Система работы по организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни

Марина Кошелева
Система работы по организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни

Игра-драматизация (иначе: театрализованная деятельность) – интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей (помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, внимания, памяти, воли) еще и развития многих умений и навыков: речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных.

Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии:

- дети знакомятся с окружающим миром через образы, расширяется и активизируется их словарь;

- исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно общаться - совершенствуется звуковая культура и интонационный строй, формируется грамматический строй речи;

- правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения – развивается диалогическая и монологическая речь;

- в игре развиваются навыки общения, умение управлять своими эмоциями, что способствует улучшению социального статуса ребенка и его взаимоотношений в социуме;

- благодаря сказке ребенок выражает собственное отношение к добру и злу, герои становятся образцами для подражания.

Кроме того, игра в сказку интересует детей довольно долгое время, если разнообразить подходы к ней.

Включение детей раннего возраста в театрализованную деятельность предусматривает ряд этапов: от восприятия художественного текста до самостоятельной игровой деятельности. Опыт показал, что работа над сказкой, от знакомства с произведением до показа спектакля занимает несколько недель (от трех до восьми). В этот период сказка легко запоминается детьми.

Первый этап театрализованной деятельности посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста. Его цель - обогащение познавательного и эмоционального опыта.

В период раннего и дошкольного детства происходит интенсивный процесс развития восприятия (Н. С. Карпинская). От точности и ясности воссозданных образов зависит глубина осмысления дошкольником сказки.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводилась работа по углублению восприятия (беседа, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения).

Материалы предметно-развивающей среды стимулировали интерес детей к общению с книгой.

На первом этапе мы сначала многократно читали и слушали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми.

Второй этап театрализованной деятельности посвящен освоению специальных умений для становления позиции актера. Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений передавать образы с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Ребенок 2-3 лет овладевает быстрее действием, чем словом, поэтому создание образа нужно начинать с поиска и выполнения характерных движений, действий персонажа. Поскольку создание образа – задача нелегкая, необходима специальная работа - образно-игровые этюды. Ступени театрализованной деятельности на этом этапе следующие:

• имитация отдельных действий человека, животных и птиц (вы – лягушата, покажите, как скачут лягушата);

• имитация нескольких действий в сочетании с передачей основных эмоций героя ;

• имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей под музыку ;

• импровизация с одним персонажем по текстам, которые читает воспитатель;

• ролевой диалог героев сказок;

• инсценирование фрагментов сказок о животных.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали ролевые диалоги всех героев. Методами руководства игрой-драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Важным условием успешности работы в данном направлении является создание предметно-развивающей среды, которую необходимо наполнять игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями. Дети начинают инсценировать сказки, если в распоряжении ребенка оказываются фигурки настольного театра или куклы би-ба-бо.

В группе создавались разнообразные виды театров: фланелеграф, ложечный и настольный театры для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов, которые позволяли создать благоприятный климат для общения, способствующий эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии, стимулирующий коммуникативную активность детей и побуждающий их к общению со сверстниками, взрослыми.

Изготавливались различные маски, шапочки, элементы костюмов для выполнения этюдов на развитие воображения, согласованности действий, внимания, умения слушать друг друга.

Подбиралась фонотека из детских литературных и музыкальных произведений.

Третий этап театрализованной деятельности посвящен самостоятельной творческой деятельности детей. Его цель - освоение ребенком игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр», которые реализуются в совместной игровой и речевой деятельности. На данном этапе осуществляется интеграция видов детской деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной и др.

На третьем этапе уже доступна игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

В игре создавались условия для развития общения между детьми: игры организовались с разным числом участников, объединялись отдельно играющие группы детей общим сюжетом. В свободное время ребенок или группа детей, не мешая другим, могли использовать все находящиеся в «театре» предметы. В результате этого развивались способы игрового общения: диалоги между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнёра. Для вовлечения детей в ролевое взаимодействие большое значение уделялось диалогам. Для этого брали сказки и стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваивались играющими, реплики дети исполняли по очереди, меняясь.

Театрализованная деятельность – это уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, родители. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей использовались разнообразные формы работы: консультации, выставки совместных работ детей и родителей, мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений.

В заключение можно выделить некоторые особенности организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни:

- театрализованные игры должны быть не продолжительны по времени и просты по своей организации;

- их можно проводить во второй половине дня, в совместной и самостоятельной деятельности детей, иногда элементы театрализации можно включать в занятия;

- в содержание игры можно включать проблемные ситуации, которые должны разрешать дети в процессе взаимодействия;

- просмотр вместе с детьми видеозаписи их игр-драматизаций вызывает огромный интерес и является стимулом речевой и творческой активности детей;

- наблюдение является основным методом диагностики речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни;

- театрализованная деятельность – хорошая основа для организации проектной деятельности в ДОУ с привлечением родителей.

Литература

1. Антипина Е. А. Театральная деятельность в детском саду. – М., 2007.

2. Доронова Т. Н. Играем в театр. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.

3. Самошина Т. Театрализованная деятельность – универсальное средство воспитания // Дошкольное воспитание. – 2011 – № 7.

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Пальчиковый театрПальчиковый театр Пальчиковый театрТеатрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Осень
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Система работы по организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни
Опубликовано: 19 июля 2013 в 16:06
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...