Лучший педагог года

Семья как основополагающий фактор успешной социализации детей с ЗПР

Мария Рыдзилева
Семья как основополагающий фактор успешной социализации детей с ЗПР

Конец XX столетия отмечен в России повышенным интересом специалистов различного профиля (социологов, демографов, экономистов, психологов, педагогов и др.) к проблемам современной семьи. Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых объясняется не только профессиональной проблематикой, но свидетельствует и о наличии значительных трудностей в развитии этого социального института. Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, которым характерен высокий уровень проявления "проблемности".

Публикация «Семья как основополагающий фактор успешной социализации детей с ЗПР» размещена в разделах

Известно, что рождение ребенка с недостатками в развитии коренным образом изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина деформирующего воздействия подобного стресса на родителей зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков калечества и т. д.).

В нашей стране существует большое количество специализированных детских садов. Определение ребенка в специализированный детский сад не означает, что он будет обучаться в школе того же профиля. Дошкольная работа позволяет значительно продвинуть ребенка в развитии.

В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с ЗПР – более 20% детской популяции. [1]

Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность, не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения : так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка. [3]

В процессе социализации таких детей значительная роль отводится «средовому фактору». Доказано, что семья и образовательное учреждение, в котором находится ребенок дошкольного возраста, играют решающую роль как в замедлении темпа психического развития, так и наоборот, в коррекции недостатков нервной системы и соматической ослабленности (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, А. П. Красило, К. С. Лебединский, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, И. Ф. Марковская, С. Г. Шевченко, Л. И. Шипицина и др.). Именно в семье человек приобретает первые навыки социальной жизни : «Каждый человек с первых дней своей жизни оказывается включенным в систему объективных отношений окружающих его людей к действительности. Он оказывается включенным и в систему отношений этих людей друг к другу и к нему самому…Интериоризация этих объективных отношений, как доминирующая тенденция в формировании личности постоянна». (А. А. Бодалев).[5]

В семье, уделяющей ребенку внимание, дающей общение и поддержку, следующей рекомендациям врача, педагога, психолога, задержка развития соматического генеза, а в ряде случаев – и церебро-органического, может быть в значительной мере компенсирована.

Особенности общения детей с ЗПР, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности.

Главными людьми, которых необходимо подготовить, обучив способам коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР, должны быть взрослые, имеющие непосредственные контакты с ребенком – его семья, близкие.

Симбиотическая привязанность к матери, сибсам, нежелание общаться с людьми, находящимися вне семейных связей, в сочетании со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности препятствуют социализации детей с ЗПР.

Роль родителей в формировании личности ребенка очень весома и многогранна. Отношение детей с ЗПР к окружающему миру зависит не только от их интеллектуального и эмоционального развития, воспитания, но и от позиции родителей в воспитании, в содержании общения, характером детско – родительских отношений. [4]

К сожалению, значительная часть родителей, имеющих ребенка с задержкой развития, не задумывается о том, что необходимо изменить свое поведение в отношениях с ребенком, обратиться к квалифицированным специалистам – психологу, педагогу, врачу, понимающим трудности их детей. Согласно традиции, сложившейся в нашей стране, проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через призму проблем самого ребенка. Считается достаточным ограничиться методическими рекомендациями родителям по вопросам обучения и некоторыми советами, касающимися воспитания ребенка. Однако, как свидетельствует практика, такое воздействие, несмотря на старания и усилия со стороны специалистов, оказывается недостаточным, так как из поля зрения исключается один из аспектов, требующих особого внимания, а именно: родители ребенка с отклонениями в развитии. Решение проблемы социальной адаптации семей данной категории, обретения ими своей "социальной ниши" следует искать в сфере реализации коррекционного воздействия не только на аномального ребенка, но и на его родителей.

Литература

1. Астапов В. М., Микадзе Ю. В. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в развитии. – «Питер», 2008.

2. Белопольская И. Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.

3. Дробинская А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. – М., Школьная пресса, 2005.

4. Егорова Т. А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с ЗПР. – Автореф. конд. дисс. – СПб., 2006.

5. Триггер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с ЗПР. – «Питер». 2008.

6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

Публикации по теме:

Новая кнопка в профиле — «Мои гости» В личных профилях пользователей появилась новая кнопка "Мои гости". В этой вкладке хозяин профиля может отследить последние 20 посещений.

Поздравление с профессиональмым праздником психологов России 22 ноября профессиональный праздник психологов России. Поздравляю всех психологов России с профессиональным праздником. Труд ваш очень важен,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья как основополагающий фактор успешной социализации детей с ЗПР
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 13:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД