Лучший педагог года

Система работы по развитию графических навыков у детей в группах предшкольного возраста

ирина юрова
Система работы по развитию графических навыков у детей в группах предшкольного возраста

Программой воспитания и обучения дошкольников, предусмотрен специальный раздел «Развитие графических навыков» - «Подготовка к письму».

В старшем дошкольном возрасте на занятиях и в свободной деятельности продолжается работа по развитию графических навыков : на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, формируются навыки ориентировки детей на листе бумаги : учат определять части листа бумаги (верх, низ, центр, правая и левая стороны, справа, слева, под, над, между) и расположение предметов на нём.

Публикация «Система работы по развитию графических навыков у детей в группах предшкольного возраста» размещена в разделах

С целью закрепления отработанных представлений используются

книжки для раскрашивания (соответственно возрасту, при помощи которых

дети дополнительно учатся аккуратно проводить линии в ограниченном про-

странстве, заштриховать по заданию воспитателя контуры рисунков прямыми, горизонтальными, вертикальными и косыми (наклонными) линиями, прерывистыми линиями и точками.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и

Воспитатель должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила

письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических

правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической

стороны письма.

На занятиях подготовительного этапа воспитатель знакомит детей с

правильной посадкой, умением держать карандаш, пользоваться тетрадью, а

на последующих контролирует, закрепляет данные навыки.

Для проведения последующих занятий воспитателю необходимы сле-

дующие пособия:

1. Специальный набор для каждого ребё нка: плоские цветные палочки

(красного, зелёного, синего, жёлтого, чёрного, коричневого, белого цветов,вырезанные из картона фигуры по 2 квадрата, прямоугольника, треу-гольника, круга и овала (каждая фигура большего и меньшего размеров). Фигуры окрашены в основные цвета и соответствуют цвету фигур на таблице для зрительного диктанта. Все это хранится в отдельных коробочках для каждого ребенка.

2. Таблицы с образцами для зрительных и слуховых диктантов (образ-

цы выкладываются детьми на фланелеграфе).

3. Подставки для набора цветных карандашей и простого карандаша,

что не затрудняет выбор и смену карандашей в процессе работы.

Работа по развитию у детей графических навыков ведется в специаль-

ных тетрадях в клетку (на первом этапе, на втором и третьем этапе тетради в линейку. Для зарисовки, обводки, штриховки фигур используются тетради в крупную клетку. Для дополнительной работы в свободное время воспитатели заводят специальные альбомы, в них дети могут заниматься и по заданию воспитатея в вечернее занятие, когда проводится индивидуальная работа с детьми.

На занятиях «Развитие графических навыков» (с октября по апрель) дети учатся писать карандашом простейшие элементы: палочки – вертикальны (стоячие) и горизонтальные (лежачие, наклонные, с закруглением вверху, внизу, палочки с петлей, овал и круги, составлять каемочки из усвоенных элементов.

На каждом занятии воспитатель планирует зрительный или слуховой

диктант, заранее готовя соответствующие таблицы или выкладывая схему диктанта на фланелеграфе перед занятием.

Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, при проведении которых фигуры выкладываются детьми после однократного словесного описания их воспитателем.

Зрительные и слуховые диктанты планируются на усмотрение воспитателя в зависимости от подготовленности детей.

Структура занятий

1. Письмо тех или иных элементов.

2. Физминутка.

3. Зрительный или слуховой диктант.

4. Зарисовка каёмочки чередуется с зарисовкой или обводкой с после-

дующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.

5. Самоанализ. Анализ воспитателя.

6. Итог занятия.

Планирование занятий

Графические навыки рекомендуется осваивать в четыре этапа:

- подготовительный этап (сентябрь, включает обследование детей по выявлению общей и тонкой моторики, умения слушать, запоминать и выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции воспитателя.

Уделяется время для коррекции тонкой моторики.

1 этап — (6-7)занятий - дети осваивают зарисовку прямых линий (па-

лочек) по точкам, учатся заштриховывать фигуры прямыми вертикальными и

горизонтальными линиями.

Первый этап – самый простой по содержанию, но самый трудный для

детей, так как нужно закрепить знания детей правильно сидеть при письме,

правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради, одно-временно начинать и заканчивать работу, вслушиваться в инструкции воспи-

тателя, запоминать и точно выполнять их, контролировать свою работу и

правильно оценивать ее результат. Это способствует правильной организа-

ции дошкольников в ходе их работы на занятиях.

На втором занятии задание усложняется: дети учатся писать прямые

палочки без точки, самостоятельно находя место для начала и конца. Это

требует от них уже большего внимания и сосредоточенности.

Начиная со второго занятия, также вводятся зрительные диктанты, а с

3-4 занятия – слуховые. За весь процесс обучения Программой рекомендовано 20 зрительных и 5-7 слуховых диктантов, но на усмотрение воспитателяих соотношение может быть изменено.

II этап - (5 - 6 занятий) - осваивается письмо наклонных палочек, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур косыми линиями. На II этапе обучения дети, усваивая письмо наклонных палочек, штрихуют фигурки, каёмочки.

На усвоение материала III этапа примерно отводится 18-20 занятий.

На III этапе вводятся следующие темы: соединительное написание палочек с закругленными внизу, вверху, вверху и внизу одновременно (три занятия). Два занятия отводится теме «Овалы».

Правила обучения детей графическим навыкам :

1. Воспитатель дает образец написания элементов на доске с объясне-

нием, где начать, где закончить.

2. Проверяет правильную осанку.

3. Объясняет как пользоваться карандашом, как его держать при

письме. Надо писать легко, не нажимая сильно на карандаш.

4. Приучает детей одновременно начинать и заканчивать работу, точ-

но запоминать инструкцию воспитателя.

5. Анализ результатов занятия. Дети самостоятельно рассматривают

свою работу, выбирают на строчке элементы, написанные лучше остальных и по этому образцу пишут еще строчку или две. В итоге занятия они учатся планирующей речи, рассказывая по порядку выполнение заданий.

Каждое занятие по подготовке к письму должно быть очень тщательно продумано, чтобы инструкции воспитателя были четкими, понятными и не слишком сложными для детей. Из занятия в занятие должны переходить одни и те же методы и приемы, тогда работа станет для детей понятной и не трудной, а занятия интересными и полезными.

Рекомендации к проведению занятий по обучению графическим навыкам :

Занятия подготовительного этапа начинают с I сентября, проводят в

утренние часы в первые две недели.

На первом, подготовительном этапе, детей учат ориентировке на

рабочем месте – столе, они должны показывать правый верхний и правый нижний углы, левый верхний и левый нижний углы, середину стола и края. То же – в тетради в крупную клетку и на листе бумаги.

Обучать правильной посадке: сидеть прямо, не касаясь грудью сто-

ла (чтобы кулак проходил между столом и грудью).

Объяснить правила пользования карандашом: верно его держать,

писать легко, сильно не нажимая.

Занятия по графическим навыками начинаются с 1 октября (поэтап-

но, они должны включать не только изображения фигур, но и зрительные и слуховые диктанты.

Для прописей используются тетради в клетку и узкую линейку.

Таблицы для зрительных диктантов демонстрируются под счет до

3-х, затем убираются. Дети по памяти выкладывают из полосок рисунки из геометрических форм и затем сравнивают с оригиналом.

Расстояние между строчками при письме должно быть в две клетки,

количество заполняемых строчек зависит от возможностей детей.

Используемая литература.

1.. Тесты для детей. Составители Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Го-ловнева Н. Я. – СПб. : Дельта. 1998.

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. - М. :Росмэн-Издат, 2004.

3. Соколова Е. Н., Тарасова О. Т. Обучение чистописанию. М. : Просвещение, 1969.

4. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. – М. : Наука, 1955. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда. - М. : Владос, 2005.

5. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М. : Флинта, 2001.

6. Ноткина Н. А. Особенности развития моторики у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 35- 37.

7. Симановский А. Э. Развитие пространственного мышления ребенка. –М. : Рольф, 2000.

Публикации по теме:

Подготовка детей к письму «Подготовка детей к письму» Подготовка детей к письму начинается за долго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому.

Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития "Дошкольник" в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по развитию графических навыков у детей в группах предшкольного возраста
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 16:14
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД