Система работы «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»

Наталья Воробьёва
Система работы «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»

Система работы

«Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки способствуют развитию речи.

И. П. Павлова

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Действительно, развитие мелкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка, так как все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы.

Ученые, которые изучают деятельность головного мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на сегодняшний день проблема развития речи оставляет желать лучшего (число детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось: если в 50-х годах XX в. было около 17% детей с речевыми нарушениями, то в начале XXI в. их стало 68,5%).

Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет огромную социальную значимость. Исходя из вышеизложенного, приоритетом в своей работе я определила тему «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка».

Пальчиковая гимнастика - мощный стимул для развития речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

В начале работы перед собой поставила цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.

Реализация цели потребовала решения следующих задач:

1) Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

- произвольное внимание, логическое мышление; слуховое восприятие – память, речь детей;

2) развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

Поставив перед собою цель и определив задачи, занялась поисками всевозможных пальчиковых игр, постепенно формируя картотеку «Пальчиковый игротренинг».

В неё вошли следующие игры:

1) Игры с пальчиками «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и др.

2) Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», «Тесто ручками помнем» и др.

3) Пальчиковые потешки «Пошел котик на торжок» и др.

4) Пальчиковые сказки «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.

5) Пальчиковый и теневой театры.

При организации занятий пальчиковой гимнастикой определенными условиями являются:

Создание развивающей среды.

Подбор специальных методов.

Отбор наиболее эффективных приемов.

Свою работу по развитию речи я начала с детьми раннего возраста. В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания у ребенка мелкой моторики рук. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Для определения уровня развития мелкой моторики у детей была проведена диагностика ручного праксиса на момент поступления в ДОУ, а так же заполнена карта нервно-психического развития каждого ребёнка. На основании данной диагностики составила перспективное планирование работы по речевому развитию и развитию мелкой моторики рук.

Затем занялась формированием картотеки, в которую вошли различные игры с пальчиками, пальчиковая гимнастика, театры и др., в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно, а так же с помощью родителей.

Мы постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики, а соответственно и речи.

Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовали в игре, то в первую очередь, были созданы все условия для игровой деятельности. Игровые уголки в младших группах были расположены так, чтобы машины из “гаража” не проезжали через “жилую комнату”.

В старшем возрасте игровые зоны, по-прежнему, были разделены по полоролевому признаку. С помощью родителей мы создали для мальчиков специальные сюжетно-ролевые игры, которые не только решают познавательные задачи, но и развивают ручную умелость, речь.

“Электромонтер” - эту игру нам помогли пополнить атрибутами родители. Дети «работают» с электроприборами: провода, розетки, выключатели, крутят, щелкают, соединяют и т. д.

“Плотницкая мастерская” - мальчики работают инструментами (пилят, строгают, забивают гвозди и т. д.).

Также создали сюжетно-ролевые игры для девочек, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:

“Ателье мод” - в вечернее время с мамами девочки шьют, делают выкройки, примерки, подбирают нужный материал, примеряют свои изделия на кукол-манекенов.

“Поликлиника” - в этой игре мы оформили несколько узких специальностей (хирург, лор, окулист, педиатр).

“Салон красоты и здоровья” - девочки делают массажи куклам, маски, прически, маникюр и т. д.

В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики, мы, совместно с родителями, оборудовали специальные полочки, на которых имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические “Шнуровки”, “Пазлы”, “Выложи узор” (из камешков, “Собери бусы”, “Волшебные пуговицы и многое другое). С каждым годом содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются.

Также с помощью родителей изготовили и приобрели различные трафареты, с которыми дети очень любят работать.

В старшей группе мы начали использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, он может работать в ней самостоятельно в свободное время. Такие тетради мы называем “Веселыми прописями”. Сначала это была тетрадь в крупную клетку, в которой мы сами писали детям задание и давали для работы дома. Затем, готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.). Наш опыт свидетельствует, что работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно развивает мелкую моторику.

Также, мы начали использовать нетрадиционные способы раскрашивания гелевыми ручками. У каждого ребенка имеется своя раскраска, но картинки он закрашивает не простым способом, а разными фигурами (овалами, треугольниками, ромбами, снежинками, сердечками, точками и т. д.). Используя такой способ, у детей получаются прекрасные изображения.

Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Театр пальчиков”, “Театр рукавичек”, “Театр теней”. Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют “руками” - детскими пальцами.

Для родителей в приемной оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики, организована фотовыставка, которая периодически меняется.

Проводятся родительские собрания и консультации на темы: “Взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста в развитии мелкой моторики рук”, “Пальчиковая гимнастика как основа подготовки руки ребенка к письму”, “Играем пальчиками – развиваем речь ”. На таких собраниях родителям не только демонстрируем работы детей, но и показываем видеоролик, по которому они видят, как трудятся их маленькие дочки и сыночки, фрагменты занятий по развитию речи, режимные моменты с использованием пальчиковой гимнастики. А самое главное то, что мы даем возможность превратиться родителям в маленьких детей и поиграть со своими пальчиками.

Итак, организуя предметно – развивающую среду и создавая условия для речевого развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В своей работе мы используем накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Считаем, что для развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.

И поэтому мы используем следующие приемы:

Систематичность и планомерность проведения пальчиковой гимнастики.

Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.

Последовательность – (от простого к сложному).

Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным.

Кроме пальчиковой гимнастики, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности. В нашей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Начиная с младшей группы, мы организовали специальную полочку по изобразительной деятельности. Она оборудована таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной творческой деятельностью.

Постарались “привить” детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы ее мяли, рвали, разглаживали, резали – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) мы нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, игра “Золушка” (дети перебирают перемешанную крупу, “Письмо на крупе”.

Часто мы привлекаем родителей к этому виду деятельности: “Работы выходного дня”, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т. д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, мы уверенно и целенаправленно идем вперед к её достижению.

Разработав для этого свои методы и приемы и, используя их в работе с детками, мы заметили положительную динамику, которую подтвердили контрольные срезы.

Кисть руки детей приобрела гибкость, уменьшилась скованность движений, появилась согласованность действий обеих рук, движения стали координированными, что и способствовало речевому развитию детей.

Если учесть то, что из 22 детей нашей группы 14 имели проблемы в речевом развитии, то к концу старшей группы осталось только 3 ребенка с проблемами неправильного звукопроизношения. Это подтверждает тот факт, что развитие мелкой моторики положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, развивая, тем самым, речь малышей.

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику.

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга. И все это напрямую готовит ребёнка к успешному обучению в школе.

В группе была обогащена развивающая среда.

Большое значение уделяю подбору материала для развития мелкой моторики рук детей, так как это в свою очередь развивает речь детей.

С помощью педагогов и родителей был приобретён дидактический материал: «Лото», «Бусы», «Домино» и др., а так же пальчиковый и настольный театры: «Репка», теремок», «Колобок» и др.

Своими руками были изготовлены игрушки: «Божья коровка», «Игрушки-пристегушки», «Грибочки», «Елочки».

Так же в группе создала все условия для развития речевого общения детей: имеется подборка художественной литературы для детей, набор тематических и предметных картинок, уголок «Книжка-малышка». Воспитатели создают все условия для развития у детей речевого общения со взрослыми, сверстниками, задают детям образцы правильной речи. Развитие речи детей осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах: на занятиях, в совместной деятельности, на прогулке. Такой подход к обучению способствует развитию речи детей, пополнению словаря. Для развития речи детей, творчества и артистизма использую в своей работе различные виды театров.

Руками родителей и воспитателей были изготовлены театр – рукавичка, театр кружек, пальчиковый и теневой театры, персонажами которых являются герои различных сказок. В процессе показа сказок обратила внимание на то, что детям очень нравится теневой театр, на мой взгляд, незаслуженно забытый в наше время. У меня возникла идея разработать проект «Теневой театр», чтобы поближе познакомить детей с ним. Цель проекта: Познакомить детей с новым видом театра (теневой, формировать у детей интерес к театральной деятельности. Развивать речевую активность детей.

На сегодняшний день могу с уверенностью сказать, что у меня сложилась определённая система работы с родителями. Дети очень восприимчивы к убеждениям родителей. Именно поэтому необходимо совершенствовать методы пропаганды среди родителей, чтобы полученные знания воплощались в работу с детьми. Мне бы хотелось, чтобы повысилась их психолого – педагогическая грамотность. И я делаю для этого всё возможное.

В начале года провела родительское собрание по данной проблеме, организовала консультации: «Здравствуй, пальчик, как живёшь?», «Говорим спокойно, внятно, чтобы было всем понятно» и другие.

Провела мастер-класс «Весёлые ручки», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях, дала необходимые рекомендации по её проведению.

Моя работа плавно переросла в педагогический проект «Весёлые ручки». Цель проекта: научить родителей проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях, пропагандировать педагогические знаний среди родителей. После завершения проекта «Весёлые ручки» мною было проведено анкетирование родителей (Приложение 1).

Анализ анкетирования показал, что все родители принимали активное участие в реализации проекта, с удовольствием стали проводить пальчиковую гимнастику с детьми дома, владеют методикой её проведения. А главное заметен результат совместной работы воспитателя и родителей: дети хорошо говорят, знают много пальчиковых игр и с удовольствием в них играют, цель проекта достигнута.

О результативности моей работы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

Мною проведен сравнительный анализ результатов обследования речи у детей на начало учебного года (сентябрь 2010 г.) и конец учебного года (май 2011 г., в результате чего выяснилось, что к концу учебного года уровень развития речи детей значительно улучшился. Анализ диагностики показывает увеличение диагностируемых знаний детей: если в сентябре 2010 г. высокий уровень развития речи - 49 %; средний – 43 %; низкий – 8 %, то в мае 2011 г. мы видим, что высокий уровень детей увеличился на 7%, средний на 1%, а низкий уровень отсутствует. Подбор методов и приемов для работы с детьми соответствовал возрастным особенностям детей. Занятия проводились в игровой форме, что способствовало повышению мотивации, заинтересованности в занятиях.

И в заключении хочу сказать, что я не буду останавливаться на достигнутых результатах, буду продолжать поиски новых приемов и методов, заботиться о здоровье детей.

Моя педагогическая концепция заключается в словах Конфуция:

«. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький».

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Работа логопеда с младшими воспитателямиРабота логопеда с младшими воспитателями В детском саду в коррекционный процесс по развитию речи дошкольников вовлечены воспитатели, родители, специалисты. Система работы выстраивается.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Система работы «Влияние пальчиковой гимнастики на речевое развитие ребёнка»
Опубликовано: 13 января 2013 в 11:13
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...