Папки-передвижки

Педсовет «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Олеся Тявкина
Педсовет «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Повестка дня:

1. Итоги тематической проверки. (зам. зам. по ВМР)

2. Доклад зам. зав. по ВМР «Воспитать патриота» (слайдовая презентация)

3. Доклад «Музыка, как средство патриотического воспитания» - муз. руководитель.

4. Педагогический брифинг (вопрос-ответ)

Публикация «Педсовет „Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах

5. Трененг – игры по формированию у детей дружеских взаимоотношений. («Ст. восп-ль» №11/2010)

6. Обратная связь (проект решений)

Ход педсовета

Слайд 1

Слайд 2

В Российской педагогической энциклопедии (М., 1999. Т. 2. С. 109) патриотизм трактуется как (от греч. patris — Родина, Отечество) “социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма., выражаемое прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой малой родине, привычному укладу жизни, известно уже сдревности”.

Это определение мало чем отличается от давно известного нам, традиционного, однако бросается в глаза то, что из содержания понятия “патриотизм” исключена готовность к самопожертвованию во имя Родины. И произошло это, по-видимому, потому, что общество нуждается в более гуманном отношении к человеку. Не только человек обязан беззаветно служить Родине, но и она должна оставаться для него родной матерью даже в самые критические моменты своей истории, когда решается ее судьба.

Слайд 3

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Слайд4 (задачи)

Задачи дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

- развитие чувства ответственности гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Слайд 5 (схема работы)

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду построена следующим образом.

Семья Детский сад Родная улица Родной город Страна, столица,

символика

Идти надо от близкого к далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация.

Безусловно, данная схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу, включающую воспитание у детей любви к родной природе, уважения к труду, людям независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности. Все эти задачи присутствуют, как бы в нутрии системы работы по патриотическому воспитанию. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее ему доступны: природа и мир животных, детского сада, родного города, края; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем факты к которым привлекается внимание детей должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, будить воображение. Педагог должен продумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

Слайд 6 (принципы)

Решая задачи по патриотическому воспитанию дошкольников, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей, учитывая следящие принципы:

«Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);

Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

Рациональное сочетание разных видов деятельности. Адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Деятельный подход;

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно проводить тематически (например: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т. д.) Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, праздники, развлечения и т. п. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Причем темы должны повторяться в каждой группе. Изменяются лишь их содержание, объем познавательного материала, сложность, длительность изучения. Систематическое изложение материала сознательно идет от близкого понятного ребенку к более сложному и определяется возрастными особенностями детей (их отношению к самим себе)

Отдельные темы желательно приурочивать к тем или иным событиям и праздникам, например, знакомство с правами ребенка – в декабре (перед Днем Конституции, занятие о богатырях русских – в феврале (перед Днем Защитников Отечества) и т. д., таким образом обеспечивая связь с общественными событиями.

Слайд 7

Основные методы и формы патриотического воспитания дошкольников.

Комплексный подход к вопросам патриотического воспитания – взаимосвязь различных областей, средств и методов воспитания.

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако, если педагог сведет свою работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей. Полноценно задачи патриотического воспитания можно решить только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушаньем музыки. Рассматриванием картин, просмотром фильмов и т. д.

Основная форма работы - тематические занятия. Важно, чтобы они повышали мыслительную активность. Этому помогает прием сравнения «раньше и теперь», вопросы, индивидуальные занятия, обращение к опыту детей. Необходимо приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Известно, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. Кроме того необходимо объединение одной темой нескольких занятий.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения активности детей, для создания эмоциональной атмосферы занятия. (игры-путешествия).

Каждая тематика подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (поделки, рисунки, аппликации и т. п.)

Итоги работой над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, развлечений, досугов.

Слайд 8 (работа с родителями)

Огромное значение в воспитании патриотических чувств у детей играют родители. На конкретных фактах и примерах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников ВОВ, их подвигах) необходимо прививать детям уважение к героям, чувство долга перед Родиной, любовь к Отечеству и т. д.

Взаимодействие педагогов с родителями по этому вопросу способствует полноценному воспитанию детей. При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому развитию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю. Хорошо когда в группах организуются семейные клубы типа «Родной край», «Посиделки». Большое значение в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особенно большого такта, внимания, чуткости к каждому ребенку, так как могут иметь место обстоятельства, когда будет нецелесообразно включать его в обсуждение тех или иных вопросов. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

Слайд 9

Важной составляющей патриотического воспитания, на мой взгляд, является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи, но, к сожалению, речь отечественных педагогов далека от идеала.

Слайд 10

Поставленные задачи по патриотическому воспитанию дошкольников решаются в детском саду во всех видах деятельности: на занятиях, играх, в труде, в быту, а так же в самостоятельной деятельности детей. Для этого во всех группах созданы уголки патриотического воспитания детей, в которых согласно требованиям и возрастным особенностям представлен необходимый материал и пособия.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Поклонимся великим тем годам» В канун такого самого большого празника нашего народа -День Победы (9 мая). Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о тех.

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно - патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педсовет «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 10:14
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД