Папки-передвижки

Система инновационной работы по обучению детей основам безопасности

Анна Воронцова
Система инновационной работы по обучению детей основам безопасности

Система инновационной работы

по обучению детей основам безопасности

«Безопасность – наша цель»

в рамках образовательной области «Безопасность»

для детей 3 - 7 лет

Главная задача состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения. На это же нацелен и Региональный стандарт обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях основам безопасности дорожного движения.

Публикация «Система инновационной работы по обучению детей основам безопасности» размещена в разделах

Реализация программы рассчитана на четыре года. Обучение Правилам дорожного движения начинается со второй младшей группы до подготовительной, с последующим усложнением программы.

Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план программы включены различные формы взаимодействия с родителями (родительский патруль, собрания, проекты, консультации и т. д.).

Новизна: заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения, которая предусматривает поэтапную организацию образовательного процесса, участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая ценность

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, начиная со второй младшей группы.

Цель: формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

1. Формировать представления о Правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

2. Расширять и систематизировать знания детей об устройстве улицы, дорожного движения и правилах.

3. Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности.

4. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. Формировать навыки уверенного и безопасного поведения на улице и в транспорте.

Ожидаемый результат:

ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице

Характеристика основных видов деятельности дошкольника

Игровая деятельность:

подвижные игры;

дидактические игры;

настольно-печатные игры;

сюжетно-ролевые игры;

игры-драматизации и театрализованные игры;

игровые практикумы на транспортной площадке

Познавательная деятельность

Занятие:

Традиционные формы: беседы, викторины.

Инновационные формы : проектная деятельность,

сказкотерапевтический тренинг, мультимедийные презентации.

Художественная и музыкальная деятельность:

Художественно-речевая деятельность

Художественно-изобразительная деятельность

Продуктивная деятельность

Конструирование;

Моделирование

Направления работы по реализации программы

1. Создание условий:

• оформление уголков безопасности;

• подбор литературы, фотографий по ПДД;

• изготовление атрибутов к играм

• оформление макетов

2. Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:

• Экскурсии.

• Наблюдения.

• Прогулки.

• Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.

• Продуктивные виды деятельности.

• Игровая деятельность.

• Знакомство с художественной литературой.

• Развлечения, досуги.

• Проектная деятельность.

• Наставничество преемственность со школой

3. Взаимодействие с родителями:

• консультации

• беседы

• буклеты, памятки

• родительские собрания

• совместные развлечения

• проектная деятельность

• встречи, беседы с инспектором ГИБДД

• родительский патруль

На занятиях рекомендуется использовать различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:

-рассматривание картин и иллюстраций;

-составление описательных рассказов по картине;

-составление рассказов из личного опыта;

-разучивание стихотворений;

-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т. д. ;

-решение проблемных задач и ситуаций;

-слушание аудиозаписей песенок, сказок;

-просмотр фильмов, мультфильмов, мультимедийных презентаций.

На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы, используя весь имеющийся спектр возможностей для моделирования с различными материалами и заготовками.

В процессе конструктивной деятельности можно предложить детям задания на постройку элементов перекрестков, дорог, остановок с последующим повторением правил безопасного поведения.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений можно повторять правила уличного движения, связанные с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу, формировать навыки пользования планами, схемами (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме).

Беседы и викторины можно использовать при решении диагностических задач (выявление имеющихся знаний и представлений детей по данной проблеме, личного опыта ребенка) или закреплении полученных знаний.

Игровые проекты разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему. Эффективность данных мероприятий повыситься, если расширить круг участников образовательного процесса и активно привлекать к организации и проведению проектных мероприятий родителей, сотрудников ГИББД. Формой реализации проектной деятельности дошкольника могут быть:

- акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т. д.

- фоторепортажи;

- агитбригады;

- распространение разработанных в результате совместной деятельности детей и взрослых листовки, плакаты;

-оформление стенда.

При использование художественной литературы в решении задач ознакомления ребенка с миром пешеходов и водителей следует подбирать произведения, в которых наиболее ярко и точно описаны правила безопасного поведения на улице. Методика работы с художественным произведением предполагает неоднократное прочтение произведения и вовлечение детей в несложный анализ содержания, используя иллюстрации книги и подобранные специально,подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать. Учитывая особенности развития восприятия и памяти дошкольника, активно внедряйте задания на разучивание рифмованных правил или стихотворений по данной проблематике.

На занятиях по художественно-изобразительной деятельности можно организовать конкурсы рисунков, выставки поделок или макетов, изготовление атрибутов к играм. В рамках художественно-речевой деятельности целесообразно подготовить с детьми небольшие театрализованные постановки, выступления агитбригад, конкурсы стихов и рассказов.

(вторая младшая группа - первый год обучения)

Задачи:

1. Формировать представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем.

2. Познакомить с понятиями улица, дорога, светофор. умение ориентироваться в пространстве, согласовывая свои движения с определёнными правилами (на красный свет – стоять, на красный – двигаться).

3. Познакомить с различными видами транспорта: грузовой, легковой автомобили.

4. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах.

5. Закрепить навык останавливаться на краю тротуара и самому никогда не выходить на проезжую часть дороги.

Предполагаемые результаты обучения

Освоение постулатов безопасного поведения :

-по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;

-если подошёл к краю тротуара один, остановись и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги;

-дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;

-дорога таит в себе опасность;

-транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.

II этап (средняя группа – второй год обучения)

Задачи:

1 Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с правилами дорожного движения. Научить детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта.

2 Закрепить знания о разных видах транспорта, с особенностями их внешнего вида и назначения.

3 Продолжать знакомить с понятиями улица, проезжая часть, тротуар, перекресток, остановка общественного транспорта.

4 Дать представление о дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».

5 Закрепить понятие пешеход, пассажир.

6 Развивать навыки детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко.

7 Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте, на дороге.

Предполагаемые результаты обучения

Освоение постулатов безопасного поведения :

-ходить можно только по тротуару;

-при движении по тротуару необходимо соблюдать правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя бегать по тротуарам, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;

-движение на дороге регулирует светофор, улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён

-для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;

- существуют несколько видов мест пешеходного перехода : наземный, подземный переход.

III Этап (старшая группа – третий год обучения)

Задачи:

1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств.

2. Прививать правила пользования транспортным средством: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

3. Продолжать знакомить с основными терминами и понятиями дорожного движения: все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

4. Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Ожидаемый результат

ребенок, умеющий свободно ориентироваться вокруг детского сада; знающий основные термины и понятия дорожного движения, имеющий представления о дорожных знаках, соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве.

IV Этап (подготовительная к школе группа - четвертый год обучения)

Задачи:

1. Систематизировать знания об устройстве улицы, о дорожном движении.

2. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

3. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

4. Расширять знания детей о работе сотрудников ГИБДД.

5. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.

6. относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;

7. владеть навыками правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах.

8. знакомство с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам.

Ожидаемый результат:

ребенок, способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения.

Механизм реализации программы

Механизм реализации Программы предусматривает:

• проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана;

• Программа рассчитана на 4 года первый год – для воспитанников 3-4 лет (вторая младшая группа, второй год – для воспитанников – 4-5 лет (средняя группа, третий год – для воспитанников – 5 -6 лет (старшая группа, четвертый год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа);

• совместные мероприятия проводятся 1 раз в неделю для детей второй младшей группы и средней; и 2 раза в неделю - для старшей и подготовительной к школе группы;

• продолжительность совместных мероприятий во второй младшей группы 10 - 15минут, в средней группе – 15-20 минут, в старшей группе – 20-25 минут, подготовительной к школе группы до 30 минут;

• поэтапное планирование и выполнение определенных действий воспитанников направленных на изучение правил дорожного движения;

• диагностика усвоения воспитанниками проводится 2 раза в год (октябрь, апрель).

Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком Программы.

Учебный план

Для детей 3-4, 4-5 лет по изучению материала: Мероприятия по тематическому плану 27 занятий в год

Для детей 5-6, 6-7 лет по изучению материала: Мероприятия по тематическому плану 54 занятий в год.

Перспективный план работы с родителями

по правилам дорожного движения

Вторая младшая и средняя группы.

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка для родителей «Внимание - дорога»

Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…

Консультация для родителей

«Родителям о правилах дорожного движения»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фотоконкурс «Мой город»

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома

Консультация для родителей

«Легко ли научить ребенка вести себя на дороге»

«Дети и дорога»

Индивидуальная работа (привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевой игре)

Ноябрь

Памятка для родителей «Как вести себя на дороге»

Конкурс поделок из бросового материала «Автомобили»

Беседа «Дорога и ребенок»

Прогулка к проезжей части

Привлечь родителей к организации совместной прогулки.

Декабрь

Консультация «Безопасное поведение на дороге в зимний период»

Беседа «Зимний гололед»

Январь

Конкурс рисунков

Консультация «Бег через дорогу, опасности подстерегают особенно зимой»

Консультация «Детское авто-кресло - безопасность и комфорт малыша»

Февраль

Консультации:

-«Ребенок в общественном транспорте»;

-«Детское автомобильное кресло – безопасность и комфорт для ребенка»;

-«Вы, ребенок и автомобиль».

Фотовыставка «Ребенок в автомобиле».

Март

Привлечь родителей к организации прогулки

Папка передвижка «Дорога и мы»

Апрель

Консультация «Привитие навыков безопасного поведения на улице»

Прогулка на автобусную остановку

Привлечь родителей к организации прогулки

Май

Совместно с родителями праздник ПДД «Азбука пешехода»

Консультация «Отдых и ПДД»

Перспективный план работы с родителями

по правилам дорожного движения

Старшая и подготовительная к школе группа

Сентябрь

Групповое родительское собрание «Безопасность детей – забота взрослых»

Цель: ознакомление родителей с планом работы по ПДД

Папка передвижка для родителей «Скоро в школу»

Памятка для родителей «В этом возрасте ребенок должен усвоить…»

Консультация для родителей «Учите ребенка самостоятельности»

Октябрь

Анкетирование родителей

Фотоконкурс «Мой город»

Привлечение родителей к оформлению выставки и альбома

Консультация для родителей

Презентация «Правила дорожные надо соблюдать и летом их не нарушать»

Ноябрь и декабрь

Памятка для родителей «Ребенок на дороге»

Прогулка к проезжей части

Привлечь родителей к помощи в организации совместной прогулки

Январь

Конкурс рисунков, выполненных совместно родителей с детьми

Консультация «Бег через дорогу, опасности подстерегают особенно зимой»

Консультация «Детское авто-кресло - безопасность и комфорт ребенка»

Февраль

Консультация «Индивидуальный маршрут будущего первоклассника»

Март

Папка передвижка «Ребенок на улице»

Апрель Родительское собрание «Наши достижения»

Каждый месяц

Инструктаж

Родительский патруль

Отслеживание результатов взаимодействия в виде бесед с детьми

Каждый ответ оценивается по трех бальной системе

3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание

2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя

1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.

Вторая младшая группа

Вопросы к детям

1. Назови цвета светофора.

2. Покажи грузовой и легковой автомобиль.

3. Назови части автомобиля.

4. Кто управляет автомобилем?

5. Что делает водитель?

6. Где едут машины?

7. Кого перевозит автобус?

8. Где останавливается автобус?

9. Где ходят люди?

10. Где играют дети на улице?

Средняя группа

Вопросы к детям

1. Какие ты знаешь автомобили?

2. Какие автомобили называют грузовыми?

3. Назови части грузового, легкового автомобиля.

4. Что такое светофор?

5. Что обозначают сигналы светофора?

6. Как называется место, где ходят люди?

7. Как называется место, где ездят машины?

8. Что такое пассажирский транспорт?

9. Назови виды транспорта.

10. Где можно играть?

11. Почему нельзя играть на проезжей части?

12. Почему нельзя играть на тротуаре?

Старшая группа

Вопросы к детям

1. Какой транспорт перевозит грузы и какие?

2. Какой транспорт перевозит пассажиров?

3. Чем отличается автобус от троллейбуса?

4. Назови правила поведения в автобусе.

5. Назови машины специального назначения

6. Что означают сигналы светофора?

7. Что такое улица?

8. Кто является пешеходом?

9. Назови правила поведения пешеходов.

10. Что такое переход?

11. Что такое проезжая часть?

12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?

13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», 14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Подготовительная к школе группа

Вопросы к детям

1. Какой вид транспорта ты знаешь?

2. Для чего нужен пассажирский транспорт?

3. Где его ожидают люди?

4. Как называют людей, едущих в транспорте?

5. Правила поведения в автобусе.

6. Правила поведения в автомобиле.

7. Что такое перекресток?

8. Что такое «»зебра»?

9. Кто контролирует движение?

10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД

11. На какие части делится дорога?

12. Правила перехода улицы.

13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?

13. Где разрешается ездить на велосипеде?

14. Какие бывают знаки?

15. Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Публикации по теме:

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Дидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотностиДидактические игры по обучению старших дошкольников основам финансовой грамотности Дидактические игры по обучению детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности. 1. «Дорого-дёшево» Цель игры: формировать.

Дидактическое пособие по основам безопасности дорожного движения для детей среднего дошкольного возрастаДидактическое пособие по основам безопасности дорожного движения для детей среднего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРОДИЩЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «КОЛОКОЛЬЧИК» Авторская разработка многофункционального.

Картотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельностиКартотека игровых ситуаций по основам безопасности жизнедеятельности Цели и задачи: Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система инновационной работы по обучению детей основам безопасности
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 18:09
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД