МААМ-картинки

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Надежда Евгеньевна Иванова
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

из опыта работы воспитателя высшей квалификационной категории Ивановой Н. Е.

Сенсорное воспитание – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. Ребёнок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Что бы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание ребёнка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п. Но обследовать предмет, увидеть, ощупатьего ещё недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребёнку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Это системы геометрических форм, шкала величин, мера веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д.

Одним из способов восприятия детьми окружающего мира это развитие зрительного восприятия: восприятие формы, величины, цвета, формирование целостного образа предмета, восприятие пространства и ориентировка в нём; развитие слухового восприятия: развитие неречевого слуха и речевого слуха.

В своей работе по сенсорному воспитанию у детей я опираюсь на опыт работы педагогов А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой. Это позволило мне систематизировать и усовершенствовать свой опыт работы в этом направлении.

Свои первые шаги с детьми я строила так, что бы ребёнок понял, что от умения определить форму предмета зависит результат его действия. Например, игра «Поймай игрушку» ставит перед собой цель распределить пальцы рук на предмете так,чтобы удержать предмет в руках (в зависимости от формы) Игра «Спрячь игрушку» имеет собой задачу-учить соотносить форму предметов с помощью проб. Правила игры: даны две коробки разной формы,но одного цвета (круглая. квадратная)Необходимо спрятать в них игрушку,т. е. закрыть коробку крышкой по форме соответствующей форме коробки. Игра «Что катится,что не катится?» помогла мне научить детей сделать форму предмета значимой. Два предмета (шарик и кубик)одного цвета,модель горки. Здесь дети сами определяют,что катится, а что нет. Это были игры на практическое выделение формы.

А вот такие игры как «Найди свою пару», «Найди свой стульчик» проводила с целью увидеть форму, путем прикладывания и наложения. Детям раздаются карточки с формами. По сигналу воспитателя они разбегаются по комнате. В это время взрослый кладёт карточки на каждый стульчик. Также по сигналу дети бегут к тому стульчику,где находится такая же карточка с формой,что и у них в руке.

Аналогично проводится игра «Найди свою пару», но с усложнением. Дети должны найти себе пару, т. е. такую же карточку в руках другого ребёнка. Очень нравится детям настольно-печатная игра «Лото» (нахождение геометрической формы)

Восприятие величины предмета, так же как и формы учились выделять практически. Например, игры:

- «Спрячь игрушки»(две коробки с крышками-большая и маленькая,одной формы, две игрушки-большая и маленькая) Цель: нужно спрятать игрушки в коробки так,что бы их можно было закрыть крышками;

- «Спрячь матрёшку», «Формочки» - маленькие формы вкладываются\ в большие по размеру;

- «Уложи куклу спать» (две куклы разные по размеру, два набора постельного белья, две кровати);

- «Оденем кукол «(две куклы, одежда двух размеров)

Здесь даётся словесное обозначение «большая», «маленькая»

- «Построй ворота» (две машины разного размера)

Здесь знакомились с понятием «высокий", «низкий» и его словесном обозначении.

В играх:

«Сложи пирамидку»(брали каждый раз самое большое кольцо и определяли это при помощи наложения);

«У кого большой мяч?»(один и тоже предмет бывает и большим,и маленьким);

«Лото»(определение предмета по величине-резкое отличие) учила детей не практически выделять величину,а зрительно,если возникали затруднения,то определяли величину путём наложения.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В начале при определении цвета большую роль играет прикладывание, сопоставление путём наложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок может увидеть, что они одинаковы или разность между ними. При этом он может ещё и не знать, что оба предмета, например, красные или один из них жёлтый, но зрительно увидеть, что цвета одинаковые или разные.

Когда ребёнок научится определять цвета при их непосредственном контакте,Т. Е. путём наложения и приложения,можно переходить к выбору по образцу,к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов. На основе восприятия цвета, формируется и представление о цвете,а благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной. трудовой,игре и т. д. ,но использовать цвет как сигнал к действиям в быту, например, сигналы светофора.

В таких играх, как «Цветные кубики», «Помогите Незнайке собрать бусы»,»Помогите неваляшке найти подружку», «Привяжи ленточки к шарикам», «Найди цветок для бабочки», «Подбери стаканчик для палочек», «Спрячь мышку от кошки», «Цветные грибочки» ставилась задача на зрительное различение предметов по цвету при непосредственном их сближении.

Игры «Бегите ко мне», «Найди своё место», «Найди свою пару», «Оденем кукол», «Цветовое лото», «Доброе утро, солнышко!», «Подари мне бусы», с последующим усложнением правил игры, ставят цель не только зрительное соотношение цветов, когда предметы находятся рядом, но и на определение цвета на расстоянии.

В знакомстве ребёнка с окружающим миром большую роль играет формирование представление о целостности образа предмета. Целостный образ предмета вначале бывает нечёткий, расплывчатый, т. е. ребёнок узнаёт знакомый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Он просто не представляет себе предмет достаточно чётко, не способен выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет. Развитие целостного восприятия начинается с узнавания. Для этого я использовала такие игры и упражнения «найди свою игрушку», «Найди своё место», «игрушки идут на праздник» (нахождение пары, «Что на картинке?» (узнавание предмета на рисунке, «Что на картинке?» (узнавание предмета схожего с картинкой, «Лото» (парные предметы)

Восприятие пространства и ориентировка в нём играет не маловажную роль в развитии ребёнка. Когда мы говорим об ориентировке в пространстве,это значит,что ребёнок должен осознать своё положение в пространстве,уметь жить и действовать в нём. При этом пространство делится для него на ближнее и дальне. Здесь использовала такие игры как «Отодвинь подальше (ближе)», «Найди цветок для бабочки»(ориентировка в пространстве)

Для определения отдельных частей в предмете - игры: «Сложи картинку»(по образцу и без образца-2-3 част, «Сложи картинку «с простым сюжетом-2-3 части, «чего не хватает?»(нахождение недостающей части, например колеса у машины и т. д.)

Развитие слухового восприятия идет, как известно в двух направлениях: с одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой восприятие речевых звуков, т. е формируется фонематический слух. Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружвющем мире, различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ, так шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Звуки также могут определять характер деятельности ребёнка. Сначала учились определять наличие или отсутствие звука, далее различать звуки, затем использовать как сигнал к действию.

Игры «Тук-тук», «Что гудит?», «Кто там?» - учат прислушиваться к звукам, о чем то сообщать, предупреждать;

Игры «НА чём играл зайка?», «Весёлый Петрушка» - это игры на умение различать звучание инструментов (постепенное увеличение количества с1-го до 4, «Какой колокольчик звучал?» - определение тембра звука.

При развитии речевого слуха работа также проходила от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к чисто слуховому. Восприятие речи с опорой на наглядность принимается лучше,чем восприятие чисто слуховое,когда перед ребёнком нет ни игрушек, ни картинок,т е. нет зрительной опоры для узнавания слова,в этом случае уже происходит не различение,а восприятие. В этой работе мне помогали такие дидактические игры и упражнения: «Кто за дверью?», «Кто как кричит?», «Кто кричит?», «Угадай кто пришёл?», «Кто тебя позвал?», «Какая у меня картинка?»(назвать предмет и озвучить его, «Кто в домике живёт?»(определение предметов по звуку, «Громко-тихо»(звукоподражание с различной силой голоса)

Целенаправленная и систематизированная работа по сенсорному воспитанию помогла мне успешно решать задачи по ознакомлению детей с окружающим миром в процессах восприятия предметов, получая полное представление о них.

Литература:

А. А. Катаева,Е. А. Стребелева «Дидактические игры для дошкольников»

Публикации по теме:

«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста.«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста. Сенсорное воспитание целенаправленное совершенствование. развитие у детей сенсорных процессов ощущений, восприятия, представлений, учить.

Сенсорное развитие дошкольников как фундамент полноценного умственного развития Сенсорное развитие играет огромную роль в полноценном развитии личности ребёнка. От того, как хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 января 2014 в 23:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД