Система патриотического воспитания дошкольников

Валентина Казаченко
Система патриотического воспитания дошкольников

Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Актуальность проблемы:

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Цель патриотического воспитания дошкольников:

формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным городом.

2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину.

3. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

4. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

5. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

6. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.

7. Воспитывать у дошкольников чувство уважения и заботы к Защитникам Отечества.

8. Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых.

Система работы

Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно- патриотического воспитания.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:

«Вместе дружная семья»

«Детский сад»,

«Труд взрослых»,

«Родной город»,

«Родная страна».

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

специально организованные занятия,

беседы,

наблюдение,

чтение художественной литературы,

сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,

тематические праздники,

целевые прогулки, экскурсии,

взаимодействие с социумом и др.

В каждой возрастной группе разработан перспективный план работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

Предметно-развивающая среда по патриотическому воспитанию

Реализовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию помогает

предметно-развивающая среда в группах, созданная педагогами нашего детского сада.

Во всех возрастных группах имеются уголки патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В уголках широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов Самарской области, России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области.

С целью приобщения дошкольников к истории и культуре русского народа в детском саду создан мини-музей «Русская изба».

Цель мини-музея: приобщать дошкольников к истории и культуре русского народа.

Задачи мини-музея:

• знакомство дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа;

• знакомство с фольклором;

• расширение словарного запаса дошкольников;

воспитание у детей интереса к культуре русского народа;

• духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников.

В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:

различные предметы быта (посуда, прялка, корзины, туеса, нитки, веретено, ухват, шкатулки, самовар и др.);

старинная мебель (столы, лавки, сундуки, макет русской печи, детская колыбель;

декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);

предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись, павловопосадские платки и др.);

русские национальные костюмы и их элементы (платье, сарафан, кокошник, венок, рубаха, штаны, пояс, головной убор и др.);

куклы в русских костюмах;

народные музыкальные инструменты;

народные игрушки.

Для организации работы в мини-музее «Русская изба» педагоги детского сада используют разнообразные формы и методы:

• непосредственно-образовательная деятельность,

• слушание, разыгрывание фольклорных произведений,

• народные праздники,

• народные игры и игрушки,

• посиделки,

• выставки,

• кружковая работа,

• самостоятельная деятельность детей.

Кружковая работа

В нашем детском саду на протяжении нескольких лет функционируют кружки «Веселая горница» и «Поиграй-ка», одной из задач которых является осуществление нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Фольклорный кружок «Веселая горница»

Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Мы используем, так называемый, «Детский фольклор», изобилующий играми, сказками, потешками, дразнилками и другими малыми фольклорными жанрами.

Программа кружка разработана на основе программы «Приобщение детей к истокам русской культуры» О. С. Князевой, М. Д. Маханевой.

Цель: формирование у дошкольников умений, навыков и творческих способностей детей средствами фольклора, знакомство детей с историей и культурой русского народа.

Задачи:

• Учить детей связывать слова с действиями путем драматизации сценок, сказок, посредством исполнения народных песен, хороводов, игр.

• Продолжать знакомить детей с народной мелодией.

• Развивать музыкальный слух, память, диалогическую речь.

Воспитывать любовь и интерес к русской музыке.

Кружок «Поиграй-ка» (знакомство с народными играми)

Народные игры воспитывают сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучает детей быть честными правдивыми. Народная игра – это детство и забавы старшего поколения: наших бабушек и дедушек. Знакомя детей с такими играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств, для формирования человека – гражданина своей страны.

Программа кружка рассчитана на детей 5 – 7 лет. Она разработана на основе методических рекомендаций Лялиной Л. А. «Народные игры в детском саду».

Цель: прививать детям интерес и любовь к народным играм.

Задачи:

• Расширять кругозор детей посредством знакомства с народными играми.

• Развивать ловкость, гибкость, силу, моторику, координацию движений.

• Совершенствовать все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.

Воспитывать навыки общения, дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть.

Публикации по теме:

Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.

Презентация к конспекту занятия «Путешествие в хантыйскую сказку» младшая группа. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение,.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Система патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 10:55
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...
Новогодний сувенир (мое творчество)
Скоро праздник к нам придет, Он нам радость принесет, И добавит в жизнь сюрпризов, Ведь он уже так сильно близок! Еще немного подождем, И встречать...
Украшение окон к Новому году.
Украшения окон на Новый год в дошкольных учреждениях уже кажется неотъемлемой частью праздничной атмосферы. И чем ближе новогодние праздники, тем больше...
Семейное Новогоднее творчество детей и их родителей. Фотоотчёт
Недавно я предлагала публикацию о том, что в нашей группе прошло очень интересное родительское собрание. Оно было интересно тем, что это было не обычное...