Система Карла Орфа. Элементарное музицирование — как одно из средств развития чувства ритма

Виолетта Левина
Система Карла Орфа. Элементарное музицирование — как одно из средств развития чувства ритма

Научными исследованиями доказано, что любой музыкальный звук вызывает у человека сокращение мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием, речью. Поэтому движение и речь должны участвовать как важнейшие и обязательные компоненты в музыкальном воспитании.

Музыка, слово и движение образуют неразделимое единство в концепции К. Орфа. Чередовать речь и пение для детей так же естественно, как и просто играть. Элементарное музицирование доступно всем.

Основу методики элементарного музицирования с детьми составляет – формирование метроритмического чувства (чувства темпа, метра, ритма, формы). Среди них главный – чувство равномерной метрической пульсации, ощущение внутреннего времени музыки. Ребенок, не слышащий метра, плохо двигается, невыразительно интонирует, т. к. не ощущает движения мелодической линии, не чувствует формы. Для игры в ансамбле он становится проблемным участником.

Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. На это должно быть направлено основное внимание педагога. Задание ощутить метр, отметить его разными способами в пении, инструментальной музыке, речевых и двигательных упражнениях даются детям на каждом занятии.

В работе над ритмом надо придерживаться определенной последовательности:

1. Равномерное метрирование музыки.

2. Выделение сильной доли (акцента).

3. Освоение ритмических рисунков.

Основными видами деятельности на занятиях элементарным музицированием являются активные формы: пение, игра на детских инструментах, речевые упражнения и движение (пластический жест).

Системное проявление принципа «от простого к сложному» означает, что мелодия, начинаясь с ритмизованной речи, затем переходит к декламации; шумовой аккомпанемент предшествует самому простому – звуковысотному; слово и движение предшествует чистому восприятию музыки.

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МУЗЫКА – это значит, состоящая из первичных, коренных элементов, Это простейший материал в простейших формах. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть. В ней есть все то, что близко ребятам:

- своя веселая поэзия;

- простейшие движения, доставляющие им огромную радость;

- пение, переходящее в речь;

- речь, переходящая в пение от избытка чувств.

К. И. Чуковский писал, что "дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в смысл. Их увлекает ритмика и созвучие стиха. " Он также подметил, что детские стихи неотделимы от пляски, они ее организуют.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ДВИЖЕНИЯ - это шаг, бег, покачивания, повороты, прыжки, кружения, наклоны, которые придумывают дети свободно, легко. Простейшие движения, доступные малышу, становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, Скорости, траектории в пространстве, выразительности поз и жестов. Элементарные движения в концепции К. Орфа имеют основополагающую роль в формировании чувства ритма, которое имеет в своей основе моторную природу. Восприятие ритма вызывает многообразие двигательных ощущений: сокращение языка, мышц головы, пальцев ног и т. д. Внимание к метру в концепции К. Орфа – первостепенное. Движение здесь является обязательным и незаменимым средством.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ СЛОВЕСНЫЕ ТЕКСТЫ – многообразный мир простейших форм языка. Это опыт и мудрость поколений, прошедшие через века. Такая поэзия духовно соответствует ранним ступеням развития ребенка. Имена, ритмующиеся созвучия, считалки, баюканье в колыбельных – это виды элементарной поэзии, которые легли в основу детских песен. Применение речи в обучении детей – один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся – темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, динамика, фактура, форма.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Игровой мир можно озвучить простейшими инструментами. Используется собственное тело (голос плюс игра своего тела «звучащие жесты»): щелчки пальцами, притопы ногами, хлопки в ладоши, шлепки по коленям, удары ладонями по груди и бедрам. Простейшие ударные – шумовые и звуковысотные (барабаны, румбы, кастаньеты, ксилофоны). Специально созданные – шумовые, ударные (связки ключей, пуговиц, шуршащая бумага, орехи, коробочки). Воспитание чувств ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием элементарных инструментов обладают очень высокой эффективностью.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ – это игры для формирования определенных навыков социального общения. Использование их на занятиях по элементарному музицированию с дидактической целью позволяет решать целый комплекс педагогических, нравственных и психологических задач. Эти игры не только помогают созданию нужной атмосферы, снятию внутренних зажимов, но и способствуют воспитанию у детей толерантности, развивают навыки общения и регуляции совместной деятельности. Богатым и мудрым источником коммуникативно-двигательных игр является фольклор любого

Радость детей от участия в совместном музицировании, их раскованность, свобода, удовольствие от слаженной «работы» чувства и мысли, творческое вдохновение не могут оставить равнодушным педагога, искренне любящего детей и желающего не только учить, но и развивать их.

Литература:

1. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа - М.: Изд. «Астрель», 2000. – 160 с.

2. Тютюнникова Т. Э. «Бим, Бам, бом» ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»», С- Петербург, 2003г.

Публикации по теме:

Развитие чувства ритма с помощью использования русского геометрического орнамента в аппликации Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка (интеллектуальное,.

Использование педагогической технологии Карла Орфа в организации предметно-пространственной среды Форма проведения: доклад Участники: воспитатели и музыкальные руководители ДОУ. Цель: развитие мотивации по использованию системы элементарного.

Элементарное музицирование с детьми старшего дошкольного возраста Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Деревянные истории». Автор конспекта.

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма у старших дошкольниковМузыкально-дидактические игры для развития чувства ритма у старших дошкольников 1. Игра "Волшебный узор" (на развитие ритмического слуха). Цель игры: развитие ритмического слуха, развитие внимания; учить точно воспроизводить.

Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей «Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей». «Истоки способностей.

Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей Нетрадиционная техника (квиллинг) как одно из средств развития мелкой моторики рук и творческих способностей детей». «Истоки способностей.

Открытое музыкальное занятие в старшей группе «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма» Открытое музыкальное занятие в старшей группе на тему: «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса и чувства ритма».

Программа по самообразованию «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста» МБДОУ детский сад №16 «Жемчужинка» 2015г. План по самообразованию музыкальных руководителей Фокиной Г. А., Ретиной А. Е. «Развитие чувства.

Развитие чувства ритма у детей через игрыРазвитие чувства ритма у детей через игры В детской психологии хорошо известна значимость становления слуха и формирования ритмических способностей. Если чувство ритма несовершенно,.

Выступление на РМО «Музыкальная игра как одно из действенных средств музыкального развития ребенка» 1 слайд: «Музыкальная игра, как одно из действенных средств музыкального развития ребенка». 2 слайд: «Музыкальное воспитание –это не воспитание.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Космос
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система Карла Орфа. Элементарное музицирование — как одно из средств развития чувства ритма
Опубликовано: 28 мая 2016 в 22:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформляем паспорт группы (заключительная часть)
10. УГОЛОК ТРУДА. 1. Уголок дежурства с кармашками; картинки. 2. Инвентарь для дежурства по столовой: фартуки, шапочки, совки, щётки. 3. Инвентарь для...
Круги Луллия «Эмоции-музыка-цвета»
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных...
Проект «Маленькими ручками — целый мир»
Проект «Маленькими ручками – целый мир». Паспорт проекта. Участники проекта: дети младшей группы «Колокольчик», воспитатель. Вид проекта:...
Фотоотчет «Театр глазами детей»
Там есть сцена и кулисы, И актеры, и актрисы, Есть афиша и антракт, Декорации, аншлаг. И, конечно же, премьера! Догадались вы, наверно. Это всё -...
Фотоотчет о занятиях в средней группе, посвященных празднованию Дня Победы
День победы - это особый, очень важный для каждого русского человека, один из самых любимых и главных праздников в нашей стране! Именно поэтому очень важно...