепим свое здоровье»

Цель: Поддерживать желание и стремление педагогов вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей. Научить практическим методам и приемам по укреплению и сохранению физического и психического здоровья.

Участники семинара- практикума - педагоги детского сада.

План

1. «Почему педагоги болеют

2. А). «Стресс! Как с ним бороться?»

Б). Тест «Подвержены ли вы стрессу?»

В). Тренинг для педагогов.

3. Профилактика заболеваний сотрудников детского сада.

4. Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья.

5. Укрепление границ личности. Упражнение «Да и нет».

6. Видеопрезентация «О профессии в шутку и всерьез» (Правила педагогической гигиены)

«Почему педагоги болеют

Профессию педагога можно отнести к группе риска: постоянное перенапряжение приводит соматическим заболеванием: язве желудка, гипертонии, ишемической болезни сердца, сахарному диабету.

Возникает закономерный вопрос: «Почему педагоги болеют

Во-первых, они перегружены.

Во-вторых, они получают недостаточно высокую заработную плату, которая не позволяет полноценно восстанавливать здоровье, приобретать качественные продукты, выезжать на отдых в санатории, на морские курорты.

В-третьих, на нервно-психическом состоянии педагога негативно отражаются не всегда обоснованные требования родителей и критика его действий.

В-четвертых, молодежь реже и реже приходит работать в детские сады и школы, где остаются старые кадры, в основном пенсионного возраста.

Вывод? Необходимо сформировать у педагога желание сформировать у педагога желание сохранять свое здоровье и заботиться о нем начиная с самого элементарного, а именно с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна продолжительностью 7-8 часов, оптимистического взгляда на жизнь, приема лекарственных средств только по назначению, приятия себя.

Это простые и всем известные вещи, но они помогают человеку продлить активную жизнь. Каждый педагог об этом знает, но в силу разных причин (отсутствие воли, равнодушие к собственному здоровью, отвлечение на другие, менее значимые дела и т. д.) не использует.

Стресс: как с ним бороться

Понятие стресс вошло в наш лексикон достаточно прочно. Явление стресса открыл канадский ученый-биолог и врач, в дальнейшем Нобелевский лауреат, Ганс Селье.

Стресс (от англ. Stress – напряжение, усилие, давление) – это системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физиологическое, психологическое воздействие на организм. При благоприятных условиях это состояние трансформируется в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, характеризующееся снижением работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощением энергетических ресурсов.

Реакция стресса возникла в процессе эволюции и часто рассматривается как неотъемлемая часть адаптационного процесса. Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора превосходит обычные приспособительные возможности индивида.

Условно можно разделить стресс на первобытный и цивилизованный. Первобытный, или физиологический стресс переживали наши предки. Для них стрессорами могли стать нападения хищников или других врагов, преодоление серьезного препятствия, охота на опасного зверя. В такую минуту необходимо отреагировать немедленно: нужно собрать все свои силы, волю, чтобы остаться в живых. Для этого в организме словно объявляется боевая тревога, то есть в организме в случае опасности происходит ряд изменений: резко увеличивается уровень адреналина в крови, повышается артериальное давление, сердцебиение и дыхание учащаются, а для успешного управления движением активизируются анализаторы да и весь мозг.

Переход организма в «режим атаки или бегства» обеспечивал выживание нашим предкам в первобытную эпоху, однако сейчас, во времена цивилизованного стресса, он наносит лишь вред нашему организму.

Существует несколько разновидностей цивилизованного стресса.

1. Культурный стресс – возникает в том случае, когда нельзя ударить, накричать или убежать. Это происходит чаще всего в тех случаях, когда непосредственная реакция не только не улучшит создающуюся ситуацию, но может еще больше усложнить ее. Такой стресс встречается чаще всего в работе младшего и среднего руководящего состава при общении с начальством и коллегами. Естественная реакция в данном случае запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе.

2. Информационный стресс. К сожалению, практически нигде не учат как правильно усваивать информацию. Каждый, кто хоть раз брал на себя ответственность, в той или иной степени знаком с информационным стрессом: нужно срочно принять оптимальное решение, для чего необходимо быстро и правильно оценить имеющуюся информацию. Здесь и возникает проблема: информационная перегрузка, человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. От ветственность, которая на нем лежит, это и есть стрессор. Этот тип стресса характерен для любого рода деятельности в нашем обществе.

3. Коммуникативный стресс. Существует такое понятие как стресс встречи с незнакомцем. В природе люди жили небольшими группами, где все друг друга хорошо знали. При редком появлении незнакомца запускалась мощная ориентировочная реакция, сопровождающаяся выбросом гормонов стресса. Ничего удивительного, ведь встреча с чужаком могла сулить смерть от рук каннибала, гибель близких, заключение в рабство. А что происходит в современном мире: чужаки встречаются каждый час, каждую минуту! По пути на работу и обратно, находясь на работе, человек не всегда имеет возможность отказаться от общения с окружающими, но ведь это общение не всегда желаемо и приятно. Наибольшую нагрузку испытывает некоммуникабельный человек, попавший в большой коллектив или на работу, требующую постоянных контактов с людьми, зачастую незнакомыми. Кроме того, мы непроизвольно реагируем на случайных прохожих и даже на знаки присутствия людей: надписи, рекламные щиты, газетные заголовки, мусор. Избыток коммуникаций и приводит к стрессу.

4. Существует еще одна разновидность стресса – стресс бездеятельности. Возникает он в том случае, когда человеку, настроенному на активное действие, оказывается нечего делать, им овладевает скука. Скука – это тоже разновидность стресса, не менее опасная, чем все остальные. Плюс ко всему у современного человека недостаток движений, сидячий образ жизни при избытке впечатлений.

От первобытного стресса стресс современный отличается неотреагированностью. Физиологический (первобытный) стресс быстро проходит: человек среагировал – напал или убежал – стресс выполнил свою прямую функцию и закончился. Дальше идет как обычно. А при цивилизованном стрессе организм мобилизовал все свои ресурсы, а выплеска энергии не произошло, напряжение осталось. Поэтому «пар», который некуда выплеснуть ударяет по собственному организму. Высокое давление будет еще много часов разрушать кровеносные сосуды, мобилизованные жиры отложатся на поверхность артерий в виде бляшек. И чем больше таких переживаний, тем сильнее засоряются артерии, ускоряя приближение сердечного приступа.

Говорят, что стрессов можно избегать. Во-первых, не попадать в стрессовые ситуации, что для современного человека сказочное везение. Во-вторых, научиться правильно и своевременно снимать стресс, не позволяя ему накапливаться. Но для этого мы должны научиться выделять признаки стресса. Однако зачастую трудно понять, где кончаются признаки и начинаются последствия. Здесь признаками будем считать те явления в нашем организме, которые пока еще не влияют на качество вашей жизни и работы, а также не нуждаются в серьезном лечении, так как они не являются заболеваниями. Последствия же – это, соответственно, более серьезные процессы – болезни, до возникновения которых лучше свой организм не доводить.

Все признаки стрессов можно поделить на два вида:

1. Субъективные – снижение общего эмоционального фона.

2. Объективные – физиологическое и психологическое расстройство. И те и другие нужно учитывать при самоанализе состояния.

В любом случае, необходимо перестроить свою жизнь так, чтобы искоренить сами предпосылки не только стрессов, но и стрессовых ситуаций. Одни из этих стрессоров мы можем предотвратить, другие можем, но не хотим, третьи – не можем предотвратить при всем желании.

Тренинг для педагогов

Цель. Сформировать адекватное отношение к собственному здоровью как к одной из высших жизненных ценностей; повысить уровень психосоматического здоровья; научить практическим методам и приемам, укрепляющим физическое и психическое здоровье; снять напряжение, утомление, помочь обрести внутреннюю стабильность, уверенность в себе, позитивное мышление.

Аутогенная тренировка

Наиболее эффективным методом обретения навыков расслабления является аутогенная тренировка, т. е. умение расслабить мышцы тела, регулировать сердечную деятельность, воздействовать на ритм дыхания и т. д. В основе этого умения лежит самовнушение. Что нужно? Принять «позу кучера», т. е. сесть на стул расслабить скелетные мышцы, голову слегка наклонить на колени, ноги расставить. При этом следует произносить: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю.

Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: Тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчения, плохое настроение. Послушай тишину! Она молчит, и отдыхать тебе велит».

«Дахание»

Нормализация дыхания очень важна. Равномерное дыхание облегчает работу сердца, снимает состояние напряжения и гнева, отвлекает от навязчивых мыслей, нормализует эмоции. Формулы дыхательного упражнения следует произносить, сконцентрировавшись на работе дыхательной системы. «Мне дышится легко и свободно. Дыхание спокойное и равномерное. Воздух наполняет каждую клеточку моего тела. Я наслаждаюсь легкостью дыхания».

1. Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.

2. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А.

3. Вдох, руки вверх до уровня плеч.

4. Выдох с сильным звуком О-О-О (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).

5. Медленный, глубокий вдох.

6. Медленный, глубокий выдох со звуком У-У-У (руки опустить вниз).

Снятие головной боли

«Головной убор»

Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.

«Слова»

Многое в нашей жизни зависит от того, что мы думаем и какие слова произносим. Мысли и слова самым непосредственным образом влияют на наше здоровье. Чтобы сохранить свое психическое здоровье, человек должен научиться думать и действовать позитивно, видеть в окружающей жизни больше хорошего. Следите за тем, чтобы в вашей речи было как можно меньше отрицательной частицы НЕ. Например, замените выражение «Я не хочу быть больной» на выражение «Я хочу быть здоровой».

«Мои воспоминания»

Запишите все, что вы чувствовали, когда вам было хорошо (прогулка по лесу, чаепитие на даче, просмотр спектакля и т. п.). Внимательно прочтите написанное, представьте эту картину в цвете. Погрузитесь в то радостное, умиротворенное состояние, еще раз переживите его, и ваши чувства вновь вернутся к вам.

«Пирамида любви»

Выполняется коллективно. Первый участник протягивает руки с раскрытыми ладонями в центр круга и произносит фразу «Я ЛЮБЛЮ…». Второй кладет свою ладонь и произносит эту же фразу. В результате появляется пирамида любви, которая помогает участникам ощутить присутствие положительных эмоций у себя и окружающих.

В мире музыки

О том, что музыка способна изменить психическое и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции. Отечественный физиолог И. Р. Тарханов доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, замедляют пульс, способствуют расширению сосудов и нормализуют давление. От мечено, что женщины в основном реагируют на классическую музыку. Найдите время, чтобы послушать музыку, которая вам нравится. («Лунная соната» Л. Бетховена, фортепьянные пьесы Ф. Шопена, «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта, например, помогают от головной боли.)

«Пение»

Очень эффективно пение спокойных, длительных по звучанию песен. Утром, чтобы встать бодрым, в хорошем настроении, полезны песни ритмичные, с оптимистическим содержанием. Во время пения можно выполнять несложные движения руками, головой, туловищем.

«Ушки на макушке»

Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находится много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на ушные раковины, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.

«Уши»

Указательными пальцами обеих рук одновременно тянуть уши, начиная с верхнего края и постепенно спускать вниз до мочки.

Массировать сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце растереть уши руками.

Ароматерапия

Ароматерапия- лечение с помощью эфирных масел растений. Ее истоки лежат в глубокой древности. Известно, обоняние связано с лимбической системой головного мозга, которая дает возможность испытывать различные эмоции.

Для индивидуальной защиты и регулирования работоспособности на шее носят аромамедальон и аромакувшинчики. Достаточно одной-двух капель ароматического масла, и весь день вас будет сопровождать приятный аромат, стимулирующий болезненные ощущения.

Запах зеленых яблок облегчает головные боли при мигрени.

Запах апельсина повышает умственную работоспособность, оптимизм, веру в свои силы.

Базилик восстанавливает объективность самооценки, устраняет комплексы.

Бергамот помогает добиться успехов в познании, нейтрализует энергетику толпы.

Лимон позволяет быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям, новым людям, помогает в работе творческим личностям.

Мята усиливает дыхание, обновляет энергетику.

Сандал помогает открыть в человеке талант.

Эвкалипт содействует быстрому восстановлению после стресса.

Лаванда способствует самопознанию, быстрому восстановлению сил.

Роза благоприятствует преобразованию негативной энергии в энергию самосовершенствования.

Водотерапия

Вода – доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Вода имеет свойство смывать не только грязь, но и отрицательные эмоции

Все знают: снять усталость и пополнить жизненные силы можно за счет контакта с водой. Для расслабления полезно просто смотреть на воду.

Самое доступное упражнение – мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде. Таким образом активизируется мозговое кровообращение, снимается усталость.

В состоянии стресса, когда «голова идет кругом», хочется тишины и одиночества, нужно встать под сильную струю душа, направить его прямо на голову, чтобы ничего не слышать. Через 3 минуты стрессовое состояние исчезнет.

Смехотерапия

Смех благотворно действует на организм (десять минут смеха, например, нормализует давление, в котором происходит сложный химический процесс – выделение «гормонов счастья», т. е. эндорфинов, вызывающих у человека ощущение удовлетворения, эйфории. Но вырабатываются они только тогда, когда человек испытывает положительные эмоции. Смех является отличной зарядкой для сердечно-сосудистой системы, дыхательной деятельности.

Фототерапия

В минуты грусти, тревоги полезно смотреть на фотографии дорогих сердцу людей. В этот момент человек как бы ощущает невидимую поддержку с их стороны, приятные воспоминания успокаивают и вселяют надежду. Как правило, на фото запечатлеваются самые радостные, значимые события, и, просматривая их, человек мысленно возвращается в то состояние, когда ему было хорошо и радостно. Это хороший способ нормализовать свое состояние.

Общие рекомендации сотрудникам ДОУ по сохранению здоровья

«В нашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка и разум»

П. Ч. Брегг

Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, можно не только предотвратить развитие различных заболеваний, но и достичь снижения синдрома профессионального выгорания:

1. Научитесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Выбор и соблюдение рационального ритма и режима работы приводят к экономичному расходованию энергетического потенциала нервной системы, освобождают мозг от излишней информации и снижают нервно-психическую напряженность.

2. Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Не стоит забывать, что между состоянием тела и эмоциями существует тесная связь: гиподинамия, неправильное питание, курение, злоупотребление спиртными напитками усугубляют развитие различных заболеваний. Полезны прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна. При физической деятельности после напряженной умственной работы возникает, как говорил И. П. Павлов, «мышечная радость», которая повышает настроение и энергетический потенциал человека.

3. Закаляйтесь. Во время закаливающих процедур, помимо укрепления иммунитета, происходит выброс большого количества гормонов радости – эндоферинов.

4. Обеспечьте себе достаточный по продолжительности сон. Во время сна через наш мозг проходят миллионы нервных импульсов; полезная информация, накопленная за день, остается в памяти, а ненужная – удаляется.

5. Рационально питайтесь.

6. Избегайте ненужной конкуренции. Бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, однако такое случается далеко не всегда. Помните, что чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению психоэмоциональных заболеваний.

7. Овладевайте навыками саморегуляции. Релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительный внутренний настрой способствуют снижению стресса, ведущего к выгоранию, а также уменьшению риска развития различных заболеваний (от стенокардии и гипертонии до онкологической патологии).

8. Ежедневно тренируйте память, заучивая новые слова (например, иностранного языка, решая кроссворды, собирая пазлы и т. д.

9. Заведите домашних питомцев. Доказано, что психосоматические заболевания встречаются реже у людей, которые имеют в доме кошек, собак, рыбок в аквариуме или других питомцев.

Укрепление границ личности. /Валентин Петрушин из цикла «Целительные звуки»/

Упражнение «Да и Нет»

1. Нашему здоровью – Да, да, да!

Нашим беспокойствам – Нет, нет, нет!

Нашему покою – Да, да, да!

Всем нашим тревогам – нет, нет, нет!

Вере в наши силы – Да, да, да!

Унынию и грусти – Нет, нет, нет!

Стойкости и мужеству – Да, да, да!

Плохим и мрачным мыслям – Нет, нет, нет!

2. Радости движенья – Да, да, да!

Бездействию и лени - Нет, нет, нет!

Солнцу в нашей жизни – Да, да, да!

Мраку, подозрениям – Нет, нет, нет!

Теплоте, сердечности – Да, да, да!

Бездушию и хамству – Нет, нет, нет!

Силе и здоровью – Да, да, да!

Немощи и слабости – Нет, нет, нет!

3. Жизнь с победной песней – Да, да, да!

Жизни в прозябании – Нет, нет, нет!

Радость в настоящем – Да, да, да!

Страха перед будущим – Нет, нет, нет!

Смелости, задору – Да, да, да!

Робости и страху – Нет, нет, нет!

Интерес к искусству – Да, да, да!

Интересу к сплетням – Нет, нет, нет!

4. Интересу к людям – Да, да, да!

Интересу к тряпкам – Нет, нет, нет!

Уверенности в жизни – Да, да, да!

О прошлом сожалениям – Нет, нет, нет!

Нашей яркой жизни – Да, да, да!

Всем нашим сомнениям – Нет, нет, нет!

Нашему здоровью – Да, да, да!

Нашим беспокойствам – Нет, нет, нет!

Видеопрезентация «О профессии в шутку и всерьез» (Правила педагогической гигиены.)

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Здоровое поколение» Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что важнейшая задача ДОУ – охрана и укрепление здоровья решается с помощью.

Семейный клуб «Нехворайка» Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического воспитания, формирования активной позиции по отношению к.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Укрепим свое здоровье»
Опубликовано: 20 мая 2013 в 20:56
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....