Лучший педагог года

Семинар-тренинг для педагогов «Особенности современной семьи и стили семейного воспитания»

Наталья Соколова
Семинар-тренинг для педагогов «Особенности современной семьи и стили семейного воспитания»

«Особенности современной семьи и стили семейного воспитания»

Знакомство и установление контакта

1. Назвать по кругу своё имя и любое слово, характеризующее вашу семью, начинающееся на первую букву вашего имени.

2. Правила работы в группе.

3. Записать несколько слов-ассоциаций со словом «семья». Ведущие собирают записки и зачитывают их аудитории.

Особенности современной семьи

Сессия в группах по 6 - 8 человек.

Задание на сессию:

Публикация «Семинар-тренинг для педагогов „Особенности современной семьи и стили семейного воспитания“» размещена в разделах

1. Выбрать спикера.

2. Внутренняя работа. Подумать о своей родительской семье и своей семье, в которой сейчас живёте. Записать отличия (состав семьи, кто и сколько работал, увлечения, сколько поколений живёт в семье и т. д.).

Время - 5 минут.

3. Круг. Все называют 3 отличия, спикер записывает.

Круг по сессии:

Спикеры групп зачитывают отличия. Обсуждение.

Проблемы современной семьи

Предложить слушателям перечислить проблемы, о которых они знают. Сделать запись на доске.

Мини-лекция.

1. Семья, где родители тратят много времени на поддержание привычных жизненных стандартов.

«Эти обязанности отнимают родителей от детей и физически, и эмоционально; тем самым на детей обрушивается стресс, поскольку родители уже не в состоянии удовлетворять их потребности в эмоциональной пище. Родители – это гораздо больше, чем биологическое обстоятельство. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле».(Лэндрет Г. Л., «Игровая терапия: искусство отношений»)

2. Неполные семьи. Если нет отца – ребёнок повышается до роли взрослого. Мать с ним говорит открыто, обеспечивает ситуацию близости.

Ребёнок растёт без отца (психологические ловушки)

1) Жизнь для ребёнка (формула: «Я не могу себе позволить»)

2) Борьба с образом мужа. Какой он был плохой. Утрирует его отрицательные черты. Снимает с себя долю вины за неудачу в супружеской жизни. Это способ адаптации женщины в ситуации развода. Особенно чревато это для ребёнка первых 7 лет. Влияет на самооценку. Чаще всего ребёнок всё равно любит отца.

3) Наследственность. Когда мать начинает бороться не только с образом отца, но и с его чертами. Обычно мужские черты она принимает как наследственность.

4) Попытка купить любовь ребёнка.

Отсутствие мужчины в семье может повлиять на:

а) интеллектуальное развитие ребёнка (математические, пространственные, аналитические способности ребёнка за счёт развития вербальных способностей)

б) менее чёткий процесс половой идентификации ребёнка

в) затрудняется обучение навыкам общения с противоположным полом

может сформироваться избыточная привязанность к матери

3. Повторный брак (отчим). Входит отчим. Ребёнок снова становится положение ребёнка. Отбирается функция отца. Конфликт. Частая ошибка отчима – быть главой в доме, воспитывать ребёнка. Начинается фейерверк. Ребёнок не хочет, чтобы ему отчим диктовал. Его задача избавиться от отчима. Вступает мать, чтобы защитить ребёнка. Возникает конфликт между матерью и отчимом. Частый конфликт. Ребёнок: «Если я буду проблемой – мать и отчим будут ругаться, отчим уйдёт». Для ребёнка выгодно ухудшать своё поведение.

Следует помнить, что отчим не сразу может включиться в отцовские функции. Подсознательно он может испытывать нелюбовь к ребёнку. Сразу вступать в отцовские функции неразумно. Следует избегать ситуаций, способных задеть самолюбие ребёнка и мужа. Нельзя скидывать с весов прошлую жизнь, забывать про прошлого мужа.

4. Семьи, где есть зависимые (алкоголизм, наркомания). Зависимость – заболевание без вины больного. Члены семьи тоже больны. Эта болезнь называется созависимостью. Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощён тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботится об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей. Созависимость – это зависимое состояние на поведенческом уровне без употребления вещества. Созависимость всегда сочетается с проблемами во взаимоотношениях. Партнёры либо не контактируют фактически, либо борются. Созависимость связана с мечтами, стремлением к сохранению гармонии. У созависимого есть страх перемен, нового. Это как если бы верить, что жизнь бесконечна. У нас есть потребность в завтрашнем предсказуемом мире. Очень трудно стоять перед барьером неизвестного. Многие зависимые не знают, что их завтра ждёт: жизнь или смерть. Созависимые никогда не завершают своих отношений, реально не переходят барьеров.

Кто может быть созависимым:

жёны (мужья)

лица, имеющие 1 или 2 родителей, страдающих зависимостью

лица, которые выросли в эмоционально репрессивных семьях

Созависимый безучастен к себе, к другим членам семьи, которых спасать не надо. Дети в такой семье – группа риска.

Поведение созависимого: спасатель, жертва, провокатор. Члены семьи алкоголика попадают в ловушку добрых намерений. Однако вокруг болезни нельзя построить нормальных отношений. Нельзя построить нормального строения вокруг ненормального процесса.

Дети алкоголиков

Жёсткие роли. Их можно сформулировать: «Не говори, не чувствуй, не доверяй».

Что делать? Ребёнку нужен профессиональный консультант. Но мы не можем работать с ребёнком без ведома и согласия родителей. Можем вмешаться, если нарушены права ребёнка

Не бывает одинаковых семей алкоголиков. Они все разные. Это болезнь одна.

Что делать, если в группе есть такая семья? Есть центры помощи, телефоны доверия. Можно вывесить информацию, где будут телефоны.

Упражнение

Леворукие – направо, праворукие – налево;

светлоглазые – направо, тёмноглазые – налево и т. д.

Комментарий к упражнению: это навешивание ярлыков. Ярлыков много. Например: «Ребёнок из семьи алкоголика», «Ребёнок с девиантным поведением». Это ложь. Разница между наркоманами, например, слишком существенна, чтобы считать, что ярлыком «наркоман» всё уже задано. Если ярлык применили – в ответ получим отчуждение. Ярлык не годится. Такой ярлык как «ребёнок из семьи алкоголика» не означает, что узнали, какой это ребёнок.

Дисфункциональная семья – это семья с различными проблемами, которые влияют на способность семьи существовать как единое целое.

Признаки дисфункциональной семьи

1)Отрицание проблемы и поддержание иллюзий.

2)Вакуум интимности.

3)Незыблемость правил и ролей. Жёсткие роли: у членов семьи существуют роли, которые могут быть обозначены и эти роли не меняются (Отец – царь, диктатор; мать – потакатель и подстрекатель, поддерживает «царя». Младшие члены приспосабливаются: кто-то – герой семьи. Который всегда хорош, кто-то протестует- внутренний диссидент, кто-то мученик – страдает и гордится). Жёсткая роль – эта та, из которой я постепенно потерял возможность выйти. Важно: может ли человек отказаться от этой роли, изменить поведение, связанное с этой ролью, стереотипы восприятия, тормоза для эмоций и систему ценностей. Жёсткие правила (фасад благополучия).

4)Недифференцированность «Я» каждого члена семьи (подавление индивидуальности).

5)Границы либо смешаны, либо эмоционально близких отношений нет.

6)Все скрывают секрет семьи.

7)Полярность суждений (нет полутонов).

8)Семья закрыта.

9)Всё контролируется (абсолютизирование воли и контроля)

Что нужно донести до воспитателей?

1. Отделять человека от проблемы.

2. Вести себя консультационно, а не как член семьи. Что это значит?

3. Помнить о психологических защитах родителей.

Стили воспитания

1. Контролирующий. Ребёнок – или тревожный и послушный или проблемный.

2. Разрешающе прощающий. Всё для ребёнка. Нет обязанностей по дому. Вспышки ярости, гнева, чтобы озаботить своих родителей, чтобы они снова сделали его (ребёнка) жизнь такой, какую он хочет. Не очень хорошо эти дети успевают в школе.

3. Разрешающе попустительский. Есть биологические отец и мать, но нет родителей, нет реальной заботы друг о друге.

4. Демократически-авторитарный. Для ребёнка установлены определённые пределы. Свобода выбора в рамках. Много обсуждения с детьми. Обязанности по дому, больше ответственности. В школе лучше всё усваивают. Лидеры в школе.

Позиции родителей

1. Автократическая (деспот, диктатор)

2. Авторитарная

3. Демократическая (есть сферы, где ребёнок может сделать самостоятельный выбор)

4. Равенства (дети в равной степени включены в принятие решений)

5. Либеральная (попустительство)

6. Отстранение

Влияние проблем семьи на формирование личности ребёнка

Сессия в 6-ках.

Задание на сессию: каждая подгруппа работает с одним типом семьи

Благополучная семья.

Семья, где удовлетворяются 3 потребности ребёнка:

1. Потребность в определённом эмоциональном резервуаре

Виды родительской нелюбви:

а) эмоциональное отвержение (м. б. ещё до того, как ребёнок родился)

б) эмоциональное потворство (разрешено всё; может не делать ничего)

в) авторитарный контроль (родители хотят как можно большего, а ребёнок этого не хочет и не может)

Потворствующее невмешательство ранит ещё больше, чем авторитарный контроль.

2. Формирование правильной адекватной самооценки

3. Учёт и формирование индивидуальных особенностей ребёнка и вписывание его в социум, развитие индивидуальных особенностей.

Здоровая семья

Умение выражать чувства

Поддержка друг друга

Уважение мнения и самооценки другого

Доверие, уважение собственности других

Знание традиций, ритуалов, истории семьи

Умение находить позитивную сторону в неудачах и кризисах

Учат друг друга что такое хорошо и плохо

Уважение альтруистических принципов

Уважение личного пространства другого (территория, друзья)

Совместный приём пищи, общение, разделение досуга

Основные позитивные ресурсы здоровой семьи

Безусловная любовь

Доверие (обсуждение, открытость и т. д.)

Забота друг о друге

Общность (интересов, привычек, ценностей, требований, санкций, ритуалы)

Безопасность, поддержка (моральная, материальная, защита.

Способность мобилизовать свои ресурсы для решения проблем.

Уважение к чувствам (мнениям) каждого члена семьи.

Баланс прав и обязанностей (гибкая система распределения и взаимозаменяемости).

Благоприятные ожидания и прогнозы; поддержка успехов и побед.

Авторитет положительного примера.

Передача опыта от старших младшим.

Открытость семьи к внешнему миру.

Эмоциональный комфорт, принятие.

Способность к внешней поддержке и помощи.

Взаимопонимание и многоканальная коммуникация.

Удовлетворение основных потребностей своих членов.

Отсутствие групп и манипуляций в семье.

Отсутствие жёстких ролей.

Публикации по теме:

Что должны знать и уметь родители при поступлении детей в детский сад 1. Чем чаще ребёнок будет общаться с взрослыми, детьми в квартире, в своем дворе, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые.

Конспект практикума для родителей по формированию адекватных внутрисемейных отношений «Мама, папа, я — дружная семья»Конспект практикума для родителей по формированию адекватных внутрисемейных отношений «Мама, папа, я — дружная семья» Конспект практикума для родителей «Мама, папа, я – дружная семья».(Слайд 1) Цель: формирование адекватных внутрисемейных отношений. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-тренинг для педагогов «Особенности современной семьи и стили семейного воспитания»
Опубликовано: 22 января 2014 в 17:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД