Система работы педагога, отображающая содержание, методическое обеспечение, результативность реализации программ

Елена Шашкова
Система работы педагога, отображающая содержание, методическое обеспечение, результативность реализации программ

Содержание моей работы по музыкальному воспитанию определяется основной общеобразовательной программой муниципального автономного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 10 «Берёзка», в соответствии с третьим разделом содержания образовательной области «Музыка», направленной на развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Для достижения этой цели я реализую комплексную программу М. Б. Зацепиной «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованную Министерством образования и науки РФ для дошкольных образовательных учреждений.

Цель программы: Создание условий развития для каждого дошкольника, его родителей, самоутверждения и самореализации педагогов на основе сотрудничества, уважения к личности ребёнка, представления ему свободы развития.

Для реализации целей, методов и задач в процессе обучения по музыкальному воспитанию, я проводила мониторинг музыкальных способностей детей. Этот процесс позволил выявить динамику развития способностей ребёнка как музыкальных, так и общих.

Результаты мониторингового обследования в рамках образовательной программы

Учебный год освоили не освоили

начало учебного года конец учебного года начало учебного года конец учебного

года

2008-2009 г

75% 92% 25% 8%

2009-2010 г. 73% 95% 27% 5%

Общий средний показатель по образовательной области «Музыка»

Учебный год Начало учебного года Конец учебного года

2010-2011г. 3,5 4,7

2011-2012г. 3,4 4,5

С целью формирования у детей основ музыкальной культуры, начиная с раннего и дошкольного возраста использую парциальную программу «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Реализация этой цели обеспечивается отбором произведений музыкальной классики (отечественной, зарубежной, народной) определяющих содержание музыкального образования, а также пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разделяющим принципам.

Содержанием программы «Музыкальные шедевры» являются подлинные образцы мировой музыкальной культуры, ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей.

Система формирования основ музыкальной культуры у детей показала высокую эффективность. Она способствовала развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому развитию детей.

Результаты мониторингового обследования уровня сформированности основ музыкальной культуры

Учеб-ный год Сосредото-ченность внимания Продол-житель-ность восприя-тия Двигатель-ная актив-ность,выра-зительностьдвижений Глубина высказы-вания о музыке Вырази-тель-ность оценоч-ныхсуж-дений о красоте музыки Знания о музыке, её языке

2008 г.

Сентя-брь 89% 83% 85% 60% 65% 69%

2009 г.

Май

96% 94% 98% 86% 89% 87%

2009 г.

Сентя-брь 84% 79% 92% 51% 51% 56%

2010 г.

Май 93% 93% 96% 88% 89% 84%

Общий средний показатель

2010 г.

Сентя-брь 3,7 3,4 3,9 3,0 2,9 3,2

2011 г.

Май 4,5 4,4 4,6 4,1 4,0 4,0

2011 г.

Сентя-брь 3,4 3,7 3,2 2,8 2,9 3,0

2012 г.

Май 4,1 4,2 4,7 4,0 4,1 4,1

Для развития ребёнка, формирования средствами музыки и ритмических движений разнообразными умениями, способностями качеств личности применяю парциальную программу «Ритмическая мозаика» Бурениной.

Ведущая идея программы – использование музыкально-ритмических движений, как средства психологического раскрепощения ребёнка. Программа ориентирована не только на развитие ритмической пластики детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. Для выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей детей,состояние их эмоциональной сферы я проводила диагностику уровня музыкального и психомоторного развития детей. В процессе наблюдения оценивала проявления детей, сравнивала их между собой, и условно ориентировалась на лучшие показатели, выявленные для данной группы.

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Карта диагностики уровня музыкального и психофизического развития ребёнка

Учебный год Музы-каль-ность Эмо-цио-наль-ная сфера Прояв-ление некото-рых харак-терно-логи-ческихособен-ностейребён-ка Творчес-кое про-явле-ние Внима-ние Па-мять Под-виж-но-сть нервных про-цес-сов Плас-тич-ность Коор-дина-ция движений

2008г.

сентябрь 2,5 2,3 3,2 3,3 3,3 3,4 2,8 2,4 3,8

2009 г.

май 4,1 4,2 4,3 4,4 4,2 4,3 4,4 4,1 4,3

2009 г.

Сентябрь 3,2 3,6 3,4 3,1 3,5 3,8 2,9 3,1 4,3

2010 г.

май 4,7 4,2 4,0 4,2 4,6 4,4 4,4 4,1 4,1

2010 г.

Сентябрь 3,1 3,4 3,4 3,5 3,1 3,4 3,2 3 3,6

2011 г.

Май 4,3 4,5 4,3 4,4 4,7 4,0 4,7 4,0 4,5

2012 г.

Сентябрь 3,1 3,3 3,4 3,8 3,4 3,5 3,8 3,8 3,6

2012 г.

Май 4.3 4.4 4.5 4.3 4.1 3.9 4.0 4,0 4,7

Для развития чувства ритма, музицирования использую парциальную программу «Ладушки» Каплуновой, Новоскольцевой, В начале и в конце года в течении нескольких лет я проводила диагностику программы «Ладушки» Проведённая диагностика показала, что дети нанаучились хорошо чувствовать ритм, прохлопывать, проигрывать любое музыкальное произведение с заданным ритмическим рисунком. Научились играть в ансамбле на два-три голоса, выдерживая свой ритмический рисунок, работать с ритмическими карточками.

Результаты мониторингового обследования по программе «Ладушки»

Учебный год Млад-шая груп-па Сред-

няя группа Стар-шая группа Группа с (з. п. р) Старшая (лого) группа Подготовительная (лого) группа Подготови-тельная группа

2008г.

сентябрь

2009 г.

май 4,1 4,2 4,3 4,4 4,2 4,3 4,4

2009 г.

Сентябрь 3,2 3,6 3,4 3,1 3,5 3,8 4,2

2010 г.

май 4,7 4,2 4,0 4,2 4,6 4,4 4,6

2010 г.

Сентябрь 3,1 3,4 3,4 3,5 3,1 3,4 4,1

2011 г.

Май 4,3 4,5 4,3 4,4 4,7 4,0 4,7

2012 г.

Сентябрь 3,1 3,3 3,4 3,8 3,4 3,5 4,0

2012г.

Май 4.3 4.4 4.5 4.3 4.1 3.9 4,8

Рационально использую здоровьесберегающие и игровые технологии,а также применяю технологии:

-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

-психогимнастика (мимические упражнения; релаксация; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапия, этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной);

-дыхательная и артикуляционная гимнастика (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса);

-речевые игры, фонопедические упражнения, при помощи которых дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Перед пением песен использую чистоговорки, логопедические распевки, народные заклички, на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда.

-ритмопластика, ритмодекламация, импровизационно-двигательные танцы.

Наряду с этим я изучила авторскую технологию Ж. Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Обучение с использованием этой технологии создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

Большую помощь при подготовке материалов и проведении всех видов музыкальной деятельности мне помогает использование пакета MicrosoftOffice, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word другие приложения: PowerPoint для презентации, Publisher для оформления обложек, титульных листов. Он позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. А также средства MicrosoftOfficeDocumentScanning для сканирования, распознавания и обработки текстов и изображений.

В процессе аранжировки музыкального сопровождения к мероприятиям и создания аудиофайлов я использую программу Nero 8 и ее приложение NeroWaveEditor. Инновационные технологии по развитию музыкальности у детей органично вписываются в образовательную систему работы ДОУ. С их помощью дети приобретают уверенность в своих творческих силах, становятся более общительными, уверенными, активными. У детей появляется песенный репертуар, который постепенно расширяется. Дети учатся не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее – петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что дети хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми. Они с удовольствием участвуют в развлечениях и праздничных мероприятиях, выступают с концертными номерами перед сверстниками, родителями, приглашенными гостями. Формирование музыкальных способностей у дошкольников на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности.

С целью выявления одарённых детей по музыкальному воспитанию проводила мониторинг музыкальных способностей. По результатам диагностики сформировала группу для индивидуальной работы с одарёнными детьми, где на протяжении учебного года обучала их навыкам и умениям, которые включают в себя вокальные и хоровые навыки.

Мною проводилась диагностика развития одарённых детей по формированию певческих способностей.

Результат мониторингового обследования певческих способностей детей, уровень развития которых отличается от нормативного

Количест-во детей Начало 2010-2011 учебного года Количест-во детей Конец 2010-2011

учебного года

5 Высокий уровень 9 Высокий уровень

5 Средний уровень 1 Средний уровень

- Низкий уровень - Низкий уровень

Результат мониторингового обследования показал эффективность индивидуальной работы с детьми, уровень которых отличается от нормативного (одарённые дети). У детей развился музыкальный слух, голос, укрепился и расширился певческий диапазон. Дети приучились слышать правильное и неправильно пение, высоту звуков и их длительность.

Диагностическая карта развития выразительного пения одарённых детей подготовительной группы МДОУ №10 «Берёзка» Музыкальный руководитель:Шашкова Е. Н. Дата проведения диагностики: Сентябрь 2010 год.

Результаты диагностики уровня развития детей

№ Ф. И. ребёнка Пение лёг-ким и под-виж-нымзву-ком Пение напев-ным и про-тяж-нымзву-ком Точное инто-нирова

ниемело-дии Точное выполне-ниерит-мическо-горисун-ка Пение с дина-мичес- кими измене -ниями Смяг-чение концов

музы-каль-ных фраз Ито-го бал-лов

1 Петренко Маша 3 2 3 3 3 2 16

2 Ивахненко Маша 3 3 2 3 3 3 17

3 Зубенко Тоня 3 3 2 3 3 3 17

4 Вакуленко Алина 2 2 3 2 3 2 14

5 Макаренко Наташа 3 3 2 2 3 3 16

6 Иващенко Алёна 3 3 2 3 3 3 17

7 Стетюха Настя 2 3 2 2 3 3 18

8 Ивахненко Маша 2 3 2 3 2 2 17

9 Кот Катя 2 3 2 3 3 3 16

10 Петренко Саша 2 2 2 3 3 3 15

Высокий уровень: 3 балла (17-18 балл) Средний уровень: 2 балла (14 – 17 баллов) Низкий уровень: 1 балл (менее 14 баллов)

Диагностика развития выразительного пения с одаренными детьми показала необходимость работы над артикуляцией гласных и согласных, слушания правильного пения, высоты звуков и их длительности.

Диагностическая карта развития выразительного пения одарённых детей подготовительной группы МАДОУ №10 «Берёзка»

Музыкальный руководитель: Шашкова Е. Н. Дата проведения диагностики: Май 2011 год.

Результаты диагностики уровня развития детей

№ Ф. И. ребёнка Пение лёгк-им и под-вижнымзву ком Пение напев ным и протяжным звуком Точ-ное интонирова

ние мелодии Точ-ное выполнениеритмического ри-сунка Пение с динами-чески-ми из-менени-ями Смягче-ние кон цов му-зыкаль-ных фраз Правильная переда-ча глас –ных зву ков Итого баллов

1 Пет-ренко Маша 3 3 2 3 3 3 2 19

2 Ивах-ненко Маша 3 3 3 3 3 3 3 21

3 Зубенко Тоня 3 3 2 2 3 3 2 18

4 Ваку-ленко Алина 3 3 2 3 3 3 3 20

5 Мака-ренкоНата-ша 3 3 2 3 3 3 3 20

6 Ива-щенко Алёна 3 3 2 3 3 3 3 20

7 Стетюха Настя 3 3 2 2 3 3 3 19

8 Ивах-ненко Маша 3 3 2 3 3 3 3 20

9 Кот Катя 3 3 2 3 3 3 3 20

10 Пет-ренко Саша 2 3 3 3 3 3 2 19

Высокий уровень: 3 балла (20 – 21 балл) Средний уровень: 2 балла (18 – 19 баллов) Низкий уровень: 1 балл (16 – 17 баллов)

Публикации по теме:

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Выступление на семинаре с рабочей программой Слайд 1 Уважаемые педагоги представляю вашему вниманию рабочую учебную программу по музыкальному воспитанию детей. Слайд 2 Начинается.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Система работы педагога, отображающая содержание, методическое обеспечение, результативность реализации программ
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 10:17
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...