Лучший педагог года

Семья как источник нравственного воспитания ребенка

Шостак Анна
Семья как источник нравственного воспитания ребенка

В статье описана роль нравственного воспитания в развитии и формировании ребенка; рассмотрены факторы, играющие ведущую роль в его нравственном воспитании.

Значимость нравственного воспитания в развитии и формировании личности подчеркивалась с древних времен. Многие выдающиеся педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Д. К. Ушинский, И. Песталоцци) отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию.

Публикация «Семья как источник нравственного воспитания ребенка» размещена в разделах

В своем трактате «Наставление нравов» выдающийся чешский педагог Я. А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» [1].

Одна из существенных особенностей нравственности – осознанный выбор поступков, который осуществляется на основе усвоения знаний о нравственных нормах, идеалах, ценностях и т. д. Нравственное развитие человека определяет его способ взаимодействия с миром.

Таким образом, первое, с чего начинается сознательное отношение человека к миру – это овладение и последующее освоение информации о существующих нормах и правилах поведения.

Как известно, основы нравственного воспитания закладываются в семье. Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию [2, 8].

Создание семьи (вступление в брачные отношения) предполагает начало внутренней работы, душевных усилий, нравственного роста пары. Как отмечает В. А. Сысенко, после заключения брака должно произойти постепенное слияние двух «Я» – мужа и жены, отождествление потребностей, интересов, желаний, намерений [6].

С рождением ребенка в семье начинается новый этап, который неизбежно откладывает отпечаток на взаимоотношения мужчины и женщины, пары [2]. Статистика разводов свидетельствует о том, что эти перемены не всегда благоприятны (более 40 % разводов приходится на молодые семьи, пробывшие в браке менее 5 лет) [3]. Это признак того, что на первой стадии жизненного цикла семьи не произошло взаимное приспособление супругов, согласование систем ценностей, не сформировалась общая мировоззренческая позиция. Значимость единства взглядов родителей выражается в словах известного советского педагога А. С. Макаренко: «Цельность и единство семейного коллектива необходимое условие хорошего воспитания» [4]. Любовь родителей друг к другу зачастую становится главным воспитательным фактором.

Семейное воспитание начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневным взаимоотношениям. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание, широта охвата ими явлений действительности, их место в системе морального кодекса личности.

В. А. Сухомлинский писал: «Познание ребенком мира начинается с познания человека, а человек открывается перед ребенком в образе матери, отца и учителя. Выражая в самом себе гармоническое единство нашего Я, мы тем самым нравственно воспитываем маленького человека. Каждое наше слово должно нести добро, справедливость, красоту — в этом сущность наших этических поучений» [5].

Одной из основных задач нравственного воспитания является формирование такой системы потребностей каждого человека, в которой доминирующими являлись бы духовные потребности и которая в целом была бы проникнута моральным содержанием. Решение этой задачи, в первую очередь, ложится на плечи родителей.

Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, применяя те или иные наказания. Себастьян Брант по этому поводу говорил: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему!» [4].

Анализ литературы позволяет выявить следующие факторы, играющие ведущую роль в формировании нравственных воззрений ребенка :

Родительское тепло, взаимное уважение в семье, доверие по отношению к ребенку. Сердечные, душевные отношения способствуют тому, что дети уважают родителей, восхищаются ими и стремятся стать похожими на них, что, в конечном счете, формирует у юных нравственные качества. Дети, чувствующие по отношению к себе заботу, любовь и доверие старших, учатся также относиться и к другим.

Частота и интенсивность общения родителей с детьми-подростками. Благодаря частому и интенсивному общению с родителями (особенно если оно демократичное и взаимное) ребенок перенимает и усваивает родительские ценности и нормы. Одностороннее авторитарное воздействие родителей ведет к более слабым связям и меньшему научению ребенка.

Семейная дисциплина, вид применяемых наказаний. Оказывает положительное влияние на нравственное развитие детей, когда проводится в жизнь не хаотично, а последовательно; когда поддержание дисциплины происходит в форме душевного общения и убеждений с помощью слов, а не насаждаемого извне контроля; когда прибегают к справедливым и беспристрастным дисциплинарным взысканиям, а не к карательным мерам.

Роль, отведенная ребенку в семейной иерархии, а также модели поведения родителей. Важно, чтобы родители сами были нравственными людьми, если они предлагают своим детям данную модель поведения.

Степень самостоятельности, предоставляемой ребенку. Социальные контакты позволяют ребенку выработать собственные взгляды и убеждения, закрепить или отвергнуть то, что было дано ему родителями [1, 2, 6, 7, 8].

Согласно наблюдениям Л. Б. Шнейдер, больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие [8].

Выдающийся военный педагог и писатель А. Н. Острогорский писал: «Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя» [4].

Таким образом, нравственное воспитание ребенка начинается, прежде всего, с самих родителей – того, насколько они осознают важность подобного воспитания, в какой степени вопрос о собственных ценностных ориентациях является для них знакомым и решенным. В силу этого актуальным становится повышение нравственной культуры родителей. Решать эту задачу, в свою очередь, необходимо на уровне общества в целом.

Список литературы

1. Блюмкин В. А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этические основы)Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. – 144 с.

2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М. : Гардарики, 2005. — 320 с.

3. Медков В. М. Демография. — М. : ИНФРА-М, 2008.

4. Педагогика: словарь афоризмов и изречений // Составитель К. М. Хоруженко. – Таганрог: Изд-во ТГПИ: 2000 – 226 с.

5. Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. – М. : 1978 – 96 с.

6. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. – М. : Изд-во «Академия», 2001.

7. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М. : Просвещение, 1983. – 160 с.

8. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М. : Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. – 512 с.

Публикации по теме:

Презентация: родительское собрание «Толерантная культура дошкольников как одна из важнейших общечеловеческих ценностей» .

Работа с семьей — важный аспект деятельности воспитателя.Работа с семьей — важный аспект деятельности воспитателя. Роль семьи в нравственном воспитании ребенка. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья как источник нравственного воспитания ребенка
Опубликовано: 15 августа 2013 в 21:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД