Школа молодого педагога. Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика»

Анна Кобякова
Школа молодого педагога. Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика»

Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика относится к физкультурно-оздоровительным мероприятиям поэтому её содержание должно быть насыщенно упражнениями на профилактику нарушений осанки, стопы, на тренировку дыхательной, сердечно-сосудистой системы и необходимо предусмотреть сочетание физических упражнений с закаливающим эффектом, то есть необходимо проветрить помещение перед началом утренней гимнастики, температура должна быть 17-18 градусов С, предусмотреть облегчённую одежду детей, особое внимание обратить на обувь, лучше заниматься босиком или в носочках. Утренняя гимнастика проводится после сна, а в детском саду перед завтраком, цель утренней гимнастики – пробудить организм ото сна, активизировать работу внутренних органов и систем, организованно начать день (специфическая задача) и перевести детей на другие виды деятельности.

Структура утренней гимнастики:

I часть – Вводная:

- построение;

- ходьба;

- виды ходьбы (например, с заданиями для рук, смена направления, кругом, в рассыпную);

- бег;

- виды бега;

- дыхательные упражнения в ходьбе;

- перестроения.

II часть – Основная:

- комплекс ОРУ (последовательность чётко определённая, последнее упражнение – прыжки в чередовании с ходьбой).

III часть:

- дыхательные упражнения в ходьбе;

- коррегирующие упражнения для топы, речёвка, песня.

Структура утренней гимнастики построена таким образом, что нагрузка возрастает постепенно, достигая своего пика в прыжках, чередующих с ходьбой, после чего идёт на спад.

Содержанием утренней гимнастики являются все виды физических упражнений:

- основные движения (ходьба, бег, прыжки, активизируют работу сердца;

- строевые упражнения помогают удобно разместить детей;

- ОРУ воздействуют на все группы мышц, оказывают профилактическое воздействие на нарушения осанки;

- коррегирующие упражнения для стопы (ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок, ходьба по палке, катание палки стопой, ходьба по обручу, катание мяча) оказывают профилактическое воздействие на возникновение плоскостопия.

Психологическая нагрузка на утренней гимнастики должна быть умеренной или низкой, так как все упражнения должны быть знакомы для детей, разучиваются они на физкультурном занятии. Эмоциональная нагрузка должна быть высокой, но не перевозбуждать детей, достигается она за счёт музыкального сопровождения, интересных упражнений, бодрого тона педагога. Физическая нагрузка должна быть высокой, достигается она за счёт оптимальной физической нагрузки, темпа.

В младших группах характерно комплексное использование словесных, наглядных и практических методов, то есть педагог, преподнося детям упражнения одновременно называет, показывает и выполняет вместе с детьми, проговаривая каждую деталь упражнения. Поощрения, зрительные ориентиры, упражнения носят сюжетный или имитационных характер.

Со средней группы начинается работа над качеством выполнения упражнений, педагог учит детей выполнять упражнения однонаправленно, одновременно, подача упражнения приобретает другой характер (название, название исходного положения – И. П., указание к принятию И. П. и к началу выполнения упражнения. Для отработки качества педагог использует зрительные ориентиры, распоряжения, указания, помощь детям.

В старшем возрасте продолжается работа над качеством упражнений, но опора при этом больше на самостоятельность детей, на двигательный опыт, поэтому в некоторых простых упражнениях иногда опускается название И. П., за счёт этого достигается более высокий темп, многократность выполнения, приоритет отдаётся словесным методам – команда, поощрение, указание, распоряжение.

Комплекс утренней гимнастики составляется на 2 недели, но на вторую неделю следует предусмотреть усложнения: замена простых упражнений, изменение И. П., введение предметов, пособий и др. (2-3 изменения).

Таким образом на год примерно 12 комплексов, некоторые можно повторить.

Во избежание однообразия и монотонности в проведении утренней гимнастики современная практика предлагает следующие варианты утренней гимнастики:

Игра-зарядка. Содержанием этого вида утренней гимнастики является подвижная игра, подбор игр зависит от возраста детей, но обязательно подбираются игры, придерживаясь структуре утренней гимнастики. В первой части можно использовать подвижную игру с ходьбой и бегом («Карусель», во второй части – упражнения, направленные на развитие различных групп мышц (вторая подвижная игра, в третьей части подбирается подвижная игра средней, малой подвижности. Таким образом, в комплекс этого вида утренней гимнастики входит 3-4 подвижных игр. Эти игры должны быть знакомы детям, так как время на утреннюю гимнастику то же самое. Все пособия должны быть подготовлены, подбирать их следует с учётом времени года, тематической недели. Этот вид утренней гимнастики рекомендуется проводить в понедельник и пятницу.

Танцевальная гимнастика. Строится на элементах народных или современных танцев. Элементы должны быть простыми, желательно музыкальное сопровождение, разучивание танцевальных движений из музыкальных занятий или в свободное время. Строится этот тип утренней гимнастики в соответствии со структурой. Он является более сложным, его следует проводить с конца средней группы и в старшей группе.

Оздоровительный бег. Этот вид утренней гимнастики можно начинать использовать с конца старшей группы. Выбор этот вида предполагает ежедневное использование, так как оздоровительный эффект будет будет зависеть от использования различных воздушных температур и от степени увеличения продолжительности оздоровительного бега.

Оздоровительный бег – это бег в медленном темпе. Желательно проводить его на открытом воздухе в любое время года, желательно в экологически чистом пространстве. Исходной дозировкой являются рекомендации образовательной программы в детском саду, но постепенно, через каждые 2 недели продолжительность бега увеличивается на 10 секунд. Дети могут бегать непрерывно 10-15 минут. Начинать занятия оздоровительным бегом лучше осенью в начале учебного года. Следует перед эти м предупредить родителей, предусмотреть соответствующую одежду и обувь. Обязателен контроль и=медицинского работника.

Методика оздоровительного бега

Построение лучше осуществлять в помещении детского сада. Выход на площадку с использованием различных видов ходьбы прилегаемых для открытых площадок. При этом дети могут двигаться стайкой (свободно). Бег начинать с ускоренной ходьбы, он должен быть медленным, педагог может находиться впереди бегущим, подтягивая, подбадривая отстающих, но не требуя скорости. Заканчивать бег переходом на ходьбу и дыхательные упражнения. Ходьба должна быть длительной. Для поддержания интереса маршруты следует время от времени менять.

Ритмическая гимнастика. Более сложный вид утренней гимнастики предполагает наличие у детей определённых двигательных умений и навыков, проводится в основном в подготовительной группе. Следует придерживаться структуре утренней гимнастики при подборе упражнений, а методика руководства своеобразна:

- отсутствие пауз;

- выполнение всех упражнений педагогом с детьми;

- все указания даются в процессе выполнения упражнений, нагрузка достаточно высокая.

Таким образом, в детском саду можно использовать традиционный и вариативный подходы к проведению утренней гимнастики, при этом обязательно учесть возрастные особенности, структуру утренней гимнастики.

Варианты речёвок к утренней гимнастики:

Каждый день у нас, ребятки,

Дети: Каждый день

Начинается с зарядки,

Дети: Каждый день.

Даже утром самым хмурым

Дети: Каждый день

Веселит нас физкультура

Каждый день.

И, конечно, очень важно

Дети: Каждый день,

Чтоб зарядку делал каждый

Дети: Каждый день.

Настроенье каково?

– Настроенье во!

Все такого мнения?

Дети: Да

- Все, без исключения

Дети: Да

Молодцы!

Дети: Ура!

Надо, надо по утрам заниматься спортом

Дети: Обещаем не лениться, с физкультурой подружиться!

Зарядка все полезна, зарядка всем нужна, от лени и болезней спасёт она!

На зарядку мы идём весело и дружно, чтоб здоровье укрепить заниматься нужно!

Физкультурные занятия дошкольников

Значение физкультурных занятий.

Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. При этом обучение на физкультурных занятиях осуществляется в определенной системе и последовательности, что позволяет достигать наилучших результатов в формировании двигательных навыков.

В процессе физкультурных занятий детей готовят к успешному обучению в школе, решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры, проводятся, как правило, в утренние часы (спустя 30 мин. после завтрака). Если занятие организуется во вторую половину дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна или во время пребывания детей на свежем воздухе.

Структура и содержание физкультурного занятия.

I часть – Вводная:

- построение;

- ходьба обычная;

- виды ходьбы;

- бег обычный;

- виды бега;

- дыхательные упражнения в ходьбе;

- перестроение.

II часть – Основная:

- комплекс ОРУ;

- основные виды движения;

- подвижная игра.

III часть – Заключительная:

Вариант 1: малоподвижная игра, итог игры.

Вариант 2: - дыхательные упражнения;

- коррегирующие упражнения для стопы;

- итог занятия.

Вариант 3: элементы релаксации (аутотерапия, расслабления.

Структура занятия показывает, что нагрузка повышается постепенно и должна доходить до своего пика в подвижной игре, так как игра должна быть высокого темпа, высокой подвижности, держится эта оптимальная нагрузка в течении 2-4 минут, после чего идёт снижение физической нагрузки, через 2-3 минуты после занятия пульс должен вернуться в норму. Таким образом, задача вводной части – подготовить организм к нагрузке, 2-я часть направлена на специальную подготовку мышц, на обучение основным движениям, задача заключительной части – снизить нагрузку и привести организм в норму.

Особенности содержания и методики проведения физкультурного занятия в разновозрастной группе.

Подбор упражнений

В разновозрастной группе нецелесообразны сложные упражнения, желательно подбирать двигательные задания посильные для малышей и интересные для старших (например, имитационные движения, образные, интересны задания на развитие физических качеств, например, ходьба с хлопками на каждый шаг. В ОРУ не используют палки и обручи, лучше – кубики, флажки, или упражнения в парах – старший с младшим. Основные движения удобно контролировать, если они одного вида, но разные по сложности, например, младшие подпрыгивают на месте, а старшие – с продвижением. Подвижные игры подбирать такие, задания в которых приспособлены для обоих возрастов, например, игры с бегом, не рекомендуется использовать игры типа «Волк во рву», «Совушка».

Организация занятий

В водной части малыши могут идти в паре со старшими, в ОРУ лучше перестроить детей в звенья: 1 звено – старшие, другое – младшие. На выполнение основных движений можно использовать и фронтальный и групповой способ организации, отличие лишь в том, группы не меняются местами. Подвижные игры лучше проводить раздельно.

Дифференциация нагрузки

В водной части внутренний круг меньше, а значить дозировка – меньше. Можно малышей оставить дальше выполнять, а старшим дать другое задание (малыши могут хлопать или выполнять полуприседы). ОРУ внешне могут быть одинаковыми, но разные по технической сложности. Основные движения отличаются в количественном плане и в способе выполнения (например, в упражнении на равновесие малыши идут просто по скамейке, а старшие – с хлопком под коленом, малыши могут пользоваться большим мячом, а старшие – маленьким. Для старших можно объединить несколько основных движений, а малыши могут в это время выполнять одно движение. В подвижных играх можно дифференцировать протяжённость бега, отпустить малышей после 2-3 повторов игры, старшим усложнить задания в игре или дать новую игру высокой двигательной активности.

Особенности проведения занятий на воздухе.

Физкультурные занятия на воздухе усиливают оздоровительный эффект физических упражнений, повышают двигательную активность и дают возможность использовать на занятии такие движения, которые в помещении не возможно выполнить (например, прыжки в длину с разбега, метание, лыжи и пр., строиться на таких занятиях по обычной структуре, но содержание имеет нюансы, которые зависят от времени года, от погоды, от наличия оборудования на площадке. Комбинации упражнений бесчислены – это может быть типовое классическое занятие, но без И. П. сидя, лёжа, в этих занятиях увеличивается доля бега в каждой части особенно в холодный период (например, построение в помещении, ходьба чередуется с прыжками, бег – медленный); комплекс ОРУ; бег средней интенсивности (или вокруг площадки или детского сада); 1 основное движение – бег средней интенсивности, остальные основные движения; подвижная игра; бег. заключительная часть; медленный бег. Вместо основных движений можно использовать спортивные упражнения или спортивные игры (лыжи, хоккей, футбол) эти игры могут заменить подвижную игру.

Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими закономерностями работоспособности организма.

При выполнении физических упражнений работоспособность человека возрастает постепенно. Затем она держится некоторое время на оптимальном уровне, после этого начиняет снижаться. Поэтому к выполнению сложных упражнений (большой интенсивности и повышенной скорости бег, прыжки, метание и др.) нужно подготовить все органы и системы организма (костная, мышечная, сердечно-сосудистая, дыхательная, нервная). В противном случае возможны травмы (растяжение, разрыв связок, мышц, а также нарушение функции систем организма, в том числе нервной. В свою очередь недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений, на качество их выполнения.

Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в физкультурном занятии выделяют основную и заключительную части. Каждая часть решает определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

Вводная часть решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение. Для этого используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и плясок. В этой части занятия обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия, и к повышенной физической нагрузке.

Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается общеразвивающими упражнениями, воздействующими на все группы мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки, которые усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.

Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении, проводимом в основной части занятия. Например, если таким упражнением окажется прыжок, то к этому надо подготовить мышцы ног, а метание потребует подготовки мышц плечевого пояса и рук. Специальная подготовка решается с помощью общеразвивающих и подготовительных (типа подводящих) упражнений.

В основной части занятия формируются двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. Последовательность решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые упражнения, когда работоспособность ребенка находится на оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в освоенных движениях и развивают физические качества. Содержание этой части занятия составляют основные движения (бег, прыжки, метание, лазанье и др., игры большой подвижности, игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок. Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных движений, то перед каждым из них дают подготовительные, подводящие упражнения.

В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям, а также для развития гибкости, силы, координации движений.

После основной части следует заключительная. Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев, общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры спокойного характера («Найди предмет», «Найди, где спрятано» и др.).

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

Проводя занятия на воздухе, а также обучая детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, плаванию, надо придерживаться типовой структуры: она должна обеспечить постепенное включение организма в работу, успешное выполнение поставленных задач и в конце занятия приведение организма в спокойное состояние. Содержанием вводной части могут быть общеразвивающие упражнения, специфичные для данного вида движения.

В физкультурные занятия нецелесообразно часто включать такие упражнения, которые требуют поочередного выполнения, длительного ожидания очереди, индивидуальной страховки (лазанье по гимнастической стенке и др.); не оказывают большого физиологического воздействия на организм ребенка и малоэффективны для развития мышц (бросание вверх мяча и ловля его, ходьба по гимнастической скамейке); сложны по организации и проведению в помещении (прыжки через длинную и короткую закалки). Эти упражнения лучше разучивать с детьми на индивидуальных занятиях или подгруппами.

Таким образом, дифференцированный подход к отбору упражнений для физкультурного занятия позволяет увеличить его двигательную плотность, повысить оздоровительный и образовательный эффект.

Типы занятий.

В детских садах проводятся занятия различного типа. В основу их классификации могут быть положены следующие признаки: содержание, образовательные задачи, методы проведения физических упражнений.

Занятие игрового характера отличается тем, что для решения задач каждой части подбираются игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа проводятся преимущественно в летнее время, когда уже все упражнения разучены и ставится задача закреплять двигательные навыки, развивать физические качества в меняющейся обстановке.

Занятия в сюжетной форме (в форме «двигательного рассказа») проводятся для повышения интереса к движениям при закреплении навыков. Подбираются упражнения в соответствии с поставленными задачами и включаются в сюжет («Поездка в лес, на дачу», «Полет в космос»).

Школа молодого педагога. Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика»
Публикации по теме:

Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС» «Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС» Физкультурно-оздоровительная работа это комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Физкультурно-оздоровительная работа в первой младшей группе ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В 1 МЛ. ГРУППЕ Точечный массаж и дыхательная гимнастика “Умывальная песенка” Хуже наказанья –.

Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду» Здоровый малыш-это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества. И нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Школа молодого педагога. Консультация «Физкультурно-оздоровительная работа: утренняя гимнастика»
Опубликовано: 18 июня 2018 в 12:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению звуковой линейки
Главной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу...
Конспект организованной образовательной деятельности «Лиса — всему свету краса»...
Конспект организованной образовательной деятельности «Художественное - эстетическое развитие» Рисование «Лиса - всему свету краса» ( нетрадиционная техника-...
Музыкальный досуг «Правила дорожного движения»
Музыкальный досуг на тему , Правила дорожного движения'' для старших групп. Цель: проведение музыкальных развлекательных мероприятий с детьми в летний...
Сценарий праздника «Один олимпийский день»
Сценарий "Один олимпийский день" Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....
Фототчёт. 4 июня. Праздник васильков. День — синитель, васильковый повелитель
Родовое название василька связано с легендой о кентавре Хироне. Во время схватки с Гераклом кентавру Хироне были нанесены глубокие раны, которые помог...