Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды

Ирина Ивановна Конина
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды

Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель.)

Для решения поставленных задач в группе создаются необходимые условия. Это, прежде всего, авторская развивающая предметно- пространственная среда. В группе организован сенсомоторный центр «Развивай-ка, который предназначен:

• для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

• создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

• активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) ;

• повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности детей.

Дети играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке тренажерами, пособиями и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. При активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.

В сенсомоторном центре представлены различные материалы на развитие тактильных ощущений. Прежде всего, большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Дети с большим удовольствием играют в игру «Цыплята» (перебирание фасоли и гороха, рисуют пальцем, ватными палочками, зубочистками по рассыпанной манной крупе или муке, в сухом бассейне из гороха и фасоли находятна ощупь мелкие игрушки. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков, составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные и пальцевые ощущения.

Большое место в нашем уголке занимает мини-музей, в котором собраны различные виды дидактического оборудования, например, многофунцциональные ширмы, музыкальное лото. Авторские дидактические пособия помогают нашим воспитанникам уточнять представления о свойствах материалов и предметах, из которых они сделаны.

При организации деятельности по сенсорному воспитанию, использую личностно-ориентированную модель взаимодействия индивидуальный подход, обязательно учитываю индивидуальные особенности и интересы детей. Очень важно увидеть в каждом ребёнке уникальную и талантливую личность. Особое внимание уделяется комфортному состоянию ребёнка в разнообразных играх, занятиях, упражнениях.

Для реализации задач сенсомоторного развития использую различные методы:

- игровые (дидактические игры на закрепления понятия формы, цвета, величины,

- практические (тактильное обследование предметов, экспериментирование; лепка, аппликация, конструирование,

- наглядные (рассматривание реальных предметов, игрушек, иллюстраций, наблюдения,

- словесные (беседы; использование художественного слова) .

Важным фактором в работе по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Одной из целей сенсорного воспитания является изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают детей. Для этого мы проводим игры-экспериментирования, которые направлены на развитие всех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного.

Для развития сенсорных представлений использую как готовые настольно-печатные игры, так игры, которые изготовила сама («Найди цветок для бабочки», «Подбери шарфик к шапочке», «Разноцветные бусы», «Цветочная полянка», и др.) .

Для развития мелкой моторики рук детей использую игры-шнуровки, мозаики, пазлы и т. д.

Для закрепления понятий «форма» и «величина» использую дидактические игры «Чудо-крестики», «Чудесный мешочек», «Найди фигуре дом» и др.

Сенсомоторное развитие в лепке связано со способностью детей создать зрительный образ своей будущей работы и умением воплощать его в лепке, что, в свою очередь находится в зависимости от возрастных анатомо-психологических особенностей детей. Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. Необходимо ребенка научить чувствовать и видеть прекрасное. Красота есть везде, ее надо только открыть детям, научить ее увидеть, донести ее до их сердец.

На музыкальных занятиях у наших воспитанников развиваются слуховое и зрительное восприятие, зрительно-моторная координация.

Введение современных образовательных технологий, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования информационно-коммуникативных технологий открывают широкие возможности в практической деятельности педагога.

Взаимодействие с семьями детей – важная составляющая образовательной деятельности в нашей группе. Для повышения компетентности родителей в вопросах сенсомоторного развития использую разнообразные формы работы: консультации, информационные листы, тематические выставки, Дни открытых дверей. На практикумах родители делятся своим опытом, показывают мастер-классы. Родители активно оказывают помощь в изготовлении пособий, тренажёров, приносят необходимые материалы и игрушки, экспонаты для музея.

Благодаря систематической и последовательной работе, взаимодействию со специалистами и родителями к концу каждого учебного года у воспитанников наблюдается положительная динамика в психофизическом развитии, в том числе и в формировании сенсорных представлений, прежде всего, представлений о цвете, форме, величине.

Проведённая работа по сенсомоторному воспитанию

- помогла познакомить детей с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

- научила детей различать цвет предметов, сравнивать по величине;

-способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;

- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук.

Представленная мною система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Публикации по теме:

Организация пространственной предметно-развивающей среды в группах по реализации ОО «Физическое развитие» Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на оздоровление и физическое развитие детей Развивающая предметно – пространственная среда – это необходимое условие развития ребенка, в том числе и физического. Физические умения.

Развитие личности ребенка в условиях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Одним из основных показателей качества дошкольного образования является созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными.

Доклад «Обогащение театрализованной деятельности детей средствами развивающей предметно-пространственной среды»Доклад «Обогащение театрализованной деятельности детей средствами развивающей предметно-пространственной среды» Целью нашей работы являлось обогащение театрализованной деятельности детей средствами сконструированной развивающей предметно-пространственной.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО Консультация на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО в группах компенсирующей направленности В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой.

Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Статья на тему: "Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Построение развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию детей ОВЗ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №52 Тема «Построение развивающей предметно.

Развитие здоровьесберегающей предметно-развивающей среды в условиях внедрения ФГОС в ДОУ «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»- так писал В. Ф. Одоевский.

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на речевое развитие дошкольников. Из опыта работы Хорошая речь – важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Сенсомоторное развитие детей третьего года жизни в условиях авторской пространственной предметно-развивающей среды
Опубликовано: 29 марта 2016 в 16:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Настольная игра по сенсорному развитию «Полей цветочки» для детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю настольную игру по сенсорному развитию, сделанную своими руками. Настольная игра "Полей цветочки" Цель...
Мастер-класс изготовления органайзера из картонных втулок. Занимаемся творчеством со...
Просто невероятно, какие удивительные поделки могут получаться из ненужных на первый взгляд предметов, которые порой выбрасываются людьми в мусор. Во...
Фотоотчёт «Рисование с помощью клея ПВА и соли»
Екатерина Орленко Фотоотчёт »Рисование с помощью клея ПВА и соли» Если взрослый не поощряет творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает...
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» Цель игры. Учить детей, легко спрыгивать с высоты 10 - 25 см, держать равновесие. Материал. Зайчик ( игрушка,...
Конспект образовательной деятельности. Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко»
Конспект образовательной деятельности педагога и детей «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко» Возрастная...