Получи документы

Система работы «Приобщение детей к истокам народной культуры и ее традициям»

Ирина Галецкая
Система работы «Приобщение детей к истокам народной культуры и ее традициям»

Хочу представить вашему вниманию свой опыт работы в приобщении детей к истокам народной культуры и ее традициям.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Все новое – хорошо забытое старое». Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем больших результатов добиваемся.

Публикация «Система работы „Приобщение детей к истокам народной культуры и ее традициям“» размещена в разделах

Вот уже несколько лет моя педагогическая деятельность в этом направлении основана на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с реализацией образовательной программы и рекомендациями программы О. Л. Князевой, М. Д Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Работая по этой программе, у меня есть удивительная возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.

Основной целью моей работы является патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с народной культурой и традициями. Цель достигается путем формирования интереса к истории и культуре наших предков, воспитания творчески развитой личности.

Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:

1) Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

2) Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3) Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).

4) Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.

5) Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы, было сделано следующее:

- созданы условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

- разработана система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- установление сотрудничества с другими учреждениями.

Работу строю на основе современных дидактических принципов, которые опираются на закономерности обучения, развития в познавательной деятельности:

1. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность необходимой информации.

2. Принцип культуросообразности – вся система работы построена на основе народного календаря, в котором четко прописаны все календарные, народные, обрядовые праздники.

3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов.

4. Принцип интеграции определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей.

5. Принцип наглядности, который просматривается при проведении наблюдений в природе, на основе календаря наших предков. Он реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.

Система и формы работы

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Приоритеты данного опыта следующие:

1. Проведение систематических интегрированных занятий – игр.

Интерес к теме возникает тогда, когда будет затронута его эмоционально- чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что – то своими руками.

2. Создание атмосферы национального быта.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. Одним из условий успешного решения задач является создание предметно – развивающей среды, которая способствует накоплению информации, с этой целью в группе создан уголок народного быта. Прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа.

3. Использование фольклора.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности и т. д. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях, таки в процессе режимных моментах.

4. Знакомство с народным искусством.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития детей.

6. Проведение традиционных народных праздников.

Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители.

Моя система работы предполагает использование следующих форм и методов:

интерактивные занятия, познавательные беседы, предпраздничные посиделки, оформление в детском саду выставок, творческая и продуктивная деятельность детей, праздники, работа с родителями.

Предпочтение при организации пед. процесса отдаю тем формам, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей, их познавательной активности и ее сомореализации, интересны самим детям.

Правильный выбор методов обучения влияет на развитие целостной картины мира ребенка, его способностей, воспитание его потребностей. В своей работе я использую след. методы и приемы: метод интерактивной игры, наглядные методы, словесные методы, практические методы, в которых ведущими являются упражнения, опыты, экспериментирование. Также в работе используются технологии пректирования и информационно-коммуникационные технологии.

Благодаря вышеперечисленным методам и формам были достигнуты след. результаты:

У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.

Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

Сформировалось чувство национального достоинства.

Пополнились знания о декоративно-прикладном искусстве России.

Расширились знания о традициях русского народа.

Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.

Прикреплённые файлы:

otchet_1vi58.pptx | 12886,33 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста. Актуальность: формирование культуры поведения – одна из сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы «Приобщение детей к истокам народной культуры и ее традициям»
Опубликовано: 28 октября 2014 в 20:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД