Папки-передвижки

Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Сырга Уртунай
Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов. О важности данной проблемы говорит и тот факт, что своевременное овладение правильной речи имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоения слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Публикация «Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах

План- сетка коррекционной работы

Всего 24 занятий,

Время: два раза в неделю по 20 минут.

Форма занятий: подгрупповые (по 4 человека)

Подготовительный этап

(4 занятия)

Цель: Подготовка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Невербальный подэтап (табл. 1)

Фрагмент занятия

Организационный момент

Логопед- ребята посмотрите, кто к нам пришел на занятие?

Дети- Незнайка.

Развитие слухового гнозиса

Логопед- Незнайка хочет научиться играть на музыкальных инструментах, но он не знает как звучит каждый из этих инструментов (дети рассматривают предметные картинки с изображением муз. инструментов). Давайте, поможем ему. Но сначала проверим, знаете ли вы название муз. Инструментов. Я буду назвать инструмент, а вы показываете картинку, на которой он изображен: барабан, дудка, труба и. т. д. (дети показывают соответствующие картинки).

А сейчас внимательно слушайте слушайте и внимательно поднимите картинку изображение того инструмента, который звучит.

Логопед поочередно играет на инструментах за ширмой, а дети поднимают, картинку (например, стучит по барабану, а затем спрашивает у детей, какой муз. инструмент они слышали).

Дифференциация звучания долгих и коротких звуков

Логопед- Ребята, скажите, все эти инструменты звучит одинокого?

Дети- Нет.

Логопед- Правильно, они звучат по-разному, давайте, еще раз послушаем и сравним (логопед играет на барабане). Какой звук мы слышим, короткий или длинный?

Дети- Короткий.

Логопед- Какой звук мы слышим, когда играем на дудке?

Дети-длинный.

Логопед- правильно. Теперь, определите, какой звук мы слышим, когда играем на бубне?

Дети- Короткий.

Логопед- Определите, какой звук мы слышим, когда играем на губной гармошке?

Дети- длинный.

Развитие слухового внимания и памяти

Логопед- давайте поиграем: Вы будете внимательно слушать, и запомнить, сколько раз я ударю в барабан, а вы столько же раз должны хлопнуть в ладоши.

Вербальный подэтап (табл. 2)

Фрагмент занятия

Игра «Паровоз»

Логопед- начнем наше путешествие (дети встают друг за другом «паровозиком») :

По железной по дороге

Едет-едет паровоз.

Едет-едет паровоз. -

Деток далеко повез.

Паровоз кричит:

Дети- Ду-Ду!

Я иду, иду, иду!

Таблица 1

Невербальный подэтап

Название подэтапа Направление работы Количество занятий

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ

Цель: усвоение неречевых ритмов 1. Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиза и с, слуховой памяти на материале неречевых звуков;

2. Работа нал ритмом (сначала над простым, затем над сложным)

3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку (данные виды работ проводились на музыкальных занятиях и на логоритмике).

4. Развитие динамического прикуса рук.

5. Развитие реципрокной координации рук. 2

Вербальный подэтап

Название подэтпа Направление работы Количество занятий

ВЕРБАЛЬНЫЙ

Цель: восприятие и воспроизведение речевых ритмов 1. Формирование пространственно- временных представлений (начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний).

2. Дифференциация короткий и длинных слов.

3. Обучение неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.

4. Дифференциация слоговых рядов по длине.

5. Проговаривание прямых одинаковых слогов (да-да, да-да, закрытых и обратных слогов (пап, ап).

6. Формирования, умения воспроизводить слоги с отхлопыванием ритма.

2

Логопед – А вагоны стучат, а вагоны говорят:

Дети- Так-так-так! Так-так-так!

Логопед- где первый вагон?

Ребенок который идет впереди произносит: «Ду-ду»

Логопед- где второй вагон, третий, четвертый?

Дети по очереди произносят: «Ду-Ду». Затем задания усложняется: логопед произносит порядковые номера в произвольной последовательности, а дети должны услышав свой номер, произнести «Ду-Ду».

Координация речи с движениями

Логопед- Ехать в поезде тепло

Поглядим-ка мы в окно.

А на улице зима,

Наступили холода.

Наступили холода?

Дети- да-да-да (имитация поеживания от холода).

Логопед- превратилась в лед вода?

Дети- да-да-да.

Логопед- поскользнулись мы на льду?

Дети- Ду-ду-ду (имитация движений).

Логопед- Я на лыжах иду.

Дети - Ду-ду-ду (имитация движений).

Логопед- на снегу, смотри, следы.

Дети- ды-ды-ды (всматриваются в пол).

Логопед- ну, заяц, погоди!

Дети- ди-ди-ди (грозят указательным пальцем).

Развитие слухового внимания

Логопед- А теперь мы поедем на….(показ игрушки - машины).

Дети- на машине.

Логопед- Вот едет к нам машина,

Шурша своими шинами

Ши-ши-ши.

Со мной поедет только те ребята, которые будут внимательно слушать и правильно выполнять задания.

Повторите ШИ столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши, (дети слушают и произносят 1,2,3 раза)

КОРРЕКЦИОННЫЙ ЭТАП

Организационный момент

Логопед- Ребята, посмотрите внимательно на картину, что вы видите (показ пейзажа «Лес»?

Дети- Лес, деревья.

Логопед- правильно, это лес и к нам сегодня занятия пришли лесные жители ( на столе появляются игрушки: мишка, лиса, зайчик, белка, ежик, волк).

Подэтап гласные

Название подэтапа Направления работы Количество занятий

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Цель: отработка ритмической структуры на материале гласных звуков 1. Формирование и закрепление понятия «гласный звук».

2. Повторение звуков за логопедом с выделение ударного.

3. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом, пропевание серии звуков.

4. Произнесение гласных звуков в соответствии с ритмом, который отстукивает логопед.

4

Динамические упражнения «Прогулка»

Логопед- раз-два-три-четыре-пять-

В лес отправимся гулять.

Обычная ходьба.

-По извилистым тропинкам

Потихоньку мы пойдем.

Ходьба «змейкой» между «кочками»,

Лежащими на полу, взявшись за руки.

- На носочке дети встали,

По дорожке побежали.

Бег на носках.

- И на каблучках пойдем,

Через лужу перейдем.

Ходьба на пятках.

Дети выполняют упражнения в заданном темпе.

Закрепление понятия «гласный звук»

Логопед- посмотрите, кого мы встретили в лесу?

Дети- лису, мишку, зайца, ежика, волка, белку.

Логопед- правильно, а как мы можем назвать этих зверей?

Дети- дикие животные, лесные жители, жители леса, лесные звери.

Логопед- это сказочный лес и звери в нем сказочные, послушайте, как они общаются (детям предлагается прослушать различные сочетания гласных звуков АА, АУ, ИО, ОА и. т. д., с помощи каких звуов?

Дети- с помощью гласных звуков.

Логопед- назовите гласные звуки, которые вы услышали.

Дети- А,У,И,О.

Развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса, и слуховой памяти на материале гласных звуков

Логопед- произнесите звук А (О,И,У) столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.

Дети произносят поочередно звуки.

Логопед- давайте поиграем: я буду разговаривать с вами на языке лесных жителей, но без голоса, а вы внимательно смотрите на меня и повторяйте это вслух (логопед беззвучно артикулирует различные сочетания гласных звуков АОИ, ИОА, ИАИ и. т. д.)

Дети (произносят вслух) – АОИ, ИОА, УАО и. т. д.

Подэтап слоги (табл. 4)

Фрагмент занятия

Отработка слогов со сочетанием согласных звуков

Логопед- ребята, посмотрите, что растет у Мишки в саду (показывает предметную картинку с изображением овощей?

Огу (рцы, капу… (ста, реди (ска).

Дети- поднимают соответствующие карточки и договаривают окончания.

Логопед- как можно назвать одним словом, все то, что выращивает Мишка?

Дети- овощи

Игра с мячом

Логопед- ребята, а вы хотите вместе с Мишкой работать в саду и выращивать овощи?

Дети-да!

Логопед- Мишке нужны ловкие помощники, поэтому давайте поиграем. Я буду бросать мяч и говорить – А, а вы ловите и возвращайте с произнесением слога – СТА.

Подэтап слоги

Название подэтапа Направления работ Количество занятий

СЛОГИ

Цель: усвоение различных типов слогов. 1. Формирования и закрепление понятия «слог».

2. Формирование умения правильно произносить различные типы слогов (открытие, закрытие, со стечением согласных).

3. Формирование, умения плавно переключаться с одного слога на другой.

4

Аналогично работа проводится с другими слогами О-СТО, У-СТУ, Ы-СТЫ, И-СТИ.

Игра «скажи наоборот».

Логопед- молодцы, с предыдущим заданием вы справились, а теперь я буду называть слог, а вы должны сказать его наоборот. Например: ТСА-АТС. ТСЫ-… ТСУ-… ТСО-… ТСИ-…

Дети- ЫСТ, УСТ, ОСТ, ИСТ.

Пальчиковая игра «Капуста»

Логопед- мишка посмотрел, какие вы ловкие и просит помочь ему сделать салат. Ребята, посмотрите на картинку и скажите, из чего мы будем делать салат?

Дети- из овощей.

Логопед- какие овощи изображены на картинке? (логопед говорит первую часть слова, а дети произносят окончание: капу…ста, морко…вка).

Логопед-повторяйте слова и движения за мной :

Мы капусту режем-режем, (движения прямыми ладошками вверх-вниз)

Мы морковку трем-трем, (потереть кулачок о кулачок)

Мы капусту солим, солим (поочередно поглаживание подушечек пальцев большим пальцем)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимать и разжимать кулачки)

Подэтап слова (табл. 5)

Фрагмент занятия

Организационный момент

У меня растут года.

Будет и семнадцать

Где работать мне тогда?

Чем заниматься

Сегодня на занятии мы вспомним профессии, которые знаем и познакомимся с новыми.

Таблица 5

Название подэтапа Направления работы Количество занятий

Слова

Цель:Формирование правильного произношения слоговой структуры слова первых 4-х классов слов 1. Формирование и закрепление понятия «слово».

2. Усвоение и воспроизведение слоговой структуры слова на материале первых 4-х классов слов.

3. Формирование фонематического и слогового анализа слов.

4. Формирование фонематического и слогового синтеза слов. 8

Обработка двухсложных слов с закрытых слогом

Логопед- я буду показывать картинки, а вы называете профессии людей, которые изображены на них. (логопед показывает иллюстрации – шофер, повар, маляр)

Дети- шофер, повар, маляр (произносят хором и индивидуально).

Игра «Телеграф»

Логопед- ребята, давайте поиграем в «телеграф». Вы должны «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов). Слова- маляр,шофер, повар.

Дети- отстукивают ритмическую структуру сначала с проигрыванием данных слов, затем беззвучно.

КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Логопед- ребята, сейчас попробуем выполнить работу тех людей, про профессии которых мы еще не говорили.

Подметает дворник двор,

Убирает дворник сор. (наклоны вперед с одновременными рывками рук, имитируя подметание)

Наш охранник на посту

Смело смотрит в темноту. (повороты вправо, влево приставляя ладонь к глазам)

А сапожник сапоги

Для любой сошьет ноги. («Распашонка»- присесть, встань, выставляя поочередно ногу на пятку)

ИГРОВОЙ ЭТАП

(4 занятия)

Цель: отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, стихов и других текстов.

Подэтап – тексты (табл. 6)

Конспект занятия

Тема: Птица

Цели:

Образовательные- уточнение и расширение словаря по теме «птицы».

Коррекционные- развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале слов. Отработки слоговой структуры на материале первых 4-х классов слов; формирование слогового анализа и синтеза слов. Развитие мелкой и общей моторики; формирование чувства ритма и интонационной выразительности.

Воспитательные- воспитание чувства любви к природе и взаимопомощи.

Оборудование- иллюстрация скворечника; предметные картинки с изображением птиц (гусь, сова, петух, дятел, ворона, сорока, синица, курица). Сюжетная картинка «На заборе».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед- все теплее воздух вешний.

Светит солнце сквозь туман,

И скворец в свою скворешню

Прилетел из дальних стран.

1. Отработка слоговой структуры слов.

Логопед- ребята, а вы знаете кто такой скворец (демонстрация картинки?

Дети- птица.

Логопед-правильно, а каких еще вы знаете птиц?

Ва-ва-ва- сидит на дереве…

Дети- сова.

Логопед- долбит он в лесу сук,

Раздается: тук-тук-тук!

Дети-дятел.

Логопед-с золотистым гребешком

Гордо ходит он кругом.

Дети-петух.

Логопед- на даче в лесу жили разные птицы:

Сороки, стрижки, воробьи и…

Дети-синицы.

Логопед-немного я боюсь

Это птица-важный…

Дети-гусь.

2. Игры «строим скворечник»

Логопед- вот как много мы вспомнили разных птиц. Как называются птицы которые живут с человеком?

Дети-домашние.

Логопед-назовите этих птиц.

Дети- гусь, петух, курица.

Логопед- о домашних птицах заботится человек, а кто заботится о диких птицах?

Ребята, давайте для них строим скворечник.

Хором- мы строители (прижать руки к груди, затем, вытянуть их вперед)

Тук-тук молотком, (ударять кулачками друг о друга, постепенно поднимая руки вверх)

Строим, строим новый дом.

Дом с трубой и с красной крышей (поднять правую руку вверх, затем сложить прямые ладони «домиком»)

Дом большой и видный вышел (поднять прямые руки вверх)

Дом скворечником зовем

Мы расселим птичек в нем.

3. Игра «рассели птиц»

Логопед- скворечник мы построили большой трехэтажный. Нам нужно расселить птиц по этажам. На первом этаже поселите птиц, в названии которых 1 слог, на втором этаже птиц, в названии которых 2 слога и на третьем этаже птиц, в названии которых 3 слога. Ворона, гусь, сова, петух, дятел, сорока, синица, курица.

Дети- на первом этаж- гусь, на втором- сова, петух, дятел, на третьем- сорока, синица, курица.

4. Чтение стихотворения хором с отстукиванием ритма.

Хором – гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите!

Да-да-да!

Затем дети становятся парами и читают стихотворения с отсутствием ритма без помощи логопеда.

5. Составление предложений по сюжетной картинке.

Логопед- ребята, посмотрите на картинку что на ней изображено?

Дети-забор, петух, курицы.

Логопед- составьте предложения по картинке.

Дети- на заборе сидит петух. Курицы щиплют траву. Петух охраняют кур.

Логопед- сколько слогов в слове – «петух»?

Дети- 2 слога.

Логопед- назовите, первый, последний слог.

Дети- ПЕ, ТУХ.

6. ИГРА С МЯОМ

Логопед- я буду бросать мяч и просить назвать домашнюю птицу. Вы говорите название птицы и ударяете мячом об пол столько раз, сколько слогов в названии этой птицы. (дети выполняют задание)

7. Итого занятия.

Логопед задает детям вопросы по изученной теме и хвалит всех за работу на занятии.

Публикации по теме:

Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с нарушением зрения и речи В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР I-II уровня через систему игровых упражнений Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ОНР I – II уровня одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление.

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНРФормирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР Как известно, у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Нарушение.

Коррекция слоговой структуры слова с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко Каждый год ко мне в логопедическую группу поступают дети с общим недоразвитием речи. Как известно, при этом диагнозе у детей наблюдается.

Коррекционные возможности музыкальной деятельности в формировании слоговой структуры слова у детей с ОНР III уровня Известно, что музыка благотворно влияет на развитие личности. Она является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания.

«Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР». В помощь логопедам При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, и к трем годам все трудности слогообразования оказываются.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков с использованием дидактических игр в коррекционной работе Фронтальное занятие по теме: "Развитие слоговой структуры слова на материале гласных звуков " с использованием дидактических игр в коррекционной.

Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте большую сложность для коррекции представляет такое особое проявление речевой патологии,.

Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда Цель: повысить свой профессиональный уровень и повысить эффективность процесса формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Опубликовано: 11 марта 2016 в 08:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД