Лучший педагог года

Система наставничества в дошкольной образовательной организации

Марина Столярова
Система наставничества в дошкольной образовательной организации

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОГРАНИЗАЦИИ

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, к его активной социальной и профессиональной позиции. Начинающие педагоги имеют те же обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные коллеги, а воспитанники и их родители, сотрудники, руководство ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Публикация «Система наставничества в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

В нашей ДОО разработана и успешно реализуется Программа «Наставничество» (далее - Программа, целью которой является обеспечение постепенного вовлечения молодых педагогов во все сферы профессиональной деятельности, повышение педагогического мастерства.

В процессе реализации Программы для меня как наставника это служит стимулом к профессиональному росту.

Ежегодно в ДОО проводится анкетирование молодых педагогов по выявлению уровня методической, педагогической, профессиональной грамотности педагога, а также по вопросам самообразования. Изучается мотивационная направленность педагогической деятельности с использованием психолого-педагогических методик. На основе интерпретации диагностических материалов разрабатываем план работы с наставляемым, а также индивидуальный план самообразования.

Используем следующие формы работы с наставляемым :

- беседа, изучение нормативно-правовой базы, ведение документации;

- работа в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника (демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д.);

- подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;

- индивидуальная информационная поддержка преподавателей в соответствии с их запросами;

- участие в конференциях и конкурсах разных уровней;

- взаимопосещения занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации, содержания воспитания и обучения, методов работы;

- выполнение индивидуальных тем самообразования.

Также применяем такую форму работы, как открытые просмотры, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей воспитательно-образовательного процесса.

Наиболее продуктивной формой считаем обучающие семинары, где основное внимание уделяется повышению теоретической подготовке молодого педагога, а также мастер-классы, основная цель которых – передача педагогического опыта, авторских находок.

Семинары - практикумы направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.

В своей работе наставника с наставляемым опираемся на принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования :

- образовательную деятельность строится на основе индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;

- в образовательных отношениях ребенок является полноценным участником;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и формируем познавательные интересы и познавательные действия детей в различных видах деятельности;

- вовлечение родителей в образовательное пространство группы.

С целью реализации этих принципов способствуем освоению молодым педагогом современных образовательных программ и технологий:

• Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования, СП;

• Авторская парциальная программа по театрализованной деятельности «Театральная палитра» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет, автор Столярова М. Е. ;

• Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 - 7 лет «Цветные ладошки», автор И. А. Лыкова;

• «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», автор О. С. Ушакова;

• «Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет» Л. В. Куцакова и другие.

Ориентируем молодого педагога на творческое использование как традиционных, так и инновационных педагогических технологий в своей деятельности: ТРИЗ, творческие технологии по использованию НТР, творческие технологии по театрализованной деятельности, «Занимательная математика для дошкольников» Т. И. Ивановой, З. А. Михайловой, технология обучения детей ОБЖ Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, опытно-экспериментальная деятельность, технологии экологического воспитания, Н. Н. Авдеева, современная технология развития речи дошкольников О. С. Ушаковой.

Передаём свой педагогический опыт в использовании проектного метода для развития у детей любознательности, самостоятельности, инициативности, метода экспериментирования при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми. В процессе опытов у детей формируются элементарные понятия и умозаключения, критическое мышление. С целью обогащения закрепления и активизации имеющихся знаний у детей предлагаем наставляемому активно использовать такую форму работу, как коллекционирование.

Осуществляем методическое сопровождение деятельности молодого педагога по проведению дидактических игр, развлечений, выставок, экскурсий с целью формирования основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.

Развиваем интерес наставляемого к методике построения и организации учебного процесса, привлекая к реализации авторской парциальной программы по театрализованной деятельности «Театральная палитра» с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет, направленной на развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность. Театр учит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Современный мир невозможен без информационно-коммуникативных технологий. Способствуем освоению молодым педагогом цифровых технологий, применению их в воспитательно - образовательной деятельности : презентации, электронные дидактические пособия, видеоклипы, обучающие мультфильмы.

В рамках мастер-классов демонстрируем применение здоровьесберегающих технологий: корригирующие упражнения, танцетерапия, дыхательная гимнастика, самомассаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, цветотерапия, песочная терапия; а также мастер-классы по конструированию с разными видами конструктора.

Самый основной вид деятельности детей – игра, на которую ориентирован весь воспитательно-образовательный процесс. В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно. Большое внимание в работе с наставляемым уделяем подготовке и проведению игр, созданию новых авторских дидактических развивающих игр.

Обращаем внимание молодого педагога при работе в подготовительной к школе группе преемственности между дошкольным и начальным образованием через организацию взаимодействия с начальной школой.

В русле требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования вовлекаем родителей в единое образовательное пространство группы. Родители – активные участники образовательного процесса. Совместно с наставляемым реализуем различные формы работы с родителями: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, праздники, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников, психологический тренинг - интерактивное общение с родителями, «виртуальная приёмная».

Анализ наставнической деятельности даёт возможность определить, какова динамика профессионального развития наставляемого, и удовлетворённости наставника своей деятельностью.

Показателями эффективности наставнической деятельности являются:

- сформированность у молодого педагога потребности в непрерывном самообразовании;

- приобретение и развитие педагогических талантов и инициатив;

- освоение современных программ, цифровых технологий;

- результативность участия молодого педагога в научно-исследовательской работе;

- результативность участия в различных конкурсах педагогического мастерства;

- сформированная потребность в анализе результатов своей профессиональной деятельности;

- повышение интереса к методике построения и организации результативного учебного процесса.

- творческое использование инновационных педагогических технологий и передового педагогического опыта в своей деятельности.

Таким образом, наставническая деятельность с молодым воспитателем позволяет ему адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Спасибо за внимание!

Литература

1. Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. – М. : 2007.

2. Голицина Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. – М. : 2004.

3. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования, СП.

4. Программа «Наставничество» - образовательная программа дошкольного образования, СП «Детский сад №31» ГБОУ СОШ №13 «Центр образования» г. о. Сызрань.

5. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ. – СПб. : 2012.

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Солнечная система»Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3–4 лет по пальчиковому рисованию «Солнечная система» Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 3-4 лет. Пальчиковое рисование. Тема: «Солнечная система» 1. Цель: формирование.

Конспект педагогического совета «Высоко в дошкольной образовательной организации» Конспект педагогического совета по ВСОКО в ДОО Проведите педагогический совет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации». по готовому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система наставничества в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 18:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД