МААМ-картинки

Система мониторинга в соответствии с ФГТ

Светлана Торопова
Система мониторинга в соответствии с ФГТ

В настоящее время общество и государство предъявляют к образованию принципиально новые требования и 10.03.2010 г. вступил в силу приказ № 655 от 23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей: обязательной части и части формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть включает в себя:

• организацию пребывания детей в ДОУ;

• содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей;

Публикация «Система мониторинга в соответствии с ФГТ» размещена в разделах

• содержание коррекционной работы;

• планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы (промежуточная и итоговая оценка);

• и систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Для всех сторон жизни социума огромное значение имеют те способности и качества личности, которые закладываются образованием, в том числе дошкольном. В связи с этим актуальными становятся вопросы о системе мониторинга за результатами образовательной деятельности.

Понятие “мониторинг” не имеет однозначного толкования, а изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности человека.

В рекомендациях Минобразования РФ (от 11 июня 1998 г. № 33) дано определение: “Мониторинг – постоянное наблюдение за нормированной деятельностью объектов инспектирования; сбор, системный учет, обработка и анализ, хранение, обновление и накопление информации для формирования необходимых решений по объекту инспектирования”.

В инструментарий педагогического мониторинга включается:

• система координат или контрольные точки сравнение с которыми будет даваться характеристика динамики развития объекта;

• сбор необходимой информации через: опросы (анкетный, выборочный, прессовый, репрезентативный, социометрический, экспертный и т. д.); анализ (документов, компонентов; последовательный, причинный, системный, структурно-функциональный и т. д.); наблюдение (систематическое, случайное, стандартизированное и т. д.) и другие методы исследования;

• формирование "банка данных", куда поступает получаемая информация;

• специальные (компьютерные) программы, помогающие в сборе и обработке данных (к сожалению, пока в силу остаточного принципа финансирования образование не в состоянии технически оснастить мониторинговые исследования в полном объеме).

Рассмотрим мониторинг (психолого-педагогический) как метод оценки итоговых и промежуточных результатов освоения Программы.

Планируемые результаты освоения Программы представляются по интегративным личностным качествам воспитанников.

Мониторинг уровней освоения Программы проводится 2 раза в год (промежуточный, итоговый, по показателям и критериям, представленных интегративными личностными качествами по возрастным группам.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на: итоговые и промежуточные.

Промежуточная оценка (два раза в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; т. е. результаты мониторинга.

Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Проводится ежегодно в подготовительной к школе группе.

В соответствии с ФГТ: “Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ним, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.

Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Рассмотрим систему мониторинга образовательного процесса в программе “От рождения до школы”

К программе “От рождения до школы” вышло пособие “Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. Тетрадь для мониторинга детского развития” (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.

До конца 2012 года планируется выпуск тетрадей для мониторинга детского развития для всех групп детского сада, начиная со второй младшей группы, а также компьютерная программа на CD-диске, которая позволит проводить анализ динамики развития ребенка, а также сравнивать интегративные показатели по группе и по детскому саду в целом.

В представленной системе мониторинга отражены современные тенденции, связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного образования.

В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки (оценки, основанной на мнении человека, проводящего с ребенком много времени (педагог ДОУ, родители, о том или ином его качестве). М-д наблюдения.

Тестовый подход не учитывает особенностей социального окружения детей и прогнозы, которые строятся на его результатах, весьма условны.

В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.

Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности, а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы (психологи, мед. работники и др., то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.

В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.

И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им понятны и родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Мониторинг проводится педагогом ДОУ. К заполнению разделов, в которых требуется оценка состояния здоровья дошкольника, привлекается мед. работник. В случае необходимости мониторинг может быть дополнен результатами обследования психологом и другими специалистами.

Оценка детского развития осуществляется в три этапа. Итоги отражаются в тетради, которая заполняется на каждого ребенка группы детского сада.

Все характеристики детского развития объединены в девять разделов. Каждый из них характеризует одно из интегративных качеств детского развития, определенного Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

На первом этапе оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству. Для этого заполняются соответствующие таблицы, представленные в тетради. Каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 3 баллов.

На втором этапе суммируются полученные ребенком баллы по каждому разделу. На основании суммы баллов определяется итоговое значение, характеризующее развитие соответствующего интегративного качества (от 1 до 5 баллов). На основании итоговых значений заполняется сводная таблица результатов мониторинга и строится диаграмма развития интегративных качеств.

На третьем этапе проводится качественный анализ развития ребенка, основная задача которого — определение проблемных моментов детского развития.

Подводя итоги мониторинга, педагог заполняет сводную таблицу результатов и строит диаграмму развития интегративных качеств.

Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка. Для этого он отмечает в диаграмме количество набранных дошкольником баллов по каждому интегративному качеству и соединяет показатели линией.

На диаграмме проведена горизонтальная пунктирная линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству располагается ниже этой линии, то необходимо провести дополнительную оценку развития данного качества другими специалистами. (Если результат по одному или нескольким интегративным качествам ниже 2 баллов, то требуется корректирующая работа педагога. Если результат ниже 1 балла, то требуется внимание специалиста.)

Если будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Презентация для педагогов «Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ» Презентация "Организация и планирование образовательного процесса в соответствии с ФГТ" создана после выхода в свет Приказа Министерства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система мониторинга в соответствии с ФГТ
Опубликовано: 10 мая 2013 в 06:12
+142Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 130.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД