Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни.

Екатерина Щипова
Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни.

Совершенствование связной речи – одна из ведущих задач развития детей дошкольного возраста. Связность речи начинают формировать уже в младшем дошкольном возрасте, прежде всего, - посредством диалога – основной формы речевого общения. На пятом году жизни ребенка появляется сложная форма связной речи – сообщения в виде монолога, рассказа о пережитом и виденном. Именно в этом возрасте в детских садах необходимо проводить специальные целенаправленные занятия по обучению детей рассказыванию. Детей необходимо учить описывать предмет, его изображение, рассказывать содержание предметной картинки, пересказывать литературный текст, рассказывать о виденном и пережитом, сочинять рассказы и маленькие сказки.

Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Вместе с тем, у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении. Моё внимание привлекли схемы-модели для составление описательных рассказов. Схемы-модели рассматриваются как основа для составления описательных рассказов по различной тематике.

Мною было доказано, что использование схем – моделей на занятиях по развитию речи, а также систематическое их включение в различные виды организованной детской деятельности, можно существенно повысить уровень развития связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста. Для определения состояния связной описательной речи у детей среднего дошкольного возраста было проведено исследование.

В основу исследование легла работа А. А. Зрожевской, в которой была разработана методика оценки особенностей построения связной описательной речи у детей 5 лет.

Во время исследования для описания детям предлагались предметные и сюжетные картинки. С каждым ребенком проводились индивидуально два опыта; опыт длился 10-12 минут. В протоколе дословно фиксировался рассказ каждого ребенка с сохранением особенностей высказываний.

Описательный текст оценивался по следующим критериям, также выделенными А. А. Зрожевской:

а) сам факт выполнения задания или принятие задания (поскольку ребенок мог выполнить лишь одно);

б) общая структура текста (наличие частей);

в) выделение микротем и их раскрытие (полное, частичное);

г) последовательность микротем;

д) наличие логической связи предложений.

В соответствии с обозначенными критериями была разработана система оценок текста – по одному баллу за каждое выполненное задание. Максимально возможное количество баллов – 10 баллов (по 5 за два этапа):

На основании количественной оценки мною были условно выделены 3 уровня развития описательного текста: 1 уровень- 8-10 баллов, 2 уровень– 4-7 баллов, 3 уровень – 1-3 балла.

В результате первого исследования было установлено, что из 100% опрошенных детей пятилетнего возраста 29% детей (6 человек) с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 63% детей (14 человек) со средним уровнем и 8% (2 человек) детей с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.

В целом по результатам моего исследования я сделала вывод, что уровень связной речи детей 5 года жизни имеет характерные особенности.

Дети затруднялись в составлении предложений и рассказов, описательные рассказы носили простой характер перечисления, в большинстве случаев детям нужна была постоянная стимуляция – дополнительные вопросы. Поэтому я могу сказать, что у детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи. Данные исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленного формирования связной описательной речи у детей.

Целью данного педагогического исследования стало развитие связной речи детей средней группы с использованием схем-моделей.

Мною были проанализированы и учтены указанные в психолого-педагогической литературе закономерности формирования моделирования у дошкольников.

Для устранения данных затруднений мною были подобраны модели-схемы для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, птицах, животных, посуде, одежде, времени года, транспорте, используемы Т. А. Ткаченко при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Задачами моей работы стали:

1) Знакомство детей с приёмом моделирования.

2) Формирование у детей навыка планирования связного описательного высказывания в соответствии со смысловыми частями схемы-модели.

3) Развитие связной описательной речи, через составление связного высказывания по схеме-модели.

4) Формирование у детей навыка связного описательного высказывания без использования схемы модели.

Данные задачи отражают поэтапность работы со схемами-моделями.

Помимо основных задач были поставлены и такие задачи как:

1) Развитие памяти, через рассказывание стихов с использованием схем-моделей.

2) Развитие повествовательной речи с использованием схем-моделей.

3) Развитие и поддержки интереса к данной работе родителей и других членов семьи.

Средства для реализации поставленных целей – это занятия по развитию связной речи с использованием схем-моделей. Схемы-модели помимо того, что задают детям алгоритм связного описательного высказывания, способствуют также развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Формы организации работы:

– Подгрупповые занятия;

– Индивидуальные занятия;

Для описания отдельных предметов, объектов и явлений использовались схемы – модели, указывающие на основные признаки:

Мною были изготовлены схемы-модели для описания игрушек, посуды, овощей-фруктов, сезонных явлений, животных.

Таким образом, в результате второго эксперимента из 100% опрошенных детей пятилетнего возраста выявлено 40% детей (9 детей) с высоким уровнем связных монологических высказываний описательного типа; 55% детей (12 детей) со средним уровнем и 5% детей (1 ребенок) с низким уровнем развития связных высказываний описательного типа.

Сравнивая полученные данные с результатами первого эксперимента, можно отметить увеличение числа детей с высоким уровнем развития связного описательного высказывания (от 29 % до 40%, а также уменьшения количества детей с низким уровнем развития связного описательного высказывания (от 8 % до 5 %).

Таким образом, использование схем-моделей при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам среднего возраста овладение этим видом связной речи. Наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными и последовательным.

Публикации по теме:

Анкета «О развитии речи вашего ребенка» Анкета «О развитии речи вашего ребенка» 1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуальным развитием ребенка? 2. По каким.

Пути реализации образовательной области «Коммуникация»: основные формы и виды деятельности ЕремееваС. А., воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска Федеральные государственные требования.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Схемы-модели как средство развития описательной речи у детей пятого года жизни.
Опубликовано: 19 ноября 2012 в 19:27
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...