Семинар-практикум «Знакомство с русским народным наследием»

Галина Тарасова
Семинар-практикум «Знакомство с русским народным наследием»

Семинар -практикум

«Знакомство с русским народным наследием»

Подготовил Старший воспитатель

МБДОУ д/с №79

Тарасова Г. В.

г Волжский

Тема «Знакомство с наследием русского народа»

Цель: расширение знаний педагогов ДОУ по использованию эффективных педагогических средств при ознакомлении детей с народным творчеством.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными педагогическими средствами

по данному направлению.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

3. Наладить взаимосвязь специалистов и воспитателей в работе по использованию фольклора в работе с детьми.

Предшествующая работа:

Консультации, индивидуальное изучение источников педагогами детского сада по устному народному фольклору, организация тематической выставки в педагогическом кабинете, составление каталога.

Материал: аудиокассеты, куклы «Живая рука», атрибуты к народным играм.

План семинара.

1. Актуальность проблемы «Воспитательная сила фольклора»

(старший воспитатель)

2. Выступления специалистов ДОУ.

3. Подведение итогов.

(ст. воспитатель)

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Актуальность «Воспитательная сила фольклора»

Девиз:

Благословите, братцы,

Старину сказать,

С обычаев, поверьев,

Предрассудков,

Сняв маску старины -

На правду указать.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т. к. в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание духовных чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Войдя в третье тысячелетие общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными, в таких случаях страдают прежде всего дети теряя связь семьей, природой, культурой. Стоит проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий в том числе, теорий дошкольного возраста.

Воспитательная сила фольклора, закладывающая нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь важна, что вряд ли кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

Музыкальный фольклор, как часть народной культуры активизирует духовно-практический опыт народа. У ребенка закладываются нравственные ценности, он лучше ориентируется в окружающем нас мире. Народная музыка обладает большим мировозренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом Благодаря русской песне у ребенка пробуждается представление о возвышанном, прекрасном. А мы знаем, что человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания другого человека, совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество и воспитывает музыка, русская народная песня.

Большое влияние на ребенка оказывают малые формы фольклора. Ребенок чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельная- успокаивает, весёлые- радуют ребенка и т д. У детей среднего и старшего возраста к наиболее распространённым и активным жанром детского фольклора относятся заклички, обращенные к солнцу, ветру, дождю и т д.

Также в саду используется и потешный фольклор- прибаутки, небылицы, дразнилки. Большая роль на музыкальных занятиях отводится игровому фольклору, часто- хороводные игры, в которых разрабатываются хореографические, плясовые движения. Вот уже несколько столетии можно наблюдать удивительное явление, которое испытал каждый из нас в детстве. Попадая в мир, ребенок включается в культуру через множественность культурных практик, среди которых важное место занимает народная игра. В течении долгого времени игры по традиции передавались в устной форме. Тем самым, народы России передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили не разрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. Русская народная игра – это наша историческая память

1. Выступление специалистов.

Театр кукол «Живая рука»

Куклы «Живая рука» обладают яркими,выразительными возможностями

Удобными для фольклора, для танцевальных импровизация и использованием детских музыкальных инструментов. Они способны передать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляций, недоступной другим куклам.

Разыгрывание сценки «Ярмарка» «Матрена и Ерема».Сценка может быть использована детьми старших групп.

2. Выступление. : «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей»

Актуальность приобщения детей к игровому фольклору является первой ступенью в постижении культуры своего народа.

Играя, ребенок легко и незаметно усваивает образцы и символы народной культуры. Народные игры я включаю во все проводимые мной мероприятия : занятия, развлечения и т д. Народные игры незаметно вовлекают даже самых застенчивых детей, заставляя их перевоплощаться в тот или иной образ. Проводится народная игра «Жмурки»(можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста,» Кот и мыши» для детей младшего и среднего возраста).Руководитель физического воспитания не только рассказала, каким образом можно использовать на занятиях загадки и сказки, считалки и скороговорки, но и познакомила педагогов с русскими народными играми. В завершении выступления педагоги играют в р. н. и., например: "Гори, гори ясно!", " Жмурки", "У медведя на бору" и т. п.

3. Выступление: «Знакомство дошкольников с р. н. песней»

Музыкальные руководители рассказывают педагогам об особенностях русской народной песни, русских музыкальных инструментах. Особое внимание обращает на детские народные песни, которые чрезвычайно разнообразны по своему содержанию и композиции. После выступления исполняется русские народные песни. Например: "Земелюшка-чернозем" или "Как за нашим за двором".

Вопрос педагогам:

Какие вы знаете колыбельные песни?

Например:

Котя, котенька, коток,

Котя, серенький хвосток.

Прийди, котя, ночевать,

Мою деточку качать!

Уж, как я тебе коту

За работу заплачу:

Дам кусочек пирога,

Да кувшин молока.

4. Выступление: «Знакомство дошкольников с народными календарно-обрядовыми праздниками.»

Педагоги рассказывают о праздниках русского народа, которые всегда были связаны с явлениями природы, временами года, растительным и животным миром. Педагоги, которые готовят это выступление, заранее распределяют между участниками семинара тексты закличек, поговорок, загадок и т д.

Вопрос: Назовите русские народные обрядовые праздники, которые вы знаете?

• Праздник Урожая ;

• Святки ;

• Рождество ;

• Масленица ;

• Пасха ;

• праздник Ивана Купалы ;

• Вербное воскресенье и т д.

Вопрос: Что Вы знаете о зимних святках?

Ответ: (тезисно): Святки, святые вечера, так называются на Руси, да и не только на Руси, а и за границей дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшегося с 25 декабря и оканчивавшегося обыкновенно пятым января следующего года: На Святках мы встречаем странную смесь обычаев из языческих обрядов, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Коляда собственно канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-Востоке России под именем Авсеня или Таусеня. Считают две коляды: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения.

Ведущий раздают текст и предлагает участникам спеть Рождественскую колядку.

Например:

Колядки, колядки, собрались ребятки.

по деревне пошли, Бабку Коляду нашли.

наша бабка Коляда по дорожке

шла да топорик нашла, а топорик не простой, а топорик золотой.

села на снег Коляда, да задумалась! куда путь держать? куда топорик девать?

Вывод: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Рефлексия «Меня сегодня удивило…»

Домашнее задание педагогам: пополнять материал по русскому народному творчеству в соответствии с возрастом детей.

Публикации по теме:

Наша выставка народного декоративного искусстваНаша выставка народного декоративного искусства Каждый год у нас проходит КМО (кустовое методическое объединение). Несколько детских садов посещают занятия друг у друга, обмениваются опытом.

План семинара «Дидактические игры в детском саду»План семинара «Дидактические игры в детском саду» МАДОУ детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида г. Дрезна Московской областиПлан среднесрочного семинара на 2011-12 учебный год.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Семинар-практикум «Знакомство с русским народным наследием»
Опубликовано: 4 января 2013 в 13:18
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Новогоднее украшение для окна.
Доброго времени суток. Хочу поделиться легким в исполнении украшением для окон в преддверии новогодних праздников. В данный момент у меня дети младшего...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...