Лучший педагог года

Сенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста.

Мелик-Джаханян Гоар
Сенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста.

Сенсорное воспитание как средство развития

детей раннего возраста.

Из опыта работы воспитателя

группы раннего возраста

МБДОУ ПиО №52

Мелик-Джаханян Гоар Вараздатовны

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки,

музыки, фантазии и творчества. Без этого

он- засушенный цветок»

В. Сухомлинский

Публикация «Сенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста,» размещена в разделах

В развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному воспитанию.

Сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчетливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственно развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, моторикой, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимают представители педагогики: Ф. Фербель, М. Монтеесори, О. Декрочи, Е. И. Техеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения направленные на совершенствование зрения, слуха и осязания.

Работая с детьми, возрастом 1,5-2,5 года, уже несколько лет, я убедилась, что в этом возрасте ребенок получает огромное количество разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета, формы, величины. Но далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях привлекают внимание ребенка. Мой опыт показывает, что обычно выделяются детьми те свойства, которые имеют непосредственное значение для успешного манипулирования и выполнения простейших предметных действий (чаще всего это бывает форма). В этом период еще нет необходимости вырабатывать у детей представление о каких-либо отдельных разновидностях формы или цвета.

Малыши еще не готовы к тому, чтобы понять значение этих разновидностей «как образцов, с которыми следует сравнить свойства разнообразных предметов: цветная полоска, квадратик, кружок, шарик или кубик остаются для него такими же единичными конкретными предметами, как например мячик, часы, тарелка, книжка и т. д.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов я учитываю возраст детей, уровень из развития. В раннем возрасте в начале года уровень сенсорного развития очень низкий, дети только начинают познавать мир. У них не развита речь, движение рук. Занятия провожу с подгруппой (6-8 детей) в игровой форме. Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию в моей группе, я пришла к выводу, что малышей надо привлечь, заинтересовать, научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания. Обучение маленьких детей на занятиях – довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психологического развития малышей.

Эти навыки закрепляется в течении дня. во время игр я приучаю детей выполнять элементарные трудовые поручения, например: «Катя, положи маленький кубик на большой», «Посади большую куклу на большой стул.» и т. п.

В течение многих лет работы в группе раннего возраста готовила и создавала множество дидактических материалов для разных тем и игр по сенсорному воспитанию. Я старалась соблюдать эстетичность приготовленного дидактического материала.

Это – чистые цветовые тона, приятная фактура, четкая форма дидактических пособий.

Учитывая специфику работы с детьми с 1,6 до 2,6лет, чтобы добиться цели, я использую способ повторения тех же занятий, но применяя новый материал.

Например: «Выложи шары по величине»

«Выложи палочке по величине»

«Найди домик для шарика»

«Найди домик для кубика» и т. д.

Развитие сенсорного воспитания является чувственной основой для всех способностей ребенка: познавательных, эстетических, творческих, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, для развития внимания, памяти, мышления и речи. Кроме того, сенсорное воспитание направленно на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. д.)

С детьми своей группы начинаю знакомство с цветом, т. е. накопление представления о цветах. Сначала организую простые дидактические игры. Например, «Найди такую же варежку, как у меня», если ребенок правильно находит варежку, я хвалю его и называю цвет:

- Катя, найди такую же варежку, как у меня.

-Правильно, это варежка красного цвета.

Дети повторяют за мной. Показываю детям еще предметы красного цвета: карандаш, кубик, шарик и т. д. Постепенно я усложняю эту игру. Даю детям варежки 2-х цветов, 4-х цветов и так довожу их знания до шести цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый.

Провожу аналогичные игры: «Разбери палочки по цветам», «Найди перо», «Разложи карандаши», «Выложи листики по цвету», «Найди блюдечку пару», «Посади огород», «Выложи грибочки по цвету», «Найди цветок такого же цвета» и т. д.

Форма и величина предмета дают возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, кубики – накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т. п.)

Знакомлю своих детей с формой предметов : шарик, кирпичик, кубик. Провожу игры: «Прокати шарик», «Построй дорожку», «Построй башенку». Далее усложняю игры: «Выложи домик по образцу», «Выложи матрешку-неваляшку», «Выложи грибочки по образцу», «Опусти предмет в сундучок», «Чудесный мешочек», «Угадай, что это?».

Научив детей правильно различать и называть форму предметов, я начинаю знакомить детей с их величиной (стол большой, а стул маленький и т. п.) Мы с ними рассматриваем предметы, которые находятся в групповой комнате. Например:

-Дети, скажите, шкаф какой? - белый.

-Вика, а стульчик какой? - маленький.

Затем игры постепенно усложняются : «Выложи шары по величине», «Выложи елочки по величине», «Найди большой шар и маленький», «Найди большой куб и маленький» и т. д.

В работе с детьми также использую игры-задачи: они развивают умственную деятельность и умение сосредотачиваться. Это такие игры, как:

«Кто где живет?», «Разрезанные картинки», «Парные картинки», «Мойдодыр», «Назови мебель, овощи, фрукты, посуду, одежду и др.».

Наблюдаем за рыбками и птичками:

-Где большая рыбка, а где маленькая?

-Где большая птичка, а где маленькая? и т. д.

После наблюдений за домашними животными провожу такие игры как «Чей голосок?», «Кто как кричит?», «Чья мама?».

При ознакомлении детей с природой предлагаю им задания:

«Найди большой листочек и маленький», «Найди большое дерево и маленький кустик».

Часто берем куклу с собой на прогулку, при этом я провожу игру «Оденем куклу Катю на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», «Покормим куклу обедом», «Уложим Катю спать» и т. д.

При проведении дидактических игр включаю в них и звуковую культуру речи.

Например, «Подуй как ветерок»,

«Пошуми как деревья»,

«Угадай, что звучит?»

С ребятами мы учимся характеризовать количество предметов, с помощью тех же игр:

-Сколько зайчиков на полянке? Сколько лисичек?

-Саша, скажи : «Зайчиков много, а лисичка - одна». -Сколько шариков в корзинке, и сколько кубиков?.

Характеризовать расположение предметов в пространстве: «высоко - низко», «далеко - близко».

Это такие игры, как: «Где лампочка, а где цветочек?», «Где сидит птичка, а где стоит кукла?» и т. д.

Для развития у детей мелкой моторики рук, я использую игры, сделанные своими руками:

«Пристегни лапки черепахе»

«Пристегни неваляшке руки и головку»

«Гусеница на листике»

«Лепестки к цветочку» - пуговицы,

«Большая черепаха»,

«Петушок»

«Яблоки на дереве»

«Времена года»

«Пчелки на листочке» - кнопки

«Кармашки для фантиков» - замочки

«Полянка», «Дорожка» - для определения свойства материалов

«Выложи фигуру»

«Веселый ежик» - прищепками

«Украшаем елку».

Необходимым условием для правильного и своевременного развития ребенка является тесный контакт детского сада и семьи. Часто родителей беспокоит то, что их ребенок, не знает цвета, форму и величину. Систематически проводятся беседы с родителями, воспитатель помещает в уголок родителей необходимый материал для закрепления знаний дома, дается рекомендации, проводится родительские собрания с показом дидактического материала. Добиться хороших результатов в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста можно только, работая в тесном контакте с родителями.

Публикации по теме:

Презентации в блогах коллег 2 Презентации в блогах коллег - 2 В блоге Галины Ивакиной [hide]Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Презентация опыта работы.

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста Управление образования администрации Опаринского района Кировской области Районный методический кабинет УТВЕРЖДАЮ: ___Н. Б. Мартьянова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста.
Опубликовано: 24 января 2013 в 22:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД