Получи документы

Система работы детского сада по воспитанию нравственных ценностей в семье

Елена
Система работы детского сада по воспитанию нравственных ценностей в семье

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Почему повзрослевшие дети далеко не все сохраняют добрые чувства к родителям, перестают уважать их мнение, забывают об ответственности и чувстве долга перед ними? Разве это не результат ошибок семейного воспитания?

Публикация «Система работы детского сада по воспитанию нравственных ценностей в семье» размещена в разделах

Современные молодые родители стараются обеспечить своим детям в первую очередь материальные блага, забывая при этом поговорить с ребенком, спросить про его дела, с кем он дружит, просто приласкать… А еще лучше вместе поиграть, покататься на коньках или выехать на природу. Дети быстро растут, и образовавшаяся душевная пустота приносит немало горьких минут как детям, так и их родителям…

Проблема в том, что:

• Утрачена ценность семьи, обладающей способностью передачи и поддержки присвоения личностью основ материальной и духовной культуры человечества.

• Низкий уровень педагогической культуры родителей, частые разводы, неполные семьи – эти факторы негативно влияют на сохранение психологически комфортной атмосферы в семье.

Актуальность.

Воспитание ребенка в семье, где формируются и поддерживаются духовно-нравственные и культурные ценности, предполагает целостное развитие здоровой личности ребенка как физически, так и психически, и нравственно.

Семья для ребенка — это место его рождения, первая педагогическая и развивающая среда в жизни. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Родители –первые воспитатели своего малыша, помогающие ему приобрести первый социальный опыт. Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Ребенок по своей природе добр и отзывчив. Именно это детское качество нередко притупляет бдительность родителей: им кажется, что милое их сердцу дитя сохранит это свойство навсегда. Но увы! Все, что есть в ребенке, требует постоянного ухода, иначе добрые зерна могут не только не дать всходов, но и прорасти сорняком…

Для решения этой проблемы в рамках детского сада, мы поставили цель:

Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования нравственных ценностей семьи, путем создания необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений детского сада с семьями воспитанников.

Задачи:

1. Изучить семьи и установить контакты с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

2. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через внедрение наиболее эффективных форм работы.

3. Изучить и обобщить лучший опыт семейного воспитания.

4. Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательно-оздоровительного процесса.

5. Повысить престиж детского сада и привлечь внимание родителей к дошкольному образованию, как к начальной ступени общего образования.

Были определены пути решения поставленных задач:

1. Составление социального паспорта семьи.

2. Реализация программы развития детского сада «Будь здоров, малыш!» - раздел «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию ребенка».

3. Применение технологии программы «Совершенствование оздоровительной работы с детьми, используя современные формы взаимодействия с семьей».

4. Обобщение форм и методов взаимодействия с семьей, выявление наиболее эффективных в воспитании нравственно здорового дошкольника.

Проведенные исследования методом анкетирования показали следующие результаты:

2/3 родителей от общего количества имеют высшее образование и перспективу профессионального роста, около 40% занимают руководящие должности.

«+» - такой контингент родителей предполагает достаточно сформированный уровень педагогической культуры и грамотности, а так же необходимость ее обогащения (совершенствования).

«-» -такой контингент родителей в связи с большей ответственностью и загруженностью на рабочих местах, имеет меньше свободного времени для общения с детьми.

Учитывая особенности контингента наших родителей, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными формами взаимодействия будут совместные мероприятия, в которых принимают участие дети, родители, воспитатели.

Такие формы взаимодействия практикуются нами на протяжении нескольких лет в программе развития детского сада «Будь здоров, малыш!». Раздел программы «Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию ребенка» содержит планирование следующих мероприятий с родителями:

• тематические встречи;

• совместные выставки, конкурсы;

• семинары-практикумы;

• совместные праздники здоровья;

• клуб «Здоровье».

Одним из ярких мероприятий нашей программы можно смело отметить турнир по футболу между старшими дошкольниками. В подготовке и проведении этого футбольного праздника принимали участие не только родители, дети и воспитатели, но выпускницы детского сада – юные спортсменки ДФА (Девичья Футбольная Ассоциация, которые проводили с детьми тренировочные занятия совместно со взрослыми на факультативе «Игры и упражнения с элементами спорта». В роли тренера на таких факультативах принимали участие и родители старших дошкольников, которые имели отношение к физкультуре и спорту. К футбольному турниру была подготовлена выставка совместных творческих работ «Мой веселый мячик».

Разработанная схема сотрудничества семейной программы, используется как технология, применима нашим коллективом и в настоящее время. Залогом успеха любого совместного мероприятия, является создание творческой группы инициативных родителей, которые способны самостоятельно распределить полномочия для организации и проведения какого-либо занимательного дела с детьми, продумать план действий или составить проект будущего мероприятия.

Примерами такого сотрудничества являются следующие проведенные мероприятия:

• Акция «Поможем братьям нашим меньшим» в виде поездки в природный парк «Живые алмазы Якутии»с цельюоказать посильную помощь зимующим в паркеживотным. Предварительно мы созвонились с работниками природного парка, выяснили, в чем нуждаются животные в холодный зимний период. С помощью родителей подготовили необходимые продукты и отправились в путешествие. Ребята с большой ответственностью угощали животных привезенными с собой овощами, помогали работникам парка дать корм зверям, расчищали дорожки возле загона.

• Акция «ДОБРАЯ ЗИМА ДЛЯ ПТИЦ», когда дети вместе с родителями изготавливали кормушки из различного материала. Затем эти кормушки были развешаны на территории детского сада, а также во дворах проживания дошкольников - участников акции.

Эти акции были частью совместных проектов, в которых родители принимали активное участие и неподдельный интерес. Естественное включение родителей в проектно-поисковую деятельность детей является формой налаживания контактов в системе «дети – родители – педагоги», а также помогает сплотить родителей в групповых проектах, пробудить творческий подход и живой интерес к совместной деятельности.

• Педагогический ринг «Вместе мы можем больше!», который проходил в

рамках конференции «Партнерство семьи и школы : опыт, проблемы и перспективы. Ценность педагогического ринга в том, что в процессе интеллектуальной игры были определены и предложены родителями желаемые формы взаимодействия, способствующие укреплению здоровья детей и взаимоотношений между родителями, детьми и воспитателями (День выходного дня).

• И наконец, самые любимые и детьми и родителями мероприятия в детском саду - это наши семейные праздники! Родители не просто активные участники, они же являются и составителями праздничных и игровых номеров, сценариев. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети (Семейный праздник «День рождение Белоснежки»).

Систематически анализируя совместную деятельность с родителями в данном направлении, наш педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм взаимодействия, которые представлены на слайде. Хочется отметить, что досуговое направление в работе с родителями оказалось самым предпочитаемым среди родителей, привлекательным, востребованным и полезным.

Одним из последних ярких событий в детском саду был конкурс семейного воспитания «Семья года 2012». Обратите внимание, на слайде – заседание творческой группы родителей по подготовке к конкурсу. Родителями был составлен проект конкурса, положение, определены задания для конкурсантов. Конечно же, такое мероприятие оставило неизгладимое впечатление у всех участников конкурса, организаторов и болельщиков. В интервью Алексей Коваленко (папа в семье-победителе конкурса) отметил: «У меня было такое ощущение, что этот конкурс чуть ли не самое главное событие в нашей семье после свадьбы и рождения детей». И действительно, подготовились все семьи с большой ответственностью, были организованы группы поддержки от каждой группы, все родственники пришли поболеть за своих участников, в зале чувствовалось огромная сила единения. Такое мероприятие запомнится надолго и взрослым и детям.

Не только праздники и развлечения привлекают внимание родителей. В последнее время не без интереса родители стали принимать участие в НОД дошкольников в роли сказочных персонажей, в совместной продуктивной деятельности. Можно сказать, что мы на верном пути к ФГОС, когда родители равноправные участники образовательного процесса.

«На земле Олонхо» - совместное мероприятие с детской библиотекой. Сотрудники библиотеки - родители детей нашего детского сада, объединившись с родителями - сотрудниками ДК «Алмаз» и воспитателями старших дошкольников, организовали замечательный этнический праздник.

Подводя итоги, можно сказать, что активность участия родителей в жизни детей в детском саду заметно повысилась: родителей - наблюдателей стало меньше на 18%, группа инициативных родителей пополнилась тоже на 18%. Большее число родителей ощущают себя равноправными участниками образовательного процесса, испытывают желание и интерес к участию в нем. Предпочитаемыми формами сотрудничества остаются, по-прежнему, нетрадиционные, предполагающие сплочение и укрепление семейных взаимоотношений, объединение взаимодействий родителей, детей и педагогов.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в детском саду,

приобрели опыт взаимодействия друг с другом и повысили свою педагогическую самооценку, статус семьи, укрепили родительскую любовь к детям.

Любовь родителей — величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры» Актуальность опыта Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых.

Жизнь группыЖизнь группы В группе проводится работа по нравственному воспитанию дошкольников. Дети с большой любовью заботятся о растениях, ухаживают за рыбками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы детского сада по воспитанию нравственных ценностей в семье
Опубликовано: 6 марта 2014 в 18:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД