Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек.

Антонина Тимофеева
Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек.

Занятие №1

«Ладушки, ладушки»

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)

Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.

Развивать умение вступать в общение с воспитателем.

Воспитывать навыки речевого общения.

Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.

Материал: яркий головной платок для воспитателя.

Методы и приемы: игровой, (пальчиковые игры) художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз (превращение воспитателя в бабушку)

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям красивый головной платок, поворачивая его, то одной то другой стороной, любуется им (вслух)

Когда несколько детей обратив внимание на платок, подойдут к воспитателю, продолжает совместное любование. Неожиданно высоко взметнув платок, плавно опускает его на головку то одного, то другого ребенка и спрашивает: «Где Ирочка? Тут Ирочка, мы ее нашли».(снимает платок). Затем «прячутся» одновременно 2-3 ребенка.

Воспитатель складывает уголком платок и повязывает его на голову.

Наклоняет голову вправо, влево, как бы красуясь своим нарядом.

Присаживаясь на корточки, заглядывает в глаза детей и, улыбаясь, приглашает: «Будем играть! Я буду бабушкой». Напевно читает потешку, сопровождая слова игровыми движениями рук, побуждая детей повторять знакомые слова и выполнять игровые приемы:

-Ладушки, ладушки! (хлопки)

Где были?

-У бабушки!

-Что ели? (фонарики)

Кашку

-Что пили?

- Простоквашку!

- Кашка сладенька,

Бабушка добренька! (кланяется)

Попили, поели, шу-у-у…полетели

Домой полетели,

На головку сели. Кш-ш-ш… (отмахнуться)

Неоднократно повторяется вопрос: «Что ели? Что вы пили? чтобы малыши ответили (кашку, простоквашку). Пританцовывая на вторую часть потешки, воспитатель побуждает детей повторять за ним слова

и действия;

На слова последней строчки: «На головку сели» - кладет ладони, на голову побуждая детей повторению действий, затем «отмахнуться» - «Кш-ш-ш…»

После паузы потешка пропевается с начала до конца в несколько ускоренном темпе, поддерживая радостное, веселое настроение. По окончании воспитатель обращается к детям: «А ваши ручки умеют варить кашку? Света хочешь сварить кашку для ребят? (Помогает Свете выполнить пальчиковую игру «Шалун»)

Наша Света варила кашу (пальчиком по ладони)

Кашу сварила, малышей кормила

Этому дала 4 раза (загибая пальчики)

А этому не дала.

Он много шалил

Свою тарелку разбил.

А Ира хочет сварить кашку для ребят? А Вера хочет сварить кашку?

(Игра повторяется 2-3 раза).

Затем воспитатель предлагает сварить кашку для кукол.

Материал: Яркий головной платок для воспитателя.

Занятие №2

«Ладушки, ладушки! Пекла бабка

оладушки…»

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи!

Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)

Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.

Развивать умение вступать в общение с воспитателем. Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.

Материал: головной платок, фартук украшенный русским узором. Изделия прикладного русского народного творчества: расписанные мисочки и черпачек.

Методы и приемы: игровой, (пальчиковые игры) художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз (превращение воспитателя в бабушку).

Ход занятия.

Надев яркий фартук, мягко стуча черпачком о мисочку, воспитатель старается привлечь внимание детей. Когда соберутся 2-3 ребенка, она обращает их внимание на свой красивый наряд, дает им возможность рассмотреть рисунок, предлагает поводить пальчиком, потрогать, погладить ладошкой. Далее показывает детям мисочку и черпачок. «Красивая мисочка, яркая как солнышко» - поднять мисочку то выше, то ниже, давая детям возможность полюбоваться. Затем рассматривают черпачок. Если у детей возникает желание подержать мисочку и черпачок, воспитатель поощряет их, рассматривая в это время еще раз рисунок. («Это ягодки, листики, веточки», или петушки, цветики и т. д.). Хотите поиграть? (Берет головной платок). А как вы думаете, кем я сейчас буду? Я буду бабушкой (повязывает платок) А вы хотите быть моими внучатками? Рассаживайтесь на стульчики. Медленно читает потешку, выполняя при этом черпачком вращательные движения по мисочке:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Эти две строчки повторить 2-3 раза, изменяя интонацию, чтобы дети поняли смысл первых строк.

Маслом поливала,

Деткам давала.

Пауза. Повторить 2-3 раза. В процессе повторения выполнять игровые действия с черпачком: наклонить над мисочкой, как бы наливать тесто; то черпачок как бы пляшет или ходит вокруг мисочки.

(Черпачок и мисочка откладываются)

Воспитатель обращается к детям: Где ваши ладушки – оладушки? Дети показывают свои ладошки. Повторяются первые 4 строки потешки, синхронно выполняются движения:

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки (хлопки)

Маслом поливала (фонарики)

Деткам давала!

Повторить 2 раза. Затем воспитатель накладывает свои ладони на ладони ребенка, называя его по имени:

Даше два, Паше два,

Ване два, Тане два. –

После обращения к четырем детям, потешка читается сначала. Воспитатель «угощает» оладушками остальных детей.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Если у детей возникает желание повторить угощение, повторяются последние 4 строки потешки.

«Оладушек напекла, детушек угостила». Мои пальчики захотели поиграть! Хотите посмотреть, как мои пальчики играют?

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – Я

Вот и вся моя семья!

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «Вот и вся моя семья» второй рукой охватывает весь кулачок.)

Ребятки, а ваши пальчики хотят так поиграть? (Играет с 2-3 детьми). Какие у вас ловкие и веселые пальчики, быстро научились играть. А хотите показать нашим куклам, как мы научились играть пальчиками в игру «Моя семья», печь оладушки и маслицем их поливать. Дети переходят в кукольный уголок.

Материал: Головной платок, фартук украшенный русским узором. Изделия прикладного русского народного творчества: расписные мисочка и черпачок.

Занятие №3

«Еду, еду к бабе к деду»

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Учить детей проговаривать потешки (слова, фразы, предложения)

Продолжать учить детей активно использовать слова обозначающие действия.

Развивать умение вступать в общение с воспитателем и игровым персонажами.

Воспитывать навыки речевого общения.

Способствовать воспитанию эмоционального отклика на содержание потешек.

Материал: письмо, лошадка-каталка, яркая лента, куклы: дед, баба. Деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка (или погремушки). Корзинка.

Методы и приемы: игровой, художественное слово, вопросы к детям, показ, сюрприз.

Ход занятия.

Воспитатель читает детям письмо, в котором бабушка и дедушка приглашают детей в гости.

- Хотите поехать к бабушке и дедушке? А когда идут в гости, обычно берут с собой подарок. Что можно подарить бабушке? Пауза. Дети предлагают свои варианты (платочек, бусы, корзиночку, цветок).

А что можно подарить дедушке? Дети предлагают свои варианты (поясок, рисунок, цветок, лопатку, лейку и т. д.) Дети вместе с воспитателем собирают в корзиночку подарки. Воспитатель предлагает детям нарядиться: «В гости ходят красивые, нарядные». Дети наряжаются в платочки, ленточки, шапочки. «Какие красивые наши ребятки!» А на чем же мы поедем к бабушке с дедушкой? Дети высказывают свои предположения. Все предположения анализируются воспитателем вместе с детьми, воспитатель подводит к тому, что поедем на лошадке.

- Где у нас лошадка? Вот лошадка, она уже ждет ребят. Дети рассаживаются на заранее приготовленные стульчики друг против друга, как бы в саночки, воспитатель садиться на стул между рядами берет в руки возжи-ленты, которые тянутся от лошадей по середине ряда. Предлагает детям вместе с ней сказать лошадке: Но! Поехали! Цок-цок! Едем-едем!» Имитируя голосом цоканья лошадей, то быстро, то медленно. Затем начинает читать потешку:

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красивой шапке

По ровненькой дорожке (ритмично постукивают

На одной ножке то правой, то левой ногой)

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам

Едем! Едем! Едем! Едем! Динь! Динь! Стоп!

Чтение потешки повторяется 2-3 раза. Дети повторяют вслух за воспитателем отдельные слова. После чего вводятся последние слова потешки:

«Все проямо и прямо,

Все прямо и прямо.

А потом вдруг… в ямку! Бух!

(С этими словами воспитатель присаживается на корточки около стульчика) Дети могут повторить за воспитателем эти движения. Если у детей последние строки вызвали эмоциональный подъем, дети приезжают в гости, подходят к домику, если же цель не достигнута, можно повторить последние строки потешки.

Дети с воспитателем подходят к домику и видят замок.

Воспитатель: Ой, ребятки, а на двери то у бабушки с дедушкой что висит? Да, верно, это замок! Как же мы войдем в домик? Предложения детей.

Пальчиковая игра «Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!

Появляются бабушка и дедушка (куклы)

_Здравствуйте бабушка, дедушка!

-Здравствуйте ребятки! Посмотри-ка, дедушка! К нам гости пришли! Дорогие пришли! Посмотри, дед, какие они все нарядные, красивые.

-Дедушка, бабушка, а хотите, вам дети расскажут, на чем мы приехали? (Потешка повторяется от начала до конца). По окончании дети дарят свои подарки бабушке и дедушке. Дед и баба благодарят детей, наряжаются в обновы и в свою очередь дарят деревянные ложки (или погремушки) и просят повторить потешку.

Дети вместе с воспитателем повторяют всю потешку, отбивая ритм ложками. Дед и баба восхищаются способностями детей, просят приезжать еще в гости.

Воспитатель предлагает детям возвращаться в группу, садится на свои стульчики, приглашая детей сесть на лошадку. Но! Лошадка! Поехали!

Маатериал: Лошадка-каталка, яркая лента, куклы: дед, баба, деревянные ложки по 2 шт. на каждого ребенка (или погремушки)

Публикации по теме:

Фольклор в воспитании детей младшего возраста Фольклор в воспитании детей младшего возрастаЗначение родной культуры для воспитания детей. Величайшие художники, музыканты, поэты неоднократно.

Задачи воспитания ребенка от 1 года 6 месяцев до 2 лет - Развивать сенсорику, моторность и интеллект, организуя все виды предметных игр (дидактические, сюжетно-отобразительные с предметами-орудиями.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Серия конспектов занятий по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта, в которых главным персонажем выступает человек.
Опубликовано: 13 апреля 2012 в 21:05
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...