Сформированная позиция субъекта спортивно-игровой деятельности у дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Марина Чернухина
Сформированная позиция субъекта спортивно-игровой деятельности у дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Первый год обучения в школе – это очень сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется не только его место в системе общественных отношений, но и изменяется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия, требующие от первоклассника напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, а также удержания правильной рабочей позы. Для ребенка 6-7 лет очень трудна статическая нагрузка.

За последние 10 лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% хронически больны. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет, первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиозы и другие, увеличивается количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Все это, на наш взгляд, напрямую связано со снижением двигательной активности дошкольников и отсутствием у них интереса к спортивно-игровой деятельности.

И здесь возникает проблема – как подготовить будущего первоклассника к тому, чтобы процесс адаптации к школе прошел наиболее безболезненно. Данные наших наблюдений и диагностических исследований позволяют говорить о том, что сформированная позиция субъекта спортивно-игровой деятельности (СИД) у детей в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать более успешной адаптации к школе.

Позиция субъекта СИД, на наш взгляд, проявляется в способности к самостоятельному целеполаганию названной деятельности, умении оперировать освоенными элементами спортивных игр, самостоятельно контролировать и оценивать результат своей деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении проводится целенаправленная работа по формированию позиции субъекта СИД у детей старшего дошкольного возраста. Наблюдения показали, что освоение позиции субъекта СИД, формирование базовых умений позволяют реализовать ребенку свои спортивные замыслы.

Основной формой работы на этапе освоения позиции субъекта СИД является совместная работа педагога с детьми в рамках образовательной области «Физическая культура» с включением программы Л. Н. Волошиной «Играйте на здоровье» [1].

Общее представление у дошкольников о СИД формируются и закрепляются в зависимости от степени освоения детьми, активно развивается познавательный интерес детей. Этот шаг включает организацию наблюдения СИД взрослых и детей, беседы о спортивных играх, экскурсии на спортивные объекты.

Важно уже на этом этапе к взаимодействию с детьми привлекать людей (как взрослых, так и детей, достигших определенных результатов в спортивно-игровой деятельностиСИД. Так, к знакомству со спортивной игровой волейбол можно привлечь уже состоявшегося спортсмена или ребенка занимающегося в секции волейбола, общение с которыми позволит детям погрузиться в атмосферу спортивно-игровой деятельности, увидеть неподдельный интерес и увлечение взрослого человека или ребенка данной деятельностью.

Внесение в совместную деятельность взрослого и детей спортивных игр позволяет активизировать процесс закрепления представлений старших дошкольников о СИД.

Наиболее эффективными для возникновения познавательного интереса детей к СИД, желания реализовать свои двигательные возможности являются организация в дошкольном образовательном учреждении экскурсии к спортивных объектам города, беседы с детьми о спортивных играх, наших выдающихся спортсменах.

Комплекс перечисленных методов позволяет детям осознать возможности СИД для реализации человека их значимость в жизни людей. Появление у старших дошкольников стремления (желания) осуществлять СИД самостоятельно, овладение представлениями о структуре СИД (от постановки цели, отбора инструментов до получения результата) являются показателями, позволяющими сделать следующий шаг.

Совместная работа педагога с детьми обеспечивает включение детей в проблемные ситуации, разрешая которые они осваивают базовые умения СИД. При этом базовые умения связаны с умением принимать и ставить цель деятельности, планировать и осуществлять целостный процесс деятельности поэтапно до получения результата и оценки его качества, овладение культурой организации деятельности и т. д. Эффективными приемами обучения являются игровые задания, загадки, стихи, позволяющие разнообразить двигательную активность детей в процессе освоения СИД.

Педагоги развивают умения отбирать необходимые материалы и инструменты для СИД в соответствии с поставленной целью. Целесообразно использовать модели игрового процесса с изображением этапов процесса деятельности, пооперационные карты (отражающие последовательность выполнения различных движений, что способствует развитию навыков самоконтроля.

С увеличением умелости детей наблюдается стремление к самостоятельной СИД в свободное время, то есть постепенное нарастание субъектности ребенка в деятельности и переход осваиваемой и интересной ребенку деятельности в любимое времяпрепровождение. Следует подчеркнуть важность учета интересов каждого дошкольника в процессе выбора спортивной игры. На основе диагностики детских половозрастных интересов и склонностей педагоги совместно с психологом оказывают помощь ребенку в осуществлении выбора спортивной игры для дальнейшей ее организации в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей. В результате определяются подгруппы детей, которые проявляют желание заниматься разными спортивными играми.

Дальнейшая работа предполагает развитие потенциала детей в СИД, реализацию позиции субъекта ребенка в выбранной спортивной игре. Наиболее оптимальной организацией совместной деятельности педагога с детьми в педагогическом процессе детского сада является работа небольшими подгруппами. Взрослый, участвующий в совместной СИД с дошкольниками, должен быть также увлечен, заинтересован данной спортивной игрой, как и дети. Такой подход позволит организовать в дошкольном образовательном учреждении СИД в соответствии с ее сущностными особенностями.

Целесообразно проводить СИД с дошкольниками не реже 2 раз в неделю. Модульная организация развивающей среды дошкольного образовательного учреждения для разных спортивных игр (мини-футбольный стадион, спортивная площадка для игры в волейбол, баскетбол, площадка для игры в городки и т. д.) обеспечивает создание образовательного пространства в особой атмосферой взаимодействия в интересном ребенку виде СИД.

СИД взрослого и ребенка требует особой атмосферы сотворчества, их диалога в интересной деятельности. В основе сотворчества лежат субъект- субъектные отношения между педагогом и ребенком. Роль взрослого как партнера по деятельности влечет за собой и изменение роли ребенка – он соавтор в СИД, имеет право на свой путь, свой индивидуальный маршрут в деятельности. Следует подчеркнуть, что такая организация СИД взрослого и детей создает благоприятные условия для реализации позиции субъекта ребенком. При этом субъектность ребенка в СИД обеспечивается не только самостоятельным включение в спортивную игру, но и созданием особой творческой атмосферы двигательного взаимодействия.

Особую роль в создании спортивно-игровой атмосферы играют ситуации успеха, конструируемые педагогом для каждого ребенка. Наиболее эффективными приемами для возникновения ситуации успеха являются словесная поддержка на протяжении всего процесса СИД, поощрение любых успехов, «скрытая педагогическая инструментовка» (мяч необходимо вести так и так, а ты как хочешь?», переживание совместной «коллективной радости» и др.

Важным принципом организации СИД старших дошкольников является демонстрация образца спортивного поведения взрослым в ходе совместной деятельности. Так, педагог в процессе СИД сам принимает участие в игре, тем самым приоткрывая ребенку механизмы спортивного поведения в деятельности, дает образец для дальнейшего воплощения детьми в своей деятельности.

Характерен постепенный рост инициативы детей от принятия игровой проблемы, поставленной педагогом, к придумыванию элементов ситуации, а затем самостоятельному определению тематики следующей встречи.

В процессе организации деятельности необходимо учитывать, что разнообразие игровых возможностей создает благоприятные условия для развития комбинаторных умений детей в СИД. Не смотря на постепенное увеличение сложности и длительности, у детей не снижается интерес к выбранной СИД: они не хотят заканчивать игру, с нетерпением ждут следующих встреч. Устойчивость интереса старших дошкольников к выбранной СИД проявляется в отсутствии желания изменить свой маршрут, выбрать другую деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе включает индивидуальную консультативную помощь педагогам и родителям в создании благоприятной психологической среды, спортивной атмосферы для реализации возможностей каждого ребенка в условиях детского сада и семьи.

Проанализировав данные о заболеваемости выпусков детского сада и их обращениях за медицинской помощью в школе, проведя опрос родителей и анкетирование учителей, а также изучив результаты группового обследования первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций мы увидели, а также сравнив с результатами наших исследований сформированности позиции спортивно-игровой деятельности мы пришли к выводу о том, что организация спортивно-игровой деятельности стимулирует развитие двигательной активности и физической подготовленности будущих первоклассников, позволяет им реализовать позицию субъекта в интересной для себя деятельности, сформировать готовность к обучению в школе и как результат – успешную адаптацию к школьному обучению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье»: Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: Аркти, 2004. – 144 с.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Сформированная позиция субъекта спортивно-игровой деятельности у дошкольников как условие успешной адаптации к школе
Опубликовано: 12 ноября 2013 в 06:51
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...
Дидактическое пособие для развития фонематических процессов «Ромашка»
Хочу с Вами поделиться своим пособием, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Развитие фонематических процессов является...
«Шары для ёлки». Поделка из пластилина и мишуры
Скоро, скоро Новый Год! Он торопится, идёт! Постучится в двери к нам: Дети: здравствуйте, я к вам! Праздник мы встречаем, Ёлку наряжаем, Вешаем...