Семинар-тренинг для родителей «Ваш ребенок — будущий первоклассник!»

Зухра Багаудинова
Семинар-тренинг для родителей «Ваш ребенок — будущий первоклассник!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад присмотра и оздоровления №12 «Елочка»

Семинар-тренинг для родителей

«Ваш ребенок-

будущий первоклассник»

Подготовила и провела:

педагог-психолог

Багаудинова

Зухра Бекалиевна

Сургут 2014

Семинар-тренинг для родителей

«Ваш ребенок- будущий первоклассник»

Цель: помочь родителям в решении проблем адаптации ребенка к школе и формирования психологической готовности к обучению.

Психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу хотелось бы начать со знакомства. Предлагаю каждому назвать свое имя и прилагательное, которое начинается на первую букву вашего имени и может вас характеризовать, например, Лариса-лояльная, Дмитрий-добрый.

Родители выполняют задание.

Психолог: Безусловно, все родители заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому многие из вас уже начали готовить своих детей к поступлению в школу: записали на подготовительные курсы, кружки, приобрели познавательные игры.

Но знаете ли вы, что для успешности обучения первоклассника важен и психологический настрой родителей? Как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно сказываются на готовности ребенка к школе. Предлагаю вам выполнить несложное задание. Напишите фразу или изобразите в рисунке то, что ассоциируется у вас со словом «школа».

Родители выполняют задание. При желании они могут показать свои рисунки, рассказать о возникших образах-ассоциациях, выслушать комментарии психолога.

Психолог: Негативные ассоциации типа «кричащий учитель», «не знаю что ответить», «спрятанный дневник» часто говорят о том, что взрослые на подсознательном уровне переносят на детей свои негативные школьные переживания. Это может отразиться на состоянии ребенка, вызвать у него чувство тревожности. Не следует демонстрировать свои негативные эмоции, их нужно преобразовывать. Вспомните, что вам нравилось в школе, свои успехи, увлечения, забавные случаи.

Давайте проведем небольшой тест, результаты которого дадут ответ на вопрос, готовы ли вы психологически отдать ребенка в школу. (см. Приложение 1) Прочитайте внимательно каждое утверждение и, если согласны с ним, поставьте рядом цифру 1. Родители получают бланки теста и выполняют задание.

А теперь подсчитайте, какое количество баллов вы набрали. И я помогу вам проинтерпретировать полученные данные.

Итак, 10 и более баллов. Вам необходимо снизить уровень опеки над ребенком. Дайте ему возможность быть более самостоятельным. Не мешайте контактировать со сверстниками. Займитесь его закаливанием. Поиграйте с ним в школу. Если уровень вашей тревожности не снизился, обратитесь к психологу.

5-9 баллов. Вы не уверены в успехе ребенка. Это вполне естественно. Поделитесь с вашими опасениями с будущим учителем. Возможно, вы станете спокойнее и будете в соответствии с его рекомендациями готовить ребенка к школе.

4 и менее баллов. Вероятно, вы очень уверены в себе и своем ребенке. Помните: уверенность не должна превратиться в беспечность и невнимательность.

Психолог: Начало обучения в школе-один из самых ответственных моментов в жизни ребенка. Как вы понимаете выражение «ответственный момент»? (Ответы родителей). Попробуем определить, что может вызвать у ваших детей затруднение.

Родители образуют круг и, передавая друг другу мяч, высказывают свое мнение по предложенной теме (новый коллектив, смена обстановки, незнакомые учителя, новые обязанности, большие нагрузки).

Психолог: Итак, все вы высказались и ваши ответы говорят о том, что большинство из вас осознают: начало обучения в школе - переломный этап в социально - психологическом становлении личности.

Но учеба в школе - это еще и большие физические и эмоциональные нагрузки. От уровня физического развития и состояния здоровья зависит продуктивность психических функций, определяющих, в свою очередь, успешность усвоения знаний. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно продолжительное время сохранять осанку, сидя за партой. Он начинает вертеться и в результате не усваивает часть информации, которую дает учитель.

В связи с этим необходимо приучать детей регулярно выполнять физические упражнения, способствующие укреплению всех групп мышц, формированию правильной осанки.

Понаблюдать за двигательной активностью ребенка в домашних условиях вы можете самостоятельно. Возможно, некоторые вопросы из предлагаемой памятки (см. Приложение 2) вам задаст учитель в школе. Поэтому ваши ответы, ваши наблюдения помогут педагогу индивидуально подойти к ребенку и правильно построить процесс обучения.

Раздает родителям памятки.

Психолог: Как вы думаете, есть ли отличия в понятиях «желание пойти в школу» и «желание учиться»? (Предложения родителей.)

Высказывания некоторых детей («Пойду в школу, потому что туда ходит мой друг», «У меня будет новый портфель», «Хочу ходить в школьной форме») говорят о том, что их привлекает лишь внешняя сторона новой, школьной жизни. При этом внутренняя позиция школьника-направленность на обучение-находится на начальной стадии формирования. Что же могут сделать родители, чтобы у ребенка возникло желание учиться? (Предложения родителей.)

Психолог: Давайте теперь обобщим вышесказанное вами. Итак, для того, чтобы у ребенка возникло желание учиться, важно родителям

- сходить с ребенком в школу, познакомиться с учителем.

- Рассказать ребенку о своих любимых учителях, показать фотографии, грамоты, связанные с вашими школьными годами.

- Организовать семейные торжества по поводу школьных успехов старших детей.

- Поиграть с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Школа».

- Использовать в речи пословицы и поговорки, в которых прославляется ум, подчеркивается роль знаний в жизни человека.

- Сделать семейное чтение художественной литературы традицией.

- Привлекать детей к пользованию познавательной литературой в поисках решений возникших вопросов.

- Никогда не запугивать ребенка школой! Неосторожное высказывание, строгое выражение лица и резкий жест могут вызвать у него негативную реакцию, страх, неуверенность в своих силах и, как следствие, нежелание идти в школу.

А теперь давайте поиграем. Вам будут даны карточки как с негативными, так и с положительными эмоциями, которые вы можете встретить на лице у ребенка, провожая его в школу или, по приходу со школы.

Проводится игра «Ваша реакция».

Психолог: Вы на несколько минут превратитесь в детей. Я буду мамой. Представьте, что вы показываете мне тетрадь с некрасиво (неправильно, неаккуратно) написанными буквами или цифрами или неверно выполненным заданием. Подумайте, какую реакцию может вызвать у ребенка каждое мое высказывание и поднимите соответствующую карточку.

Раздает родителям набор карточек «Ваша реакция», на которых написаны высказывания: «уверенность в своих силах», «чувство тревоги», «как все надоело», «нежелание идти в школу», «чувство вины», «неуверенность в себе».

Психолог: (эмоционально произносит фразы, сопровождая х соответствующим выражением лица и жестами). Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, а в следующий раз будет еще лучше.

Если ты напишешь еще лучше, я буду любить тебя еще сильнее.

Вечно за тебя приходится краснеть!

Никуда не годится! Ты, наверное, будешь двоечником!

Родители показывают карточки, которые, на их взгляд, соответствуют реакции ребенка на то или иное высказывание.

Психолог: Надеюсь, вы поняли, как важны для ребенка ваше внимание, ваше мнение, ваше уважение к нему как к личности. Помогите своим детям почувствовать радость познания, вселите в них уверенность в собственных силах. Ваши такт и терпение помогут им не только в учебе, но и в любых жизненных ситуациях. Давайте пожелаем друг другу успеха!

Родители образуют круг и по цепочке пожимают друг другу руки.

Психолог: Также мы взяли небольшое интервью у наших деток, и давайте посмотрим, что же думают наши будущие первоклассники о школьной жизни, какие у них возникают ассоциации со словом «Школа». Видеопрезентация

Психолог: И последнее задание. Нарисуйте цветными карандашами портрет своего ребенка- будущего первоклассника.

Психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Возможно, не все вопросы, связанные с поступлением ребенка в первый класс, мы смогли освятить, но постарались сделать нашу сегодняшнюю встречу максимально познавательной и интересной для вас. Скажите, пожалуйста, были ли эта встреча интересной для вас? Вы можете высказать свои пожелания.

Семинар-тренинг для родителей «Ваш ребенок — будущий первоклассник!»

Приложение 1

Готовы ли Вы отдать ребенка в школу?

1. Вы считаете, что Вашему ребенку будет трудно учиться в школе.

2. Вы опасаетесь, что придя в школу, Ваш ребенок будет чаще болеть.

3. Вы не можете представить, что Ваш ребенок достаточно быстро и успешно овладеет чтением, письмом, счетом.

4. Вы уверены, что Ваш ребенок сможет быть лучше всех.

5. Вы считаете, что первоклассники не достаточно самостоятельны.

6. Вас волнует, будет ли первый учитель внимателен к Вашему ребенку.

7. Вы опасаетесь, не будут ли другие дети обижать и дразнить Вашего ребенка.

8. Вы не уверены в объективности и справедливости будущего учителя Вашего ребенка.

9. Без Вас ребенок часто плачет и угнетен.

10. Вы считаете, что в возрасте 6-7 лет ребенка лучше обучать дома, а не в школе.

11. Вы считаете, что Ваш ребенок будет уставать в школе.

12. Вам кажется, что в начальной школе дети мало чему могут научиться.

13. Вы опасаетесь, что с началом обучения в школе Ваш ребенок станет непослушным.

14. Вам кажется, что Ваш ребенок откажется идти в школу без Вас.

15. Вы уверены, что дети-первоклассники еще не способны на взаимопомощь и дружескую поддержку.

Приложение 2

Двигательная активность ребенка

План наблюдения

1. Сколько времени в течение дня ребенок находится в движении? Умеет ли он ходить с разной скоростью, выполнять движения, включая в работу различные группы мышц?

2. Сколько времени в течение дня ребенок выполняет действия, связанные с мелкой моторикой рук (плетение, рисование, лепка, вырезание и т. п. ?

3. Какие игры предпочитает ребенок: подвижные, спокойные, настольные?

4. Какой рукой предпочитает действовать ребенок?

5. Обратите внимание на осанку ребенка, когда он стоит, сидит, бегает. Может быть он сутулится, жалуется на боли в спине, в грудной клетке или ногах?

6. Занимается ли ребенок утренней гимнастикой, физическими упражнениями, катается ли на коньках, лыжах, умеет ли плавать?

7. Есть ли у ребенка интерес к физической культуре и спорту?

Публикации по теме:

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник» Что должен знать и уметь будущий первоклассник. Будущий первоклассник должен знать: Имя, фамилию и отчество своё; свой возраст и дату своего.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Семинар-тренинг для родителей «Ваш ребенок — будущий первоклассник!»
Опубликовано: 9 марта 2014 в 17:22
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...