Система работы по организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни

Марина Кошелева
Система работы по организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни

Игра-драматизация (иначе: театрализованная деятельность) – интерактивный вид деятельности, основанный на литературном материале. Она направлена на развитие у детей (помимо ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, внимания, памяти, воли) еще и развития многих умений и навыков: речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных.

Поскольку в раннем и младшем дошкольном возрасте особо актуальными являются проблемы развития речи и коммуникации, то выбор нами театрализованной деятельности представляется целесообразным, так как она дает большой эффект в речевом и коммуникативном развитии:

- дети знакомятся с окружающим миром через образы, расширяется и активизируется их словарь;

- исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно общаться - совершенствуется звуковая культура и интонационный строй, формируется грамматический строй речи;

- правильно поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения – развивается диалогическая и монологическая речь;

- в игре развиваются навыки общения, умение управлять своими эмоциями, что способствует улучшению социального статуса ребенка и его взаимоотношений в социуме;

- благодаря сказке ребенок выражает собственное отношение к добру и злу, герои становятся образцами для подражания.

Кроме того, игра в сказку интересует детей довольно долгое время, если разнообразить подходы к ней.

Включение детей раннего возраста в театрализованную деятельность предусматривает ряд этапов: от восприятия художественного текста до самостоятельной игровой деятельности. Опыт показал, что работа над сказкой, от знакомства с произведением до показа спектакля занимает несколько недель (от трех до восьми). В этот период сказка легко запоминается детьми.

Первый этап театрализованной деятельности посвящен углубленному художественному восприятию литературного текста. Его цель - обогащение познавательного и эмоционального опыта.

В период раннего и дошкольного детства происходит интенсивный процесс развития восприятия (Н. С. Карпинская). От точности и ясности воссозданных образов зависит глубина осмысления дошкольником сказки.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводилась работа по углублению восприятия (беседа, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения).

Материалы предметно-развивающей среды стимулировали интерес детей к общению с книгой.

На первом этапе мы сначала многократно читали и слушали сказку, затем фрагментарно обыгрывали ее, делили на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми.

Второй этап театрализованной деятельности посвящен освоению специальных умений для становления позиции актера. Цель второго этапа: развитие специальных игровых умений передавать образы с помощью средств вербальной и невербальной выразительности. Ребенок 2-3 лет овладевает быстрее действием, чем словом, поэтому создание образа нужно начинать с поиска и выполнения характерных движений, действий персонажа. Поскольку создание образа – задача нелегкая, необходима специальная работа - образно-игровые этюды. Ступени театрализованной деятельности на этом этапе следующие:

• имитация отдельных действий человека, животных и птиц (вы – лягушата, покажите, как скачут лягушата);

• имитация нескольких действий в сочетании с передачей основных эмоций героя ;

• имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей под музыку ;

• импровизация с одним персонажем по текстам, которые читает воспитатель;

• ролевой диалог героев сказок;

• инсценирование фрагментов сказок о животных.

Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминали ролевые диалоги всех героев. Методами руководства игрой-драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Важным условием успешности работы в данном направлении является создание предметно-развивающей среды, которую необходимо наполнять игровыми атрибутами, элементами костюмов литературных персонажей, декорациями. Дети начинают инсценировать сказки, если в распоряжении ребенка оказываются фигурки настольного театра или куклы би-ба-бо.

В группе создавались разнообразные виды театров: фланелеграф, ложечный и настольный театры для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов, которые позволяли создать благоприятный климат для общения, способствующий эмоциональному раскрепощению, обогащению речи, развитию фантазии, стимулирующий коммуникативную активность детей и побуждающий их к общению со сверстниками, взрослыми.

Изготавливались различные маски, шапочки, элементы костюмов для выполнения этюдов на развитие воображения, согласованности действий, внимания, умения слушать друг друга.

Подбиралась фонотека из детских литературных и музыкальных произведений.

Третий этап театрализованной деятельности посвящен самостоятельной творческой деятельности детей. Его цель - освоение ребенком игровых позиций: «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр», которые реализуются в совместной игровой и речевой деятельности. На данном этапе осуществляется интеграция видов детской деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, музыкально-художественной и др.

На третьем этапе уже доступна игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

В игре создавались условия для развития общения между детьми: игры организовались с разным числом участников, объединялись отдельно играющие группы детей общим сюжетом. В свободное время ребенок или группа детей, не мешая другим, могли использовать все находящиеся в «театре» предметы. В результате этого развивались способы игрового общения: диалоги между персонажами, ролевые действия с учётом роли партнёра. Для вовлечения детей в ролевое взаимодействие большое значение уделялось диалогам. Для этого брали сказки и стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваивались играющими, реплики дети исполняли по очереди, меняясь.

Театрализованная деятельность – это уникальный вид сотрудничества, в ней все равны: ребенок, педагог, родители. Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей использовались разнообразные формы работы: консультации, выставки совместных работ детей и родителей, мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол, участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений.

В заключение можно выделить некоторые особенности организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни:

- театрализованные игры должны быть не продолжительны по времени и просты по своей организации;

- их можно проводить во второй половине дня, в совместной и самостоятельной деятельности детей, иногда элементы театрализации можно включать в занятия;

- в содержание игры можно включать проблемные ситуации, которые должны разрешать дети в процессе взаимодействия;

- просмотр вместе с детьми видеозаписи их игр-драматизаций вызывает огромный интерес и является стимулом речевой и творческой активности детей;

- наблюдение является основным методом диагностики речевого и коммуникативного развития детей третьего года жизни;

- театрализованная деятельность – хорошая основа для организации проектной деятельности в ДОУ с привлечением родителей.

Литература

1. Антипина Е. А. Театральная деятельность в детском саду. – М., 2007.

2. Доронова Т. Н. Играем в театр. Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.

3. Самошина Т. Театрализованная деятельность – универсальное средство воспитания // Дошкольное воспитание. – 2011 – № 7.

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Пальчиковый театрПальчиковый театр Пальчиковый театрТеатрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений (сенсорики, чувств, эмоций, мышления, воображения,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Система работы по организации игр-драматизаций с детьми третьего года жизни
Опубликовано: 19 июля 2013 в 16:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...