Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Фируза Никулина
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 25 мая 2010. – Челябинск: ООО МАТРИЦА. 2010.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир [3, с. 283 ].

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами, не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, рисунки, модели и т. д. При этом действительность предстает перед ним в расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде. Значит ли это, что отпадет необходимости в развитии способности восприятия. Конечно, нет, жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки н техники требует хорошо развитой сснсомоторной системы.

Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ей необходимо развивать, а начинать необходимо с момента рождения.

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие [5].

Моё исследование, посвящено одному из направлений работы по теме: сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Проводя занятия с детьми, параллельно проводились мастер-классы, консультации, тренинга для родителей и воспитателей.

Цель:

изучение уровня сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

изучение уровня знаний родителей в сфере развития сенсорики н мелкой моторики у детей 2-лет.

Задачи:

определить уровень сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

определить уровень знаний родителей;

определить условия, наиболее благоприятные для сенсомоторного развития ребенка;

систематизировать коррекционно-развивающую работу.

Исследование включает в себя несколько этапов:

1 этап - первоначальная диагностика;

2 этап – коррекционно-развивающий;

3 этап - контрольная диагностика;

4 этап – коррекционно-развивающий;

5 этап - итоговая диагностика.

Рассмотрим подробнее как реализовывалась работа на практике. Помогая детям, очень важно понять, что:

обеспечение поэтапности развития особенно необходимо для нормального роста ребёнка;

правильно построенный игровой процесс создает основу для более сложной последующей деятельности малыша;

наличие условий для изучения окружающего мира способствует развитию навыков творческого мышления [I, с. 12-13].

Для реализации задач необходимо было создать условия:

в группах: расширенные сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями.

в центры самостоятельной деятельности поместили задания для совершенствования точности графических и моторных навыков (“Пройди по дорожке”, “Дорисуй”, “Угадай, “кто это”, “Танграмы” и др.).

Для коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми были изготовлены пособия:

“Бабочка”, разноцветный кубик [4, с. 8].“Гвоздики” (Барчан Т. А.) для детей начиная с двух лет, дощечка с крышками (9 крышек) для детей 4-6 лет [6, с. 369].

Вначале исследования были продиагностированы дети и опрошены с помощью анкеты их родители. Диагностика детей от 3-х до 7-ми лет проводилась по картам сенсомоторного развития тест Озерецкого [2, с. 92 - 94].

Опрос родителей проводился по составленной мною анкетой состоящей из 16 вопросов. Опрошено 60 родителей.

Литература

1. Лиддл Т. Л., Йорк Л. Как развивать моторику у детей *от 0 до 5 лет. Месяц за месяцем: Упражнения для развития двигательных навыков и нервной системы ребенка. /Лиддл Т. Л., Йорк Л. - Пер. с англ. Петрашек В. - М.: Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2007. - 192с.

2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы. /Под ред. Каралашвили Е. А. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128с.

3. Мухина B.C. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352с.

4. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятие цвета. //Игра и дети, 2009.№ 2, с. 8 - 9.

5. Римшан Л. Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. / Всероссийский Фестиваль «Открытый урок» 2006 /2007 учебный год.

6. Никулина (Таштемирова) Ф. Х. Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста. //Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 марта 2007г.). - Уфа: БИРО, 2007. - 479с.

Публикации по теме:

Главное, чтобы костюмчик сиделГлавное, чтобы костюмчик сидел Конечно, это не главное. Но, согласитесь, деталь не маловажная, особенно в театральной постановке. Художественно-эстетическое воспитание.

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Автор публикации:
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 08:54
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
С Днём дошкольного работника, МААМ!
Осень, холодает, праздник. Новый учебный год срывает листы с календаря, словно осенний ветер листья с деревьев. Новые воспитанники и старые трудности. Праздничные мероприятия и вечная...
Тургояк. Воспоминания и не только. Фотозарисовка
Осенью почему-то всегда немного грустно и временами скучаем по лету, по летним денькам, по отпуску… И вот в этот осенний день на меня нахлынули...
Сценарий праздника для детей дошкольного возраста с использованием ИКТ «Пасхальная...
Цель: Приобщение детей к народным традициям Задачи: • Создать радостную атмосферу праздника; • Формировать доброжелательные отношения между детьми...
Фотоотчет экскурсии «Первый раз в музее И. Я. Яковлева»
В этом году наша группа стала на год старше, сейчас мы средняя группа. Именно со средней группы в нашем детском саду "Бемби" начинается экскурсии по музеям...
День дошкольного работника в Рязани
Сегодня, 28 сентября в Рязани, во дворце молодёжи состоялся праздник посвящённый Дню дошкольного работника. Организаторы мероприятия проявили фантазию в...
Индивидуальная работа с детьми для конкурса юных талантов «Осенний букет»
Аппликация "Осенний букет" Выполнили: Анастасия Г, Алиса Н. Куратор: Кужашева Д. Р. Цели: -Закреплять умение аккуратно вырезать детали из бумаги...