Лучший педагог года

Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Фируза Никулина
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.

Никулина Ф. Х. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. /Актуальные проблемы современной психологии и педагогики с международным участием. Материалы Международной научно-практической конференции 24 – 25 мая 2010. – Челябинск: ООО МАТРИЦА. 2010.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка - совершенствование его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Публикация «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир [3, с. 283 ].

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами, не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, рисунки, модели и т. д. При этом действительность предстает перед ним в расчлененном или, наоборот, в обобщенном виде. Значит ли это, что отпадет необходимости в развитии способности восприятия. Конечно, нет, жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки н техники требует хорошо развитой сснсомоторной системы.

Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ей необходимо развивать, а начинать необходимо с момента рождения.

Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие [5].

Моё исследование, посвящено одному из направлений работы по теме: сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.

Проводя занятия с детьми, параллельно проводились мастер-классы, консультации, тренинга для родителей и воспитателей.

Цель:

изучение уровня сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

изучение уровня знаний родителей в сфере развития сенсорики н мелкой моторики у детей 2-лет.

Задачи:

определить уровень сенсомоторного развития детей 2-7 лет;

определить уровень знаний родителей;

определить условия, наиболее благоприятные для сенсомоторного развития ребенка;

систематизировать коррекционно-развивающую работу.

Исследование включает в себя несколько этапов:

1 этап - первоначальная диагностика;

2 этап – коррекционно-развивающий;

3 этап - контрольная диагностика;

4 этап – коррекционно-развивающий;

5 этап - итоговая диагностика.

Рассмотрим подробнее как реализовывалась работа на практике. Помогая детям, очень важно понять, что:

обеспечение поэтапности развития особенно необходимо для нормального роста ребёнка;

правильно построенный игровой процесс создает основу для более сложной последующей деятельности малыша;

наличие условий для изучения окружающего мира способствует развитию навыков творческого мышления [I, с. 12-13].

Для реализации задач необходимо было создать условия:

в группах: расширенные сенсомоторные центры с различным дидактическими и игровыми пособиями.

в центры самостоятельной деятельности поместили задания для совершенствования точности графических и моторных навыков (“Пройди по дорожке”, “Дорисуй”, “Угадай, “кто это”, “Танграмы” и др.).

Для коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога с детьми были изготовлены пособия:

“Бабочка”, разноцветный кубик [4, с. 8].“Гвоздики” (Барчан Т. А.) для детей начиная с двух лет, дощечка с крышками (9 крышек) для детей 4-6 лет [6, с. 369].

Вначале исследования были продиагностированы дети и опрошены с помощью анкеты их родители. Диагностика детей от 3-х до 7-ми лет проводилась по картам сенсомоторного развития тест Озерецкого [2, с. 92 - 94].

Опрос родителей проводился по составленной мною анкетой состоящей из 16 вопросов. Опрошено 60 родителей.

Литература

1. Лиддл Т. Л., Йорк Л. Как развивать моторику у детей *от 0 до 5 лет. Месяц за месяцем: Упражнения для развития двигательных навыков и нервной системы ребенка. /Лиддл Т. Л., Йорк Л. - Пер. с англ. Петрашек В. - М. : Издательство «ФАИР-ПРЕСС», 2007. - 192с.

2. Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы. /Под ред. Каралашвили Е. А. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 128с.

3. Мухина B.C. Детская психология. - М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352с.

4. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятие цвета. //Игра и дети, 2009.№ 2, с. 8 - 9.

5. Римшан Л. Н. Технология сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. / Всероссийский Фестиваль «Открытый урок» 2006 /2007 учебный год.

6. Никулина (Таштемирова) Ф. Х. Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста. //Материалы Межрегиональной научно-практической конференции (г. Уфа, 28 марта 2007г.). - Уфа: БИРО, 2007. - 479с.

Публикации по теме:

Главное, чтобы костюмчик сиделГлавное, чтобы костюмчик сидел Конечно, это не главное. Но, согласитесь, деталь не маловажная, особенно в театральной постановке. Художественно-эстетическое воспитание.

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 08:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД