Система патриотического воспитания дошкольников

Валентина Казаченко
Система патриотического воспитания дошкольников

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Актуальность проблемы:

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Цель патриотического воспитания дошкольников:

формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.

2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.

3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

5. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.

7. Воспитывать у дошкольников чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества.

8. Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.

Система работы

Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно- патриотического воспитания.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:

«Вместе дружная семья»

«Детский сад»,

«Труд взрослых»,

«Родной город»,

«Родная страна».

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

специально организованные занятия,

беседы,

наблюдение,

чтение художественной литературы,

сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,

тематические праздники,

целевые прогулки, экскурсии,

взаимодействие с социумом и др.

В каждой возрастной группе разработан перспективный план работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает

предметно-развивающая среда в группах, созданная педагогами нашего детского сада.

Во всех возрастных группах имеются уголки патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В уголках широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Самарской области, России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области.

С целью приобщения дошкольников к истории и культуре русского народа в детском саду создан мини-музей «Русская изба».

Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.

Задачи мини-музея:

• знакомство дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;

• знакомство с фольклором;

• расширение словарного запаса дошкольников;

воспитание у детей интереса к культуре русского народа;

• духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.

В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:

различные предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, веретено, ухват, шкатулки, самовар и др.);

старинная мебель (столы, лавки, сундуки, макет русской печи, детская колыбель;

декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);

предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись, павловопосадские платки и др.);

русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.);

куклы в русских костюмах;

народные музыкальные инструменты;

народные игрушки.

Для организации работы в мини-музее «Русская изба» педагоги детского сада используют разнообразные формы и методы:

• непосредственно-образовательная деятельность,

• слушание, разыгрывание фольклорных произведений,

• народные праздники,

• народные игры и игрушки,

• посиделки,

• выставки,

• кружковая работа,

• самостоятельная деятельность детей.

Кружковая работа

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет функционируют кружки «Веселая горница» и «Поиграй-ка», одной из задач которых является осуществление нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Фольклорный кружок «Веселая горница»

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Мы используем, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Программа кружка разработана на основе программы «Приобщение детей к истокам русской культуры» О. С. Князевой, М. Д. Маханевой.

Цель: формирование у дошкольников умений, навыков и творческих способностей детей средствами фольклора, знакомство детей с историей и культурой русского народа.

Задачи:

• Учить детей связывать слова с действиями путем драматизации сценок, сказок, посредством исполнения народных песен, хороводов, игр.

• Продолжать знакомить детей с народной мелодией.

• Развивать музыкальный слух, память, диалогическую речь.

Воспитывать любовь и интерес к русской музыке.

Кружок «Поиграй-ка» (знакомство с народными играми)

Народные игры воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучает детей быть честными правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения: наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека – гражданина своей страны.

Программа кружка рассчитана на детей 5 – 7 лет. Она разработана на основе методических рекомендаций Лялиной Л. А. «Народные игры в детском саду».

Цель: прививать детям интерес и любовь к народным играм.

Задачи:

• Расширять кругозор детей посредством знакомства с народными играми.

• Развивать ловкость, гибкость, силу, моторику, координацию движений.

• Совершенствовать все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.

Воспитывать навыки общения, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть.

Публикации по теме:

Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Система патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 10:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Женская обережная куколка «Долюшка» или «На счастье»
Доброго времени суток, мои друзья и читатели моей странички! Начну свою публикацию стихами хорошо нам с вами известной Леночки Пономарёвой: Нежно в руки...
«Наш мордовский уголок!»
Мордовский уголок в саду- это приобщение ребенка к национальной культуре:обычаям, традициям народов родного края. Именно в дошкольном возрасте...
Занятие «Домашние животные»
На доске рисунки животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, лиса. Педагог. Кто "лишний"? Как можно назвать остальных животных одним словом? (...
Летнее творчество детей старшего дошкольного возраста. Панорамная композиция...
Идея создания яркой картины для украшения группы пришла сама собой, на улице моросили дожди и хотелось чего-то яркого и весёлого. Мы с ребятами немного...
Мини-песочница для экспериментирования «Волшебный чемодан» (Фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! Этим летом, когда мы оформляли территорию на участке нашего детского сада, одна из мам принесла к нам в группу огромный...