Лучший педагог года

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности

Наталья Метлицкая
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности

Актуальность сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте.

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из главных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств накопления представлений об окружающем мире.

Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности» размещена в разделах

Сенсорное развитие – развитие восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов их форме, цвете, величине положении в пространстве, а так же запахе и вкусе.

Сенсорное развитие ребенка с одной стороны имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой составляет основу общего умственного развития. Уровень интеллекта ребенка в дошкольном возрасте на прямую зависит от уровня сенсорного развития. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание мышление воображения – строятся на основе образов восприятия.

Сенсорное развитие необходимо как для успешного обучения в детском саду, так и школе и для многих видов трудовой деятельности.

Работая над темой, определила следующие

Цели:

1) Развитие детей сенсорных процессов (представление, восприятие, ощущения, формировать сенсорные этапы (цвет, форма, величина), обучение способом обследования предметов.

2) Повышение теоретического уровня родителей

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую и методическую литературу.

2. Подобрать дидактические игры и упражнения, обеспечивающие последовательное развитие сенсорных навыков.

3. Формировать и совершенствовать все виды восприятия у детей, пополнять осязательный и тактильный опыт воспитанников.

4. Повышать уровень знаний родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие педагогические принципы:

- доступности (подбор наглядности и пособий с учетом возрастных особенностей)

- наглядности (наглядно-действенное мышление младших дошкольников)

- комплексного подхода (работа во всех видах детской деятельности)

- индивидуальности (учет индивидуальных знаний, умений, навыков каждого ребенка)

Формы организации деятельности по сенсорному развитию.

Формами организации с детьми по развитию сенсорных способностей являются: совместная игра воспитателя и ребенка, непрерывная образовательная деятельность и в режимных моментах, самостоятельная деятельность ребенка, взаимодействие педагогов – детей – родителей.

Значение методов сравнения и обследования в работе по развитию сенсорных навыков.

Из методов по сенсорному развитию мною были выделены методы

сравнения и обследования

Обследование – специально организованное восприятие предмета с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследование предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Обследование может идти по контуру (плоскостные предметы) или по объёму (объёмные предметы); оно зависит от деятельности, которой будет заниматься ребенок. Например, обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объёма, познаем ту форму, которая становится основой в рисовании. На ощупь познаем объёмную форму предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке. Чтобы определить свойства бумаги и ткани предлагаю детям послушать, что происходит, когда нут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, намочить ткань и бумагу. А для того чтобы сформировать полный образ фрукта кроме названных способов обследования, его нужно понюхать, полизать и попробовать.

Важно чтобы дети научились выделять существенные признаки значимые для той или иной деятельности.

Схема обследования:

- восприятие целостного облика предмета

- выделение его главных частей и определение их свойств (форма, величина и т. д.)

- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева и т. д.)

- выделение мелких деталей (частей) и определение их величины, соотношения, расположения и т. д.

- повторное целостное восприятие предмета.

Сравнение – это и дидактический метод и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или наложением предметов друг к другу; ощупывание; группировки по цвету, форме или другим признакам

Вокруг образцов эталонов, а так же путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков, предметов, способом выполнения планомерных действий.

Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.

При помощи сравнения дети обследуют предмет, который поможет установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решит задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов. Сравнение, являясь компонентом осмысленного восприятия предметов (объектов, явлений способствует формированию правильных представлений о них, создает основу для обобщения и систематизации знаний).

Создание предметно-развивающей среды.

Проанализировав, состояние предметно-развивающей среды в своей группе я решила привести ее в соответствии с ФГОС, современными гигиеническими,педагогическими, психологическими и этетическими требованиями.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе все игровые материалы расположила на открытых доступных детям палочках в поле зрения детей, чтобы при желании ребенок мог без труда достать и положить все необходимые предметы.

Пополнила игровую среду группы следующими материалами: рамки вкладыши, с геометрическими формами, набор для забивания с разноцветными втулками, рамки с разными видами застежек, разнообразные виды шнуровок.

Оформила «Сенсорный уголок», где находится все материалы для развития восприятия цвета, формы величины предметов, тактильные ощущения. Это объёмные рамки и контейнеры с отверстиями разной формы, предметы – вкладыши, матрешки, рамки с различными видами застежек, плоские и объёмные геометрические фигуры, шнурки, ленты разной длинны и цвета, различные пирамидки, бусины и пуговицы различного размера и цвета, бутылочки с закручивающимися крышечками, шнуровки, предметные различные картинки, картинки с изображением больших и маленьких животных. В группе собрано много материала для развития тактильных ощущений, образцы различных видов ткани, бумаги. Большое количество природного материала: шишки, каштаны, желуди, грецкие орехи, горох и многое другое.

В ходе работы мною была подобрана система дидактических игр и упражнений.

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек»; «Определили на ощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай что съел?», «Что каким бывает», «Тяжелый-Легкий», «Что из Чего», «Игры с песком», «Расстегиваем пуговицу», «Золушка», «Сто мелочей».

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Бумажная мозаика», «Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Подбери заплатку», «Чьи домики похожи?», «Найди такую же фигуру», «Разложи предметы».

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия величина: «Разложи фигуры по убыванию возрастанию», «Длинный-короткий», «Большие и маленькие», «Собери башенку», «Дальше-ближе», «Один и много».

Дидактические игры и упражнения для закрепления цвета:

«Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери бусы», «Воздушные шары», «Разложи по цвету», «Разноцветные крышки», «Выбери предмет по цвету», «Полосатый коврик».

Все подобранные мною предметы яркие, красочные, привлекающие внимание детей и вызывают положительные эмоции. В течение дня дети могут выбрать любой материал по желанию.

Взаимодействие с родителями

По ФГОС ДОродители наши партнеры и участники образовательного процесса. Поэтому, с родителями группы, вначале была проведена – разъяснительная работа (консультации, папки-передвижки, затем вовлекла родителей в работу по изготовлению покупке развивающего материала. Мною ведутся консультации о том, как правильно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей подбирать развивающие игры дома. Родители заинтересованы и понимают значение сенсорного воспитания для всестороннего развития личности ребенка.

Формы взаимодействия с родителями:

- Консультации о подборе развивающих игр для детей 3-4 лет.

- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

- Консультации о значении сенсорного воспитания.

Я думаю, что целенаправленная работа педагогов и родителей будет способствовать правильному сенсорному развитию детей, а так же сближению отношений между детьми и родителями.

Итоги и перспективы работы.

Хочется отметить, что ребята познакомились с методами обследования и сравнения, сенсорными эталонами (цвет, форма, величина. Вначале 6 цветов спектра, 3 геометрические формы, 2 градации величины, познакомились с дидактическими играми, положено начало для накопления действенного опыта. Мною были подобраны игры и упражнения, которые обеспечивают развитие сенсорных навыков. В значительной степени повысился уровень значений родителей в вопросе сенсорного развития их малышей.

В перспективе мною намечена работа по дальнейшему знакомству с другими цветами спектра, геометрическими и объёмными фигурами, величинами, свойствами материалов. Полученные знания и навыки ложатся в основу развития каждого ребенка.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для воспитателей ДОУ «Сенсорное воспитание, как основа всестороннего развития ребёнка» Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов :их форме,цвете,величине.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в этом зале, в такой чудесный день, в преддверии праздника – День Матери! Поздравляю.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Автор: Гарифуллина Рамзия Набиуллиновна Назначение: методическая разработка используется родителями и педагогами для сенсорного развития.

Сказка как средство всестороннего развития и воспитания личности ребёнка В последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возрастаСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольникa уделяли внимание многие.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр. Автор: Бабакова Надежда.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются.

Сенсорное воспитание — основа познавательного развития ребенка.Сенсорное воспитание — основа познавательного развития ребенка. Познавательное развитие – является одним из основных направлений работы с детьми в дошкольном образовании. Познание ребенка должно основываться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности
Опубликовано: 27 января 2016 в 10:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД