Система оздоровительной работы «Лучики здоровья» в дошкольном учреждении

Елена Еремеева
Система оздоровительной работы «Лучики здоровья» в дошкольном учреждении

Еремеева Е. П., воспитатель 1 категории МАДОУ «Детский сад №70» г. Чебоксары

«Я не боюсь еще раз повторить: Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский.

Все, что приобретено в детстве, сохраняется на всю жизнь. Это касается и здоровья. В этот период у детей закладываются основные навыки по формированию здоровья, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Целью всей моей оздоровительной работы в группе является укрепление и сохранение здоровья детей, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств. Данная система направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников и их родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Оздоровительная система, реализуемая в моей группе, имеет 3 направления: профилактическое, организационное и психолого-педагогическое. Основным отличием от других подобных систем является использование инновационной БОС-технологии. В комплексе вся оздоровительная система позволяет значительно снизить заболеваемость и повысить психологический комфорт детей в группе. Основными принципами, которыми я пользуюсь при реализации системы оздоровления «Лучики здоровья», являются:

1. принцип научности – все предложенные и используемые мероприятия научно обоснованы и практически апробированы, направлены на укрепление здоровья детей;

2. принцип доступности – основывается на том, что игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, а значит, понятным и доступным для ребенка; все мероприятия проходят в игровой форме;

3. принцип активности и сознательности – польза может быть только в том случае, когда взрослые и дети осознают, что и для чего они делают; педагог совместно с родителями нацелен на поиск новых эффективных методов оздоровления себя и детей и применение найденных методов на практике;

4. принцип интегрированности – решение оздоровительных задач в системе «детский сад – дом» и во всех видах деятельности;

5. принцип адресности и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, участвующих в оздоровлении.

Вся работа начинается с создания предметно-развивающей среды. В группе имеются традиционный физкультурный инвентарь, а также изготовлено нестандартное спортивно-игровое оборудование: дорожки здоровья, оборудование для профилактики плоскостопия, атрибуты для развития двигательной деятельности детей. Особенно детям нравятся игры на профилактику плоскостопия: рисование ногами, «разорви газету», «собери платочки ногами» и многое другое.

Главная роль отводится технологии «БОС-Здоровье – Учимся и оздоровливаемся» (БОС – биологическая обратная связь). В деятельность группы внедрена дыхательная гимнастика по методу Сметанкина. Целью данного мероприятия является гармонизация работы дыхательной и сердечнососудистой системы, что помогает ребенку правильно овладеть речью, избежать трудностей при подготовке к школе, снизить заболеваемость, сформировать навыки, необходимые для восстановления и укрепления здоровья, и осуществить контроль за собственным дыханием. Остановимся на этом поподробнее.

Для использования оздоровительного компонента обучения я использую электронные пособия «Здоровая азбука» и «Здоровая математика». Обучение детей по предлагаемой инновационной методике существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение заболеваний ОРЗ и гриппом в 3-4 раза). Эффективно применяется в обучении детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Использование учебного электронного пособия помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация[8-9].

Применение игры также является базой инновационной технологии Александра Сметанкина «Учимся и оздоровливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Эта технология включает в себя два одновременных процесса – обучения и оздоровления, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе[2-3]. При этом учебно-электронные пособия («Здоровая математика», «Здоровая азбука», «Окружающий мир») дают возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту[8-9]. Дети в группе с огромным интересом знакомятся с предлагаемым материалом. Эти учебные электронные пособия были рекомендованы родителям для занятий с детьми дома.

Таким образом, благодаря использованию здоровьесберегающей технологии «БОС-здоровье», включая и новую образовательную составляющую «Учимся и оздоровливаемся», я добилась значительных результатов в оздоровлении детей: снижения уровня заболеваемости детей, расширения знаний детей о здоровом образе жизни, формирования у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, сформированности у детей устойчивого интереса и ценностного отношения к физической культуре. Наряду с этим успешно решались и образовательные задачи по всем направлениям развития ребенка.

Литература:

1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.

2. Дубровская Ю. А., Крупин Д. В. Инновационная технология Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся» как способ решения проблемы интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Армавир, 2009. – с. 31-33.

3. Дубровская Ю. А., Крупин Д. В., Пулукчу А. И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009. – с. 42-50.

4. Крупин Д. В., «Игра как необходимое условие реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина «БОС – здоровье» в образовательном процессе детей дошкольного и школьного возраста // НОУ Институт биологической обратной связи. СПб, 2009. URL: http://spb.repclub.ru/article/31/

5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 96 с.

6. Сметанкин А. А. Дыхание по Сметанкину. СПб.: ЗАО Биосвязь, 2007. – 160 с.

7. Сметанкин А. А. Здоровье на 5+. СПб.: ЗАО Биосвязь, 2007. – 160 с.

8. Книга «Учимся и оздоравливаемся» с учебно-электронным пособием «Здоровая математика» для детей дошкольного возраста. Темы: «Высокий и низкий», «Узкий и широкий». СПб.: ЗАО Биосвязь, 2009. – 16 с.

9. Книга «Учимся и оздоравливаемся» с учебно-электронным пособием «Здоровая азбука» для детей дошкольного возраста. СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2009, – 24 с.

Публикации по теме:

Презентация работы по самообразованию. Презентация работы по самообразованию. Тема работы "ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Система оздоровительной работы «Лучики здоровья» в дошкольном учреждении
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 14:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Наше оригами — творчество
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию работы детей, выполненные в технике оригами, которые были сделаны детьми на занятиях кружка по оригами "Бумажные...
Сценарий районного мероприятия. Фестиваль детского творчества «Радуга талантов»
Сценарий районного мероприятия Фестиваль детского творчества "Радуга талантов" Сценарий районного мероприятия детского творчества «Радуга талантов»...
Беседа «Завтра мы идём в театр»
К большому сожалению, нечасто наши дети бывают в настоящем театре. А ведь в Казани два прекрасных театра для детей, каждый из которых имеет почти вековую...
Музыкально-спортивное развлечение «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Цель развлечения: создать у детей доброе и радостное настроение от участии в веселом мероприятии. Способствовать созданию благоприятной атмосферы в...
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга «Веселые приключения пиратов»
Фотоотчет спортивно-развлекательного досуга "Веселые приключения пиратов" Цель : Создать веселое, положительно-эмоциональное настроение, развивать...