Лучший педагог года

Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста

Елена Серова
Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста

Развитие речи является одним из важнейших направлений развивающей работы с детьми в старшем дошкольном возрасте. Большую помощь в развитии связной речи детей играют приемы мнемотехники.

Цель использования приемов мнемотехники - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, которые тесно связаны с полноценным развитием речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Основной принцип - от простого к сложному.

Для детей младшего дошкольного возраста используют мнемоквадраты, на которых даются готовые обозначения с обязательным пояснением - расшифровкой.

Детям среднего возраста предлагаются мнемодорожки с условными цветовыми изображениями.

Для детей старшего дошкольного возраста используют мнемотаблицы с графическими условными знаками и предлагают самостоятельно догадаться, кто здесь изображен.

Работа начинается с простейших мнемоквадратов.

Например: Дается слово - «девочка» и его символическое обозначение:

Когда ребенок поймет, что значит зашифровать слово, предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям (рис. 1).

Рис. 1. Изображение девочки

Далее изображение можно давать в виде условной фигуры (рис. 2).

Рис. 2. Изображение «большая машина»

Когда ребенок будет называть сочетания слов по своим символам, можно переходить к запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. Например, «Маленькая девочка стоит» (рис. 3).

Рис. 3. Маленькая девочка стоит

Когда дети усвоят отдельные изображения слов и фраз, переходим к мнемодорожкам, работая с ними над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой, коротким рассказом (рис. 4).

Рис. 4. Мнемодорожка «Как мне Дед Мороз подарок подарил»

На следующем этапе переходим к работе с мнемотаблицами.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу (рис. 5).

Рис. 5 Мнемотаблица «Весна пришла»

Работа с мнемотаблицей состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Перед занятием провожу большую предварительную работу (педагога и детей) :

- подготовку дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

- обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

- подготовку оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;

- выбор приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия детям помогаю вопросами: «А что ты знаешь об этом?» или «Кто еще знает об этом что-нибудь интересное?»

В занятия часто включаю различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т. д.

Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом помогают также мнемотаблицы (из книги «Учимся по сказке» Т. В. Болыпевой) и схемы-модели (из книги «Веселые встречи» Л. Е. Белоусовой, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала.

Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц.

Если Т. В. Болыпева предлагает готовые мнемотаблицы для составления рассказов, то Т. А. Ткаченко предлагает детям самим зарисовать символы в предложенную ею схему-модель.

Схему-модель Т. А. Ткаченко можно использовать со старшей группы. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.

Провожу следующие этапы работы со схемой-моделью:

- учу детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учу зарисовывать предметы и явления природы;

- самостоятельно, с помощью знаков-символов, учу заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

- закрепляем изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему – модель.

Для закрепления полученных знаний также использую с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей.

Работа по каждой теме проводится в течение четырех занятий, на которых использую различные формы и методы работы, продумываю последовательность заданий, их разнообразие, смену видов деятельности (работа с мнемотаблицей, проведение опытов, дидактических игр, отгадывание загадок, лепка, рисование, аппликация и др.).

Как показывают результаты опыта моей работы, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

- вызвать у детей желание общаться, рассказывать об увиденном, услышанном, сочинять сказки;

- расширить круг знаний об окружающем мире, развить творческие способности;

- активизировать словарный запас;

- помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед группой.

Так, работая с мнемотаблицами можно легко заметить, как дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст; опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. Совместно с родителями дети изготовили мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы, круглого года и т. д.

Таким образом, речевая деятельность детей значительно активизируется в процессе работы с мнемотаблицами и другими графическими изображениями.

Следовательно, использование приемов мнемотехники в работе по развитию связной речи детей, по нашему мнению, является эффективным поскольку:

- наглядное моделирование облегчает детям старшего дошокльного возраста овладение связной речью, т. к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

- приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

- дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Публикации по теме:

Использование наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей дошкольного возраста Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью.

Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами «Коррекция речевого развития у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике «Оригами». Береза Т. И Рылова В. П. Детский.

Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования подвижных игр Введение По мнению ряда ученых, в настоящее время возникли существенные противоречия между декларируемыми целями физического воспитания,.

Система работы педагога по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализовано-игровую деятельность Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных.

Сюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Конспект мастер-класса «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Конспект мастер-класса для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Цель: ознакомление.

Перспективное планирование по использованию приёмов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Данный перспективный план направлен на развитие у детей связной речи в совместной деятельности с педагогом. Актуальность.

Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Родительское собрание «Развитие речи и памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» (Слайд 1) Цели: • ознакомление родителей.

Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста Тема: «Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста». Цель: развитие связной речи дошкольников.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники 1.2. Актуальность опыта Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система использования мнемотехники в процессе развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 20:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД