Получи документы

Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду

ИРАДА БАГИРОВА
Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Система работы по валеологическому

сопровождению ребенка в детском саду

2018 год

Данная «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду» разработана для воспитателей и нацелена на практическую работу с детьми дошкольного возраста.

Введение

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения.

В связи с этим воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте.

Публикация «Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду» размещена в разделах

Задачи воспитания валеологической культуры - формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образ жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающий, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания первой медицинской помощи.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.

Также очевидно, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим процессом взаимодействия взрослого и ребенка. Широким спектром педагогических средств и приемов.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Кабанов, В. И. Сыренский, А. Г. Татарникова, представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С. А. Козлова, основ безопасности детей дошкольного возраста (В. Г. Алямовская, Л. Н. Лагутеина, и др.) Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.

Проблема реализации этих задач в дошкольном образовательном учреждении связана с необходимостью:

определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;

определения особенностей взаимодействия воспитателя и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;

создания валеологически развивающей среды ДОУ;

формирование подхода взаимодействия с семьей.

Понятие валеологического воспитания дошкольников

Экологическая и социальная напряженность в стране, на фоне небывалого роста болезней "поведения" ("цивилизации", привели к резкому ухудшению демографических показателей (рост заболеваемости, снижение уровня продолжительности жизни, высокая смертность и др., увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии.

Неправильный образ жизни взрослых (увлечение алкогольными напитками, табакокурение, малоподвижный режим, неправильное питание, наркомания и др.) стал причиной нарушения нормального развития детского организма уже в утробе матери. Кроме того, рост болезней "цивилизации" настоятельно требует воспитания у детей, начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовательной области.

Сам термин валеология (лат. valeo - здравствовать) принадлежит врачу, доктору мед. наук, профессору Брехману. Под этим термином следует понимать науку и сферу человеческой деятельности, изучающую возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды, путем ведения здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Именно этому искусству и не уделялось достаточного внимания в детских садах и школе. Кроме того, нужно постоянно помнить том, что идеально здоровых детей очень немного (20-25%). Воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях приходится иметь дело с практически здоровыми детьми, у которых имеются незначительные расстройства внутренних органов. Если у таких детей не выработать навыков здорового образа жизни, то в дальнейшем маленькие нарушения в работе внутренних органов могут перерасти в большие, которые устранить намного сложнее. Все эти установки на сохранение здоровья в сочетании с обучением дошкольников методам его совершенствования и привели к созданию новой дисциплины - валеологии.

Валеологическое воспитание дошкольников

Формирование валеологической культуры ребенка в системе непрерывного образования

Валеология - наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.

Социально-экономическая и экологическая ситуация привели к резкому ухудшению состояния здоровья населения России, главным образом детского. Увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. Низкий уровень здоровья при рождении с последующим снижением адаптационных сил организма обусловлен и накопленным эффектом экологических и социальных просчетов многих лет. Эта ситуация явилась огромным толчком к появлению формирования валеологии как науки, изучающей возможности человека, помогающей сохранять и укреплять своё здоровье и определять практически нереализуемые пути достижения этой цели.

Каждый из нас решает три установки:

1. Установка на жизнь и здоровье.

2. Установка на совершенство физическое, духовное, социальное

3. Установку на смысл и цель жизни - на зовущую нас даль, на жизнь с идеалом. Мы должны сотворить себя в школе трояко: валеологически (быть здоровым, профессионально (определить путь жизни, духовно (найти свой идеал).

Программа валеологического образования решает следующие задачи:

формирование у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды;

формирование творческого отношения к себе, к миру, к своей деятельности в этом мире через использование необходимых знаний из смежных наук (медицины, биологии, психологии) и умение их применять на практике;

учить объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни, помогающие в укреплении и сохранении здоровья, воспитывать интерес к накоплению положительного опыта в оздоровлении;

стимулировать интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и физическими упражнениями.

Валеологическое воспитание в системе образования подчиняется принципам педагогики и обеспечивает переход на обучение по сквозной программе с новым содержанием и развивающими технологиями образования, реальные возможности идти по пути опережающего развития для всех возрастных групп, ориентацию на личностные возможности ребенка-дошкольника и младшего школьника.

Принцип преемственности. Сохранение и взаимодействие элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. Каждая предыдущая ступень готовит ребенка к обучению на последующей ступени. Каждая последующая ступень продолжает предыдущую. Сведения, получаемые детьми в процессе валеологического образования, носят характер уже знакомой информации, но обрастают новым содержанием, развивающим личность. Суть преемственности в валеологическом образовании - создание условий каждому ребенку для наиболее полного раскрытия и реализации его возрастного потенциала.

Принцип интеграции. Валеология, по мнению её основателя И. И. Брехмана, должна "синтезировать вклады в здоровье экологии, биологии, психологии, педагогики и других наук и осуществлять прямой путь к здоровью".

Учитывая интегративный характер валеологического подхода, можно отметить большие возможности многогранного по содержанию образовательного процесса в детском саду и начальной школе с разветвленной системой межпредметных связей. Это создает широкие возможности не только для укрепления здоровья, но и для формирования у ребенка целостного представления об окружающем мире и зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды через использование необходимых знаний из смежных наук и умений их применять на практике.

Наравне с этим выделяется принцип влияния окружающей среды на оздоровление ребенка. Накопление знаний об окружающем мире, развитие многогранных отношений ребенка к природному и социальному окружению.

Одним из основных компонентов валеологического образования в дошкольном образовательном учреждении является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования – «Человек, познай и сотвори себя».

Познай, преобразуй, сотвори себя - это и есть оздоровительная доктрина современного человека.

И цель валеологического образования : введение в работу дошкольного образовательного учреждения системы формирования общей валеологической культуры на основе мониторинга здоровья (психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма.)

Влияние валеологических знаний на формирование и становление ребенка как личности многопланово и рассматривается по следующим аспектам воздействия:

Педагогический аспект.

Формирование культуры здоровья в тесном контакте с общей культурой ребенка, удовлетворение информационных запросов ребенка; контроль и самоконтроль (паспорт здоровья).

Психологический аспект.

Основа - психическое развитие, как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящий в сфере деятельности, личности и познания. Стабильность в становлении психических функций за счет обогащения и расширения возможностей ребенка в присущих данному возрасту видах жизнедеятельности.

Социологический аспект.

Каждый ребенок появляется на свет, имея свой физиобиологический код, то есть наследственные особенности, и, от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок, зависит формирование новой личности. Биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.

Медицинский аспект.

Получение основ медицинских знаний: анатомии, биологии. Тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними "жильцами" - органами. Формирование умений и навыков в закаливании своего организма, способности противостоять заболеваниям. Меры профилактики заболеваний (самомассаж, все виды гимнастик); своевременное выполнение прививок; составление полноценного рациона питания; оптимальный режим работы образовательного учреждения.

Культурологический аспект.

Формирование внутреннего мира ребенка, его целостности и гармоничности. Здесь очень ярко проявляется основной принцип валеологии : человек, познай и сотвори себя. Формирование ценностных ориентации, причем в первую очередь обращается внимание на ценность жизни, личности, индивидуальности. Через понимание собственного "Я", его ценности не только для себя, но и для своих близких ребенок должен прийти к пониманию "Мы" не как статической совокупности, а как динамичной целостной системы, взаимодействие внутри которой на основе гуманистических принципов способствует наиболее успешному развитию и индивида, и общества в целом.

Роль родителей в формировании валеологических знаний дошкольников

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и детского сада различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие.

Дом - это очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, "что такое хорошо и что такое плохо".

Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги". Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны: собрания, круглые столы, дискуссии и т. д.

Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, оказывать семье практическую помощь.

Особой формой наглядной пропаганды ЗОЖ среди родителей являются валеологические газеты. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план валеологической работы с родителями. В газетах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Газеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. В газете могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьетворения и здоровье хранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов. Тематика газет может быть разнообразной:

Дневной сон: нужен ли и когда него отказываться.

Отравление на даче.

Если у ребенка ОРВИ

Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка.

Домашняя аромотерапия. Рецепт аромотерапии в оздоровлении детей.

Предупреждение нарушений утомления зрения.

"Игры с острова здоровья".

Витаминотерапия в оздоровлении детей.

Учитесь болеть "без лекарств" и др…

Планирование работы и диагностика

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста

На базе нашего детского сада созданы все условия для полноценного физического развития детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, в том числе и нетрадиционное, атрибуты для подвижных игр, оборудование для гимнастики после сна.

Инструктором по физическому воспитанию во время НОД по физической культуре решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Активное использование музыкального сопровождения, игровых и проблемных методов обучения, а так же широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию у детей интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.

Но есть и слабые стороны…

В ходе наблюдений и бесед с детьми я выявила следующие представления детей о здоровье и здоровом образе жизни:

дети имеют неточные, расплывчатые, малодифференцированные, в некоторых случаях, даже ошибочные представления о человеке, об организме, о своем здоровье, о способах улучшения здоровья;

многие дети самостоятельно не придерживаются гигиенических правил (не моют руки, не следят за своей одеждой, не носят носовых платков и т. д., а только выполняют под руководством воспитателя;

дети не проявляют заботу к своему здоровью, многие кричат, неправильно одеваются, часто забывают надеть тёплые вещи, не осознавая последствий такого поведения;

в разговоре о том, как улучшить своё здоровье, большинство детей на первое место ставят, что надо пить таблеточки и сиропы, вызвать врача если заболел, и только некоторые называют занятия физкультурой, зарядку, закаливание. Это связано с тем, что многие родители не формируют у детей потребности быть здоровыми, просто лечат их, когда возникает необходимость.

Совместно с инструктором по физической культуре проведё н опрос среди родителей на тему: «Какое место в вашей семье занимает физкультура». Анкета показала, что многие не придерживаются режима дня дошкольника, большинство знают распространенные способы защиты организма, но на практике мало используют, объясняя это нехваткой времени и сил. А если и делают, то от раза к разу, не придерживаясь системы.

Анализируя полученные данные и, исходя из наблюдений за всеми участниками педагогического процесса в течение продолжительного времени, я считаю необходимым проводить систематическую (целенаправленную) работу по формированию культуры здоровья, для обучения детей способам оздоровления и поддержания своего организма. А главное не просто учить, а доказывать детям необходимость защиты своего организма, формировать в сознании детей ответственность за своё здоровье. Параллельно необходимо вести работу с родителями, чтобы они стали активными участниками валеологического процесса.

Таким образом, целью работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду является - формирование у детей дошкольного возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Исходя и цели, определены следующие задачи:

охрана и укрепление здоровья;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование знаний о своём организме;

формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Всю работу я систематизировала в три блока :

1. Что я знаю о себе

2. Личная гигиена

3. Здоровый образ жизни

1.1 Изучаем свой организм

2.1О навыках личной гигиены

3.1 О ценностях здорового образа жизни

1.2 Прислушиваемся к своему организму

3.2 О профилактике заболеваний

1.3 Поговорим о болезнях

3.3 Забота о здоровье окружающих

1.4 Инфекционные болезни

3.4 О роли лекарств и витаминов

1.5 Различие полов

3.5 Правила оказания первой помощи

1.6 Мои чувства

3.6 Врачи –наши друзья

Методы и приёмы работы

(с учётом интеграции с различными образовательными областями)

Рассматривание иллюстраций.

Наблюдение.

Ситуативные разговоры с детьми;

Решение проблемных ситуаций.

Комплексы закаливающих процедур (воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам, гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная, использование приемов самомассажа и др.)

Рассказы, беседы.

Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Игровые задачи и проблемные ситуации.

Дидактические игры.

Проектная деятельность на темы: «Я расту», «Рецепты здоровья», «Кладовая витаминов», «Мы все такие разные» и др.

Создание коллажей, тематических выставок о ЗОЖ.

Цикл игр-занятий «Мои чувства», «Поговорим о болезнях», «Прислушаемся к своему организму», «О ценностях здорового образа жизни» и т. п.

Тематические досуги: «В гостях у Айболита»; «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».

Сюжетно-ролевые игры «Доктор», «Больница»

Вовлечение родителей в образовательный процесс (совместные проекты,; игротренинги с детьми и родителями; круглые столы и т. п.).

Интеграция с различными образовательными областями:

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и жизни человека).

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе).

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья).

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и жизни человека).

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда).

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).

Перечень методических материалов:

1. Тематическое планирование по валеологическому сопровождению детей дошкольного возраста. (приложение 1)

2. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка I младшей группы. (приложение 2)

3. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка II младшей группы. (приложение 3)

4. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка средней группы. (приложение 4)

5. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка старшей группы. (приложение 5)

6. Календарно-тематическое планирование работы по валеологическому сопровождению ребёнка подготовительной группы. (приложение 6)

7. Перечень детской художественной литературы по проблеме «Валеологи-ческое образование дошкольников». (приложение 7)

8. Мониторинг представлений детей по образовательной области «Здоро-вье». (приложение 8)

Публикации по теме:

Адаптация ребенка в детском саду. Рекомендации родителям Адаптация ребенка в детском саду. Детский сад — это новое неизвестное пространство, новые отношения, знакомства. В адаптацию включается.

Безопасное и комфортное пребывание ребенка в детском саду Уважаемые родители! Рекомендую вам ознакомиться с правилами безопасного пребывания вашего ребёнка в детском саду. Взаимное уважение всех.

Опыт работы «Формы работы с родителями в детском саду» В нашем дошкольном учреждении мы используем разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями. К ним относятся: Информационно-аналитические:.

Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС  1. Пояснительная записка. «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в то же время усердно не учатся сами» Али Апшерони Федеральный.

Опыт работы «Система мониторинга в детском саду» 1-й слайд: Система мониторинга в МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Теремок». Я коротко представлю опыт работы нашего.

Первые дни ребенка в детском саду Для ребенка важна первая прогулка. Прежде чем вести, ребенка на прогулку, проверьте, правильно ли он одет. Костюм должен соответствовать.

Примерный анализ работы МБДОУ по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» Работа по психолого-педагогическому сопровождению семей «группы риска» осуществляется в рамках профилактической работы в ДОУ по защите прав.

Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде Система Марии Монтессори – система самостоятельного развития ребенка в специально организованной средеВ мировой педагогической культуре.

Советы родителям «Адаптация ребенка в детском саду» Адаптация ребенка в детском саду1. Готовьте ребенка к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше хорошего малышу о садике, как ему там.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по валеологическому сопровождению ребенка в детском саду
Опубликовано: 5 июня 2018 в 18:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД