Получи документы

Система работы по повышению познавательной активности дошкольников.

Светлана Николаенко
Система работы по повышению познавательной активности дошкольников.

Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом.

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста : в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности. Педагоги с сожалением констатируют, что большая часть будущих школьников не умеют выделять главное, планировать, видеть скрытый смысл текста, решать логические задачи.

Публикация «Система работы по повышению познавательной активности дошкольников,» размещена в разделах

В целях разрешения возникших проблем и противоречия, была предпринята попытка создания условий для развития познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий.

На основном этапе работы (практической деятельности) в качестве главного средства развития познавательной сферы детей была выбрана технология развивающих игр Б. П. Никитина «Логические кубики для всех» и блоков Дьенеша, включение их в различные виды деятельности в течение всего времени пребывания детей в детском саду со средней группы.

Для детей был продуман и разработан перспективный план игровых занятий. Работа с детьми проводилась по подгруппам из 6 человек.

В конце каждого занятия проговаривается и структура игр, состоящая из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Вводная часть представляла собой организацию детей, мотивацию к предстоящей деятельности. На организационном этапе использовались карточки – схемы с заданиями. С их помощью дети знакомились с элементами геометрических фигур. Благодаря чему, дети видели трехмерное изображение деталей.

На первом этапе дети знакомились с новыми деталями фигур (треугольника, кубика, повторяли предыдущие задания.

Во второй части игровых занятий происходило объяснение нового задания, демонстрация последовательности складывания заданных конструкций. Затем дети самостоятельно воспроизводили данную конструкцию из элементов заданных фигур из набора Никитина или Дьенеша (глядя на объемную картинку или экран).

В третьей части дети оценивали свои работы и сравнивали результат с предложенной постройкой. Если у ребенка не получалось сконструировать данную конструкцию, то он просто описывал, что он создал и из каких элементов.

Заключающей частью игровых занятий была коллективная игра «Помощники». Дети складывали из элементов готовые фигуры, например кубик с помощью взрослого наставника.

Для воспитанников предлагались игры на деление предметов из набора блоков на группы по свойствам, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что важно с точки зрения общего интеллектуального развития. Для занятий с блоками Дьенеша использовались альбомы, предназначенные для разных возрастов. Так, для детей 5 года жизни использовалось пособие «Давайте вместе поиграем».

В первом полугодии работа велась с одним желтым кубиком «Уголки», состоящих из 6 «уголков». Начиная со второго полугодия, дети знакомились с элементами второго кубика «Собирайка», состоящего из двух цветов, 6 элементов похожих на букву «Г», одного «уголка», и конструировали фигуры уже из двух кубиков.

Для запоминания последовательности сложения фигур, использовалась технология «Прием ассоциаций» - детям предлагалось ассоциировать постройки со знакомыми предметами. Так, в ходе работы дети проводили аналогии с предметами окружающего быта и складывали из конструкций готовый кубик. Для того, чтобы собрать самый простой желтый кубик, нужно сначала собрать «диван» и три «матраца», затем к первому «матрацу» приставляется «диван», так, чтобы спинка «дивана» легла на «матрац», далее подставляется ребром второй «матрац», так чтоб получился высокий «диван с высокой спинкой» и третий «матрац» заполняет свободное место. А для того чтобы сложить самый сложный пятый кубик «Загадка» нужно из элементов сложить «диван», на него положить «зигзаг». Пустую угловую ячейку заполнить «вышкой», а среднюю «пьедесталом». Аналогично собирались все остальные кубики.

Главная особенность этого приема – знать названия всех элементов кубиков.

Для самостоятельной деятельности детей параллельно с этим велась работа по созданию в собственной группе «Уголка Всезнайки», в котором размещались игры развивающего характера. Так, в конце первого полугодия в «Уголок Всезнайки» выставлялся первый кубик желтого цвета. К концу второго полугодия выставлялся второй кубик, состоящий из двух цветов. Дети в любое время могли самостоятельно играть с этими кубиками.

К концу года, дети изучили названия элементов двух кубиков, научились конструировать фигуры из этих элементов, но самое главное они складывают из деталей кубики.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности у младших дошкольников в процессе экспериментированияФормирование познавательной активности у младших дошкольников в процессе экспериментирования «Формирование познавательной активности у младших дошкольников в процессе экспериментирования» «Личность и способности ребенка развиваются.

Развитие познавательной активности дошкольников Что я слышу — забываю.   Что я вижу — я помню. Что я делаю я понимаю». Конфуций. Познавательная активность не врождённа. Она формируется.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством коллекционирования Современные требования к качеству дошкольного образования предполагают поиск новых средств к организации познавательной деятельности дошкольников,.

Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании» 1слайд:Развитие познавательной активности дошкольников пяти лет в играх-экспериментировании 2слайл:Объект исследования: процесс развития.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности Развитие познавательной активности у дошкольников – одна из важнейших задач современного образования. Одним из принципов дошкольного образования.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ МДОБУ «Руэмский детский сад «Родничок» Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ. Слайд 1. Мы живем в 21 веке, веке.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования . Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают.

Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические.

Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ Система методической работы по повышению ИКТ компетентности педагогов МБДОУ «Детский сад № 269» Старший воспитатель Потешонкова Е. А. В настоящее.

Формирование познавательной активности у дошкольников Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса экспериментированию. Задачи мастер-класса: • передача опыта путём прямого и комментированного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы по повышению познавательной активности дошкольников.
Опубликовано: 29 марта 2017 в 09:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД