Получи документы

«Шум и голос. Согласные и гласные звуки». Консультация для родителей

Елена Злобина
«Шум и голос. Согласные и гласные звуки». Консультация для родителей

ШУМ и ГОЛОС

СОГЛАСНЫЕ И ГЛАСНЫЕ ЗВ УКИ.

На первый взгляд очень простая тема «Согласные и гласные звуки», но так ли уж она проста! Как доступно объяснить ребёнку, что звуки бывают гласными и согласными? И нужно ли это делать?

Публикация «„Шум и голос, Согласные и гласные звуки“, Консультация для родителей» размещена в разделах

Сначала ответим на второй вопрос. Да, нужно! Ведь в русском языке обучение чтению основывается на слиянии гласного и согласного, а при выполнении звукового анализа слов просто необходимо владеть этими понятиями.

Перейдём к ответу на первый вопрос, как объяснить, как различить эти звуки?

Многие думают - никак. Просто запомни! Вот эти звуки - гласные, остальные- согласные. Можно, конечно, и так. Но ребёнок по своей сути любознателен, он спрашивает, ему самому хочется во всём разобраться. И когда он поймёт различие между гласными и согласными звуками, тогда не надо будет заучивать, зазубривать.

Различие между звуками можно объяснить научно: Гласные звуки образуются только при помощи голоса, а согласные, не только голосом, но и шумом или же одним шумом. Для специалиста - «голос» зависит от работы голосовых связок, а «шум» - от преграды во рту на пути выдыхаемого воздуха (воздушной струи). Однако, это интересующее специалистов различие, ребёнка совершенно не интересует. А на высочайшем уровне здравого смысла, которым наделён ребё нок: «голос» - у человека, у зверей, у птиц, а «шум» - это шум машин, шум дождя, шум ветра. Шум - это то, за что меня ругают, когда я топаю, бегаю, стучу или грохочу. Но всё, что я говорю, я делаю своим голосом. Все звуки - произношу голосом, иначе их не было бы слышно! И абсолютная нелепица, когда то, что я говорю, считается не «голосом», а «шумом». Видимо подобное объяснение не совсем подходит.

Можно объяснить и так: гласный звук тянется, его можно петь, а согласный нельзя!

ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ В ПЕСЕНКЕ ЗВОНКО.

МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ.

В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ И В КОЛЫБЕЛЬКЕ АЛЁНКУ БАЮКАТЬ.

НО НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ.

А СОГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫ ШЕЛЕСТЕТЬ, ШЕПТАТЬ,СКРИПЕТЬ,

ДАЖЕ ФЫРКАТЬ И ШИПЕТЬ,

НО НЕ ХОЧЕТСЯ ИМ ПЕТЬ.

С-С-С- ЗМЕИНЫЙ СЛЫШЕН СВИСТ.

Ш-Ш-Ш- ШУРШИТ ОПАВШИЙ ЛИСТ

Р-Р-Р- МОТОРЫ ТАРАХТЯТ.

Ж-Ж-Ж- ШМЕЛИ В САДУ ЖУЖЖАТ!

Но, к сожалению, и это верно лишь отчасти.

Таких согласных звуков, которые не тянутся, в полтора раза меньше, чем тех, которые можно тянуть и, если хотите петь: JI-JI-JI.

Между тем, филологи давно подметили такую особенность: все гласные звуки произносятся открытым ртом («ртораскрыватели», а вот почти для всех согласных требуется, чтобы при их произнесении рот хотя бы на мгновение да сомкнулся («ртосмыкатели»). Произнесите сами звуки «Б»,«М»,«В» перед зеркалом. Исключение только звуки : к, г, X!

Для проведения в дальнейшем звукового анализа вводится обозначение цвета: красный квадрат (кружок) - гласный звук, синий квадрат (синий кружок) - твёрдый согласный звук, зелёный квадрат (зелёный кружок) - мягкий согласный звук.

Подведём итог. Чтобы определить гласный или согласный звук перед нами, должно совпасть несколько пунктов характеристики звука.

СОГЛАСНЫЙ :

- Образуется с помощью шума;

- Есть преграда, «ртосмыкатель»;

- Может быть звонким или глухим;

- Может быть твёрдым или мягким.

- Не образует слог.

ГЛАСНЫЙ :

- В его образовании участвует голос;

- Его можно тянуть, петь;

- Нет преграды, воздушная струя проходит свободно, «ртораскрыватель»;

- Образует слог.

ВОТ СТРУЯ ВОДЫ ИЗ КРАНА ЛЬЁТСЯ ВОЛЬНО, БЕЗ ПРЕГРАД,

А ЗАЖМУ Я КРАН ЛАДОНЬЮ - ТОЛЬКО БРЫЗГИ ПОЛЕТЯТ!

ТАКЖЕ ЧЕРЕЗ РОТ ПРОХОДИТ И ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ:

ТО СВОБОДНО ПРОПУСКАЮ, ТО ПРЕГРАДЫ СТРОЮ Я.

ЕСЛИ ПУТЬ ШИРОК, СВОБОДЕН- ГЛАСНЫЙ ЗВУК УСЛЫШИШЬ ТЫ : А! О! И! У! Э! Ы!

ЕСЛИ Ж ТОРМОЖУ ЗУБАМИ: 3-3-3,

ЕСЛИ ТОРМОЖУ ГУБАМИ: Б-Б-Б ИЛИ ПРОСТО ЯЗЫКОМ: Р-Р-Р.

ТЫ УСЛЫШИШЬ ЗВУК СОГЛАСНЫЙ–

ОН С ПРЕГРАДАМИ ЗНАКОМ!

Публикации по теме:

Буквенный фриз.Буквенный фриз. Этот буквенный фриз сделан в виде поезда. Паровозик везет вагоны с буквами. Первый вагон это гласные. У всех букв артикуляция звуков (ротик.

Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков»Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков» Цель: - учить детей определять первый звук в слове; - дифференцировать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки; - развивать фонематические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Шум и голос. Согласные и гласные звуки». Консультация для родителей
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 06:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД